Навигация в самом разгаре. По крайней мере три миллиона моторных и гребных лодок, катеров, яхт, байдарок и надувнушек вышли на просторы рек, озер и водохранилищ страны. Сотни яхт совершают дальние плавания во всех морях, омывающих наши границы, выходят за рубеж. Не будет преувеличением сказать, что из каждой тысячи жителей около 60 человек посвящают часы летнего досуга различным видам отдыха, связанным с использованием плавучих средств.
Многие из этих людей оказались в лодке впервые, и важно, чтобы это знакомство не оставило неприятного впечатления и уж во всяком случае — не обернулось трагедией. Долг каждого опытного судоводителя-любителя не только самому обеспечивать безопасность на воде, но и передавать новичкам основные правила безопасной эксплуатации судна, выработанные веками.
За последние годы любительский прогулочно-туристский флот существенно изменил свое лицо. Сейчас уже трудно встретить лодки, которые народ метко окрестил «душегубками». Их места у причалов заняли суда, построенные на заводах но проверенным проектам, которые гарантируют достаточную остойчивость, прочность корпуса и непотопляемость практически в любых случаях эксплуатации. Если, конечно, капитан этого судна не нарушает важнейших условий, оговоренных в паспорте лодки: предельной нагрузки, предельной мощности двигателя, предельного удаления от берега и т. н.
Однако не секрет, что перегрузка лодки, выход в плавание при условиях, которым не соответствуют мореходные качества лодки, переоценка личного опыта в управлении судном — ошибки, характерные для большинства молодых судоводителей. А вода не прощает подобных ошибок. Так, в нашей печати сообщалось, что только на голубых дорогах РСФСР за один 1975 г. произошло около 1000 серьезных аварий маломерных судов!
На многих стоянках не только не контролируют состояние выходящих в плавание мотолодок, но даже не фиксируют их отход от причала. Случается, что об аварии с лодкой на месте ее приписки узнают лишь много времени спустя.
Бывает и так, что в трагическом исходе плаваний, совершаемых с серьезными нарушениями самых очевидных правил, оказываются повинны организации, само существование которых имеет целью обеспечить безопасность эксплуатации спортивных и туристских судов. Принципиально был поставлен, например, вопрос, на состоявшемся в начале этого года судебном процессе по делу о гибели пяти молодых яхтсменов на ждановской яхте «Надежда» (см. сборник №71): в случившемся суд признал виновными и администрацию яхт-клуба и тренера, выпустившего яхту с недостаточно квалифицированным экипажем в море при штормовом предупреждении. Общественность вправе требовать от руководства спортивных клубов трезвой оценки обстановки и возможностей судна и экипажа в каждом отдельном случае.
Хуже обстоит дело с любителями водно-моторного туризма, основная масса которых и на сегодня остается неорганизованной — не объединенной под флагами спортивно-туристских клубов и секций, ОСВОДа или ДОСААФа. Взаимоотношения с навигационно-техническими инспекциями для таких капитанов кончаются регистрацией лодки, получением удостоверения судоводителя-любителя и талона на эксплуатацию лодки. Дальше капитаны оказываются предоставленными сами себе. Малочисленный штат инспекций (в Ленинградской областной инспекции, например, где зарегистрировано свыше 20 тыс. лодок и катеров, в летнее время работает всего 8 инспекторов) абсолютно не в состоянии осуществлять регулярный контроль за порядком на воде, за безопасностью повседневной эксплуатации малого флота. Где уж тут вести широкую разъяснительную работу — профилактику происшествий, пропаганду «хорошей морской практики»! Следовательно, во главу угла необходимо поставить личную сознательность каждого владельца малого судна.
Каждый выход на воду, каждое плавание должны тщательно готовиться. Любое судно может покидать стоянку только совершенно исправным и при соответствующем правилам обеспечении. Нельзя забывать и о важности информации при плавании по незнакомым маршрутам. Известно, что примерно пятая часть всех инцидентов на воде оказывается следствием плохого представления об опасностях и особенностях района путешествия.
Не менее важно соблюдение правил определенной этики и самодисциплины. В последнее время в различных печатных органах то и дело появляются выступления, призывающие запретить эксплуатацию прогулочных мотолодок на тех или иных водоемах. Очевидно, что поводом для таких выступлении является не только воздействие на флору и фауну наших рек, которое оказывает выхлоп подвесного мотора (оно, как показали длительные исследования за рубежом, практически неощутимо на фоне гораздо более серьезного воздействия промышленности, больших городов, режима ГЭС и т. п.); нередко поводом для огульных обвинений и запретов оказывается вызывающее поведение на воде отдельных водномоторннков. Еще бывает, что подобные «капитаны» прокладывают курс буквально по головам купающихся, устраивают гонки на тихих речках, «режут» форштевни проходящих больших судов и т. п. Таким — не место за рулем мотолодки! Излишне говорить о недопустимости нередких еще случаев управления судном в нетрезвом виде: более трети всех аварий и несчастных случаев на воде происходит именно по этой причине.
На воде нет ни ГАИ, ни милиции: наводить порядок надо самим, не дожидаясь вмешательства извне. И решение кардинального вопроса — быть или не быть лодкам на данной акватории — во многом зависит от организованности самих капитанов.
Ниже публикуется ряд статей, посвященных различным вопросам безопасности плавания малых судов. Краткий отчет старшего инспектора Тюменского облсовета ОСВОДа Ю. П. Шалагинова о проведенном рейде наглядно свидетельствует о неблагополучном положении дел на Туре и Тоболе. К сожалению, материал этот свидетельствует и о том, что, несмотря па инициативность работников Облсовета ОСВОДа, исправить это положение они не в состоянии. Одной раздачей листовок безопасность не обеспечишь. Впрочем, как и одними беседами со злостными нарушителями правил эксплуатации малых судов: к сожалению, тот же ОСВОД до сих пор остается фактически бессильным и не имеет права налагать какие-либо санкции.»
В. И. Фокин в статье «Онежские горизонты» обращает внимание судоводителей-любителей на серьезность такого шага, как выход в большое водохранилище, на необходимость предварительной тщательной проработки маршрута, подготовки судна и снабжения к такому плаванию. Поучительна — и отнюдь не только для яхтсменов — авария ленинградской яхты «Волга», происшедшая в пределах видимости яхт-клуба; отсутствие должной квалификации экипажа могло бы привести и к гораздо более серьезным последствиям, случись это в дальнем походе!
Наконец, медицина на борту — еще одна сторона подготовки судна к любому плаванию. Ведь отправляющиеся в путешествие часто оказываются за много километров от аптек и пунктов первой помощи, когда рассчитывать можно только на средства, имеющиеся на судне! Плох капитан, который не позаботится о простейшей аптечке, хотя ее наличие и не предписывается правилами.
Желая всем капитанам счастливого плавания, «Катера и яхты» призывают всегда руководствоваться здравым смыслом, помнить о безопасности и дисциплине на воде!