Модернизация бензонасоса
Понижение уровня топлива в поплавковой камере карбюратора — наиболее вероятная причина сбрасывания числа оборотов коленчатого вала мотора под нагрузкой.
Три навигации я бился с таким дефектом на своем «Вихре-М». Несколько раз менял шланги, брал в дорогу по два совершенно новых бензонасоса, растачивал корпус насоса, чтобы увеличить рабочую площадь диафрагмы, — все безрезультатно: на больших оборотах или при ходе на приличной волне (топливо в баке плещется и в заборную трубку попадает воздух) уровень топлива в камере карбюратора падал, мотор сбрасывал обороты.
Кроме «Вихря-М» у меня есть еще и мотор «Прибой», в бензонасосе которого на диафрагму со стороны клапанов давит небольшая пружина. Вспомнил я также, что подобная пружина стоит и в насосе моторов «Кресчент». Решил поставить подобную пружину и в бензонасос «Вихря-М».
Поставил — и дефект, над устранением которого я бился несколько лет, исчез. Теперь насос работает безотказно; даже появление небольших подсосов воздуха в соединительном штуцере на подачу топлива не влияет. Мотор хорошо работает на больших оборотах, при любой волжской волне.
Видимо, неустойчивая работа бензонасоса «Вихря-М» является следствием недостаточного разрежения в картере работающего двигателя, а разрежение падает из-за неполадок в шатунно-поршневой группе (залегло поршневое кольцо; износились поршни или цилиндры; имеется подсос воздуха через изношенные сальники). Возможно также, что плохая подача топлива насосом — результат неучтенных конструкцией нежелательных колебания диафрагмы; установка пружины очевидно способствует стабилизации ее и более четкой работе.
Модернизированный насос показан на рисунке. Колпачок вытачивается из алюминиевого сплава и предохраняет диафрагму от потертостей. Усилие, создаваемое пружиной на диафрагму, равно 150—180 гс. Через 10—15 часов работы двигателя диафрагма слегка вытягивается и принимает коническую форму.
Колесо для перевозки подвесного мотора
Двухколесные тележки для транспортировки подвесных моторов, как правило, получаются громоздкими и неудобными для хранения: в лодке для них не находится места.
Я сделал простое приспособление, использовав только одно колесо от детского велосипеда.
По шпоре мотора подгоняется и сваривается из 1,5-миллиметро-вой стали кожух 1, к которому затем приваривается вилка 2 (пруток диаметром 10 мм) для крепления колеса 3.
Мотор надежно удерживается в кожухе под действием своего веса, перевозить мотор довольно легко.
Малогабаритное приспособление можно даже взять с собой в плавание.
ДУ реверсом «Нептуна-23»
Рекомендованный заводом в инструкции (см. также сборник № 48) метод установки дистанционного управления от лодочных моторов «Москва» на «Нептун-23» горьковчанин Л. Д. Подпрятов считает неудачным и не без оснований. Вот что он пишет: «ДУ Ржевского завода быстросъемное, и это удобно: подвесные моторы в большинстве случаев после поездки снимают с лодки. Кроме того, при регулировке мотора удобнее, если переключить реверс можно штатным переключателем мотора. Прежние рекомендации исключают эти удобства — ДУ отсоединяется долго, а толкатель переключения реверса удаляется совсем». Л. Д. Подпрятов предлагает рычаг переключения реверса 4 (см. рис.) удлинить и сделать в нем два отверстия — нижнее для штатного переключателя и верхнее для дистанционного, на поддоне установить планку 3 для крепления зажима оболочки ДУ. Для вывода оболочки ДУ на поддоне и в кожухе сделать пропилы. Дистанционное управление при такой доработке не нуждается в изменении, монтируется и демонтируется по инструкции на ДУ; сохраняется штатный шток переключения реверса.
Крепление гребного винта
Конструкция крепления гребного винта на моторах «Нептун-23» и «Москва-30» очень удачна — винт легко надевается на вал и снимается при срезании шпонки, но только, если шпонка новая или срезается полностью. Если же нужно, например, заменить винт, а шпонка не срезана, а только слегка смята, выбить ее очень трудно или практически невозможно.
Уфимец В. А. Войниконис рекомендует сделать небольшую доработку узла фиксации для облегчения удаления шпонок при замене винта. Сущность его заключается в том, что круглые отверстия 06 мм во втулке винта под шпонку делаются овальными (см. рис.) и применяется не цельная шпонка, а сделанная из двух отрезков длиной по 15 мм, которые удерживаются от выпадания штатным колпачком. При необходимости замены винта половинки шпонки могут быть легко вынуты из гребного вала плоскогубцами, вводимыми в овальное отверстие втулки винта.
Восстановление работоспособности катушки зажигания
Выход из строя катушек зажигания на магнето с встроенными катушками — довольно часто встречающийся дефект. Особенно он неприятен, если произошел в пути, а запасной катушки нет. Новгородец А. Г. Кумачев. оказавшись в таком положении с «Москвой-30», попробовал восстановить работоспособность катушки после того, как убедился, что конденсатор и прерыватель исправны. Вышедшая из строя катушка была снята с сердечника и в течение 30 мин проваривалась в автоле АС-8 в консервной банке на костре. После этого еще горячая катушка была покрыта эпоксидным клеем и после его отверждения, которое произошло очень быстро, установлена на магнето. Работоспособность катушки восстановилась, и она прослужила всю навигацию.
Таким же способом были отремонтированы еще несколько катушек, причем только у одной, видимо, имевшей обрыв провода, работоспособность не восстановилась. При ремонте для покрытия применялся уже клей БФ-2.
«Вихрь-М»
Как уменьшить коррозию и тем самым увеличить работоспособность сальников 2.215-000 и 2.218-000?
Сальники 2.215-000 работают в агрессивной среде выхлопных газов, паров пресной и морской воды, бензина и масла. Было испытано много видов антикоррозионных покрытий, пружин сальников, смазок и т. д., но положительный результат получен только после внедрения пружин, изготовленных из нержавеющей проволоки 0,4-2Х18Н9 по ГОСТ 5548—50. Теперь долговечность пружин сальников значительно превосходит ресурс мотора.
Следует помнить, что 2.215-000 — номер сальника в сборе с пружиной 2.215-001, а 2.218-000 — в сборе с пружиной 2.218-001.
В моем моторе «Вихрь-М» после четырех навигаций сильно выработался бронзовый подшипник в стакане редуктора. Для изготовления нового прошу сообщить его посадочные размеры и посадочные размеры стакана.
В моторах «Вихрь» всех моделей вал гребного винта 2.202-007 на выходе из редуктора опирается на бронзовый подшипник скольжения 2.212-002, запрессованный в алюминиевую втулку (стакан) 2.212-001 (см. рис.).
Подшипник изготавливается из бронзы марки БрОС-10-10, втулка — из алюминия марки Д1Т.
«Москва-30Э»
В чем причина перебоев в работе лодочного мотора на малом газе? Почему выбивает передний ход? Из-за чего не работает заслонка соленоида пои включенном электростартере на моторе «Москва-30Э»?
Причина нестабильной работы мотора на малом газе — обеднение смеси или перебои в работе системы зажигания. Обеднение смеси иногда получается из-за того, что основные детали карбюратора, такие, как жиклер, распылитель, дозирующая игла, могут быть от карбюраторов К36 разных серий (их нам поставляли заводы-смежники).
Если установка иглы на крайнюю нижнюю защелку (верхнее положение) не устраняет обеднения, нужно проверить, имеется ли на ее нижнем конце конус. Его параметры: минимальный диаметр 1,82 мм, длина 27 мм. Можно заточить иглу и немного острее. Диаметр распылителя (деталь, в которую входит дозирующая игла) — 2,6 мм; основной топливный жиклер (установлен снизу, сбоку в канале, соединяющем поплавковую камеру и распылитель, под резьбовой заглушкой) должен иметь диаметр около 1,64 мм.
Перебои в системе зажигания устраняются регулировкой зазоров и угла опережения зажигания. При этом нужно стремиться к такой регулировке, которая позволила бы иметь искру при небыстром вытягивании шнура стартера. Это облегчит запуск и стабилизирует работу мотора на малом газе.
Передний ход может выбивать по двум причинам: из-за износа н скалывания зубьев храповой муфты и из-за нарушения регулировки зазоров в храповой муфте. Этот дефект может возникнуть, если отогнут рычаг блокировки, который деформируется при попытках выключить или включить реверс при положении ручки газа «полный ход». Регулировка зазоров в зубчатой муфте осуществляется изменением длины тяги. Для этого нужно вскрыть редуктор, снять крышку лючка, отвернуть два винта, скрепляющие верхнюю и нижнюю половинки тяги, и установить храповик в нужное положение за счет изменения суммарной длины тяги. После регулировки все операции повторить в обратном порядке. Помните, что снятие корпуса горизонтальною привода нужно производить в положении ручки реверса «задний ход» с тем, чтобы не высыпались иголки из подшипника шестерни заднего хода. При регулировке за этим также нужно тщательно следить. Если регулировка зазоров в муфте не устранит выбивания, то нужно заменить шестерни или храповик с износившимися зубьями.
Соленоид не удерживает воздушную заслонку при включенном стартере по двум причинам: неполная зарядка аккумуляторных батарей или неисправность электростартера (стартер потребляет слишком большой ток). Если при полной зарядке батареи явление не исчезнет, нужно проверить правильность крепления стартера и его смазку, прилегание щеток к коллектору.