Преодолеть 300-мильный (483 км/ч) рубеж скорости на воде — такую цель поставил перед собой Кен Ворби еще десять лет назад, вскоре после того, как трагически оборвалась жизнь знаменитого Дональда Кэмпбелла. Напомним, что Кэмпбелл погиб 4 января 1967 г. во время очередной попытки побить собственный же рекорд, а он обновлял абсолютный рекорд на воде шесть раз! Во время второго заезда, закончившегося катастрофой, его «Синяя птица» достигла скорости 318 миль/ч (518 км/ч), однако это достижение не могло и не было зарегистрировано в качестве официального рекорда: согласно правилам, глиссер должен пройти мерный участок дистанции дважды и в противоположных направлениях.
Путь к славе нынешнего рекордсмена мира был действительно нелегким и начался, когда ему было 16 лет: в летнем лагере скаутов, расположенном на берегу большого озера в Новом Южном Уэльсе, юный Кен самостоятельно спроектировал и построил свой первый катер. С тех 40 км/ч, которые с трудом удалось «выжать» из порядком изношенного двигателя, снятого со старого «форда», началась спортивная карьера Ворби. Через два года он был уже непременным участником едва ли не всех водномоторных соревнований, проводимых в родном штате. Теперь его можно было видеть за рулем уже настоящего спортивного катера, оснащенного мощным восьмицилиндровым двигателем «Форд Кобра» с рабочим объемом около 4,4 л.
Кен Ворби несколько раз завоевывает почетное звание чемпиона штата в своем классе, конструирует и строит ряд оригинальных гоночных лодок.
В 1964 г. Дональд Кэмпбелл появился в Австралии: он избрал озеро Дамблонг (в западной части континента) для установления нового абсолютного рекорда скорости. В самый последний день этого года — 31 декабря — «Синяя птица» развила скорость в 444,72 км/ч. Однако этот рекорд мира, установленный в Австралии, даже не был зарегистрирован в качестве рекорда австралийского континента: ведь Кэмпбелл, хотя и воспользовался широкой поддержкой местных властей и меценатов, оставался английским подданным и выступал на технике, построенной в Англии. У Ворби, как и у других австралийских спортсменов, этот факт не мог не оставить неприятного осадка на душе. Возможно, именно тогда и зародилась у молодого спортсмена мечта принести почетное право обладания рекордом своей стране.
Располагая самыми общими сведениями о «Синей птице» и лишь фотографиями «Хаслера», на котором тремя годами позже американец Ли Тейлор улучшил рекорд Кэмпбелла (458,66 км/ч), Ворби начал набрасывать проект своего глиссера. Движителем должна была стать турбореактивная авиационная установка: в 1968 г. по сходной цене Ворби удалось купить сразу три таких движителя типа «Вестингауз J34», снятых с отслуживших свой срок морских бомбардировщиков «Нептун». Располагая солидным резервом запасных частей, Ворби с помощью механиков с ближайшего аэродрома сумел собрать одну вполне работоспособную установку.
В небольшом садике у дома Ворби в Сиднее, прямо под открытым небом, был сооружен стапель, и на нем постепенно стали вырисовываться контуры 8-метрового глиссера. Патриотичный Кен назвал свое судно «Спирит оф Австралия» — «Дух Австралии». Корпус был спроектирован по трехточечной схеме с двумя бортовыми спонсонами и кормовой центровкой. Чтобы конструкция получилась и очень прочной, и легкой, Ворби особенно тщательно отбирал материал для изготовления деталей набора. Детали шпангоутных рамок он нарезал из реек высокопрочного спруса (из этой древесины делались раньше легкие мачты для спортивных яхт и детали самолетов). Продольный набор был сделан из лучшей орегонской сосны. Корпус Ворби обшил водостойкой авиационной фанерой, а затем оклеил его стеклотканью. Благодаря покрытию из особой термостойкой краски на эпоксидной основе днище глиссера приобрело гладкую поверхность, оказывающую минимальное сопротивление трения.
Турбореактивный движитель, имеющий длину более 4 м и вес 545 кг, был надежно закреплен сразу за кормовым обрезом кок-лита водителя. По исходным техническим данным установка должна была развивать тягу 1725 кг.
К началу июня 1974 г. глиссер был готов, однако на дальнейшее попросту не оставалось денег. На постройку корпуса и приобретение турбин Ворби истратил более 50 тыс. австралийских долларов — большую часть семейных сбережений, сделанных за многие годы. Помогло то, что слухи о планах Ворби просочились в печать и ими заинтересовались деловые круги. Нефтяная компания «Шелл», устраивавшая состязания на глиссерах в Гриффите, пригласила Кена для начала принять а них участие, обещая бесплатную заправку горючим. В этих гонках на прямой трассе «Спирит оф Австралия» легко развил скорость 289 км/ч и пришёл к финишу первым, а в сентябре того же года его средняя скорость двух пробегов на официальной дистанции 268 км/ч была зарегистрирована как новый национальный рекорд.
Информация об изображении
«Спирит оф Австралия» в 1977 г. с установленным кормовым стабилизатором и обтекателем
В тот год дальнейшие попытки «разогнать» глиссер не дали результата. Ворби чувствовал, что с повышением скорости движение «Спирит оф Австралия» становится неустойчивым, появляется опасная тенденция к взлету и опрокидыванию через транец. Кроме того, было очевидно, что двигатель работает на пределе и необходима его доводка. Требовалась доработка конструкции глиссера и для уменьшения его аэродинамического сопротивления.
«Спирит оф Австралия» в 1977 г. с установленным кормовым стабилизатором и обтекателем
Конец испытаниям 1975 г. положила простая жестяная банка из-под пива. На полной скорости глиссер наскочил на банку, тонкое днище было пробито, и Ворби чудом успел выбросить глиссер на берег, прежде чем судно пойдет ко дну. Корпус получил изрядные повреждения, потребовалась также замена многих важных и дорогих деталей реактивного двигателя.
Теперь Ворби уже чувствовал, что опыта гонщика и одной его интуиции недостаточно для успешного завершения далеко идущих планов, что нужно привлекать специалистов-ученых. Его консультантом, а в конце концов и помощником, стал профессор Том Финк — декан технического факультета университета в Новом Южном Уэльсе, работавший когда-то с Кэмпбеллом при доводке «Синей птицы». Практические испытания — продувки модели глиссера Ворби в аэродинамической трубе взялся выполнить другой сотрудник университета, ведущий австралийский специалист по проектированию СВП доктор Лоуренс. Его исследования и расчеты позволили дать четкие рекомендации по смещению в нос центра тяжести глиссера и установке кормового стабилизатора с небольшим несущим горизонтальным крылом; подъемная сила, возникающая на этом крыле, должна была препятствовать возрастанию дифферента катера на корму. Эти меры наряду с небольшим смещением двигателя в нос и изменением угла его наклона к горизонту существенно уменьшили вероятность взлета и опрокидывания глиссера.
Информация об изображении
Глиссер во время рекордного заезда 20 ноября 1977 г. Скорость — 463,77 км/ч
Исследования и работы по доводке глиссера, естественно, потребовали новых и немалых затрат. К началу 1976 г., несмотря на поддержку могущественной «Шелл Ойл Компани», Кен Ворби оказался на грани банкротства? Он пытался поправить свои дела, участвуя в водно-моторных гонках на крупные денежные призы. «Вошел в пай» с тремя фанатиками водно-моторного спорта, основавшими компанию, которая носила звучное название «Монте-Кристо»: «депо», которое, по идее, должно было быстро обогатить компаньонов, состояло в массовом изготовлении художественных миниатюр в старинном стиле (их продукция пользовалась успехом, особенно у заокеанских туристов, однако проблемы это не решило)...
Глиссер во время рекордного заезда 20 ноября 1977 г. Скорость — 463,77 км/ч
Только неожиданная поддержка крупнейшего в Австралии объединения универсальных магазинов «Фоссейс» позволила будущему рекордсмену мира завершить модернизацию глиссера, выполнив все рекомендованные учеными переделки (вот почему огромные буквы «FOSSEYS» появились на обтекателе двигателя рядом с изображением «шелловской» эмблемы — раковины).
Очевидно, возымел действие и горячий призыв к меценатам, опубликованный в журнале «Модерн Боутинг»: «Вы гордитесь тем, что вы — австралийцы, и доказываете это, когда тратите миллионы долларов на постройку яхт и борьбу за «Кубок Америки», так неужели не достоин небольшой поддержки тот, кто готов побить мировой рекорд скорости на воде!»
В марте 1976 г. «Спирит оф Австралия» снова оказался на воде, и Ворби сразу же улучшил рекорд континента еще на 17 км/ч. Он убедился в том, что достижение еще более высоких скоростей без риска для жизни в принципе возможно и приступил к планомерной доводке глиссера. В первую очередь было решено усовершенствовать пульт управления глиссером и изменить узел подачи воздуха в двигатель.
Водитель на «Спирит оф Австралия» располагался таким образом, что его голова и плечи частично перекрывали воздухозаборное отверстие турбины, внося возмущения в поток воздуха, засасываемого компрессором. На высокой скорости эта «мелочь» приводила к заметной потере мощности двигателя. Дело исправили, установив два воздухозаборника овального сечения, расположенных к бортам от кокпита.
В кормовом сопле двигателя установили дополнительную кольцевую камеру сгорания, что позволило увеличить тягу еще примерно на 100 кг.
Тщательно подобрали площадь пера водяного руля. Убедившись, что незначительное уменьшение площади пера не скажется на управляемости, срезали его нижнюю кромку на несколько дюймов; одно это уменьшило сопротивление воды движению глиссера на скорости 480 км/ч более чем на 200 кг!
Установка ветрового стекла обтекаемой формы снизила аэродинамическое сопротивление глиссера и улучшила условия работы водителя: теперь Ворби не был прижат встречным потоком воздуха к спинке сиденья!
19 ноября 1977 г. все было готово для осуществления мечты Кена Ворби. На берегу водохранилища Блауэринг Дэм, окруженного горами, собрались немногочисленные помощники и друзья Кена Ворби, три официальных представителя Ассоциации водно-моторного спорта Австралии, журналисты. Однако выйти на воду в тот день Ворби так и не решился: дующий вдоль трассы ветер поднял зыбь, рассчитывать на максимальную скорость было нельзя.
Только утром на следующий день Кен, наконец, включил зажигание и начал рекордные заезды. Скорость прямого пробега на мерном участке составила 463 км/ч. На обратном же курсе авиационный спидометр на пульте показал великолепную скорость 528 км/ч. Таким образом, средняя скорость составляла 495 км/ч, а это намного перекрывало существующий рекорд мира и превышало заветный 300-мильный рубеж! Однако, к удивлению Ворби, представители АПБА, произведя вычисления по своим замерам, заявили, что скорость составила всего 442 км/ч. Ворби потребовал проверки. Судьи долго возились с электронным калькулятором, секундомерами и своими записями, после чего заявили, что спортсмен, действительно, побил рекорд Тейлора, но на столь малую величину, что результат не может быть зарегистрирован: по действующим правилам для этого новый рекорд должен перекрыть предыдущий не менее чем на определенную величину — 0,75%.
Налицо была явная ошибка, но не оставалось ничего другого, как немедленно повторить заезды, благо топливо еще оставалось. Тем временем пошел дождь, вновь поднялся ветер. Несмотря ни на что, «Спирит оф Австралия» развил 299,65 миль/ч (482,1 км/ч) на прямом пробеге и 277,535 (444,4) на обратном — ему помешал неожиданно вышедший в озеро катер, который развел на акватории волну, и то, что засорились форсунки дополнительной камеры сгорания (она во время этого заезда не работала). И все же средняя скорость в 277,535 миль/ч (463,77 км/ч) была безоговорочно зафиксирована представителями АПБА в качестве нового абсолютного мирового рекорда скорости на воде.
До новых заездов на Блауэринг Дэм, назначенных на апрель 1979 г., оставалось еще несколько месяцев, когда в начале октября газеты всего мира напечатали сенсационное сообщение: Кен Ворби прошел километровую трассу со скоростью 492 км/ч в одну и 529 в обратную сторону. Кен Ворби взял 300-мильный рубеж! Он должен был спешить, ведь в борьбу за абсолютный рекорд скорости на воде включились гонщики из Англии и США. О новых претендентах мы расскажем в ближайших номерах сборника.