Сам я в прошлом моряк, много лет прослужил на Краснознаменном Тихоокеанском флоте, парусным спортом начал заниматься с 1930 года. Уволившись в отставку, я по просьбе ЦК ДОСААФ Молдавской ССР организовал в Кишиневе клуб юных моряков-парусников при Республиканском дворце пионеров и школьников.
Желающих заниматься оказалось много. В 1963 г. новый клуб был введен в штат дворца. Республиканский морской клуб ДОСААФ предоставил в распоряжение ребят 3 «Фолькбота», 3 швертбота «М», 3 «Финна», 2 четырехвесельных яла и разрешил использовать его базу на Гидигичхском водохранилище; другой нашей базой была спасательная станция на Комсомольском озере. Одновременно на воду могли выходить 45—50 детей.
Ежегодно две команды, представлявшие дворец пионеров, принимали участие в республиканских соревнованиях юных моряков (бег, стрельба, плавание, гребля, вязание морских узлов, флажный семафор), причем кишиневцы неизменно занимали призовые места. Проводились детско-юношеские соревнования по парусному спорту на переходящие кубки; дворца пионеров, горкома комсомола, редакции газеты «Юный ленинец». Республиканского морского клуба ДОСААФ, ветеранов флота.
Так в столице сухопутной Молдавской республики появился и стал развиваться детский парусный спорт. Вскоре к ребятам подключились и взрослые: студенты, инженеры, молодые рабочие. При морском клубе была создана секция парусного спорта, состоящая из 80 человек. Сюда вошли и юные моряки-парусники.
На Гидигичхском водохранилище проводились совместные (дети и взрослые) соревнования по парусному спорту, для участия в республиканских соревнованиях мы выезжали в Одессу. Это был расцвет парусного спорта и массовых спортивных мероприятий.
Однако в дальнейшем ДОСААФ прекратил культивировать парусный спорт и перестал поддерживать юных моряков. Постепенно секция распалась, суда остались без присмотра и пришли в негодность раньше срока.
Юные моряки вынуждены были срочно строить своими руками детско-юношеские спортивные суда. За зиму 1965—1966 гг. по чертежам, опубликованным в «КиЯ», были построены 4 швертбота типа «Мотылек», 4 детских швертбота международного класса «Кадет» (один — из стеклоцемента) и катамаран «Юнга». 5 «Оптимистов» мы собрали из заготовок, присланных Таллинской экспериментальной верфью спортивного судостроения.
Значительно позже в наш флот вошли моторные суда, обеспечивающие безопасность плавания: «Прогресс», «Казанка» и 2 «Южанки». Появились у нас и 2 тузика с вооружением от «Оптимистов», и «Оморочка» (построенная по чертежам, которые мне удалось снять в низовьях Оби), и четырехсекционная разборная «Ладога» М1А.
Все детали детских спортивных судов изготавливали из отходов пиломатериалов — горбыля, досок от ящиков, простой строительной фанеры на гвоздях и частично на шурупах. Детали пропитывали олифой с парафином, корпуса окрашивали масляной краской. Рангоут и детали корпусов склеивали клеем АГО. Паруса шили из суровой бязи.
С 1971 г. мы приобретаем парусные лодки, построенные в Таллине и ПНР. Уже имеем 16 «Оптимистов», 16 «Кадетов», 4 «ОК-Динги».
В 1965 г. ребята с помощью родителей, бывших членов клуба, а также ветеранов флота построили детскую парусную базу на Комсомольском озере. Дирекция ЦПКиО каждый год грозится снести наши строения, но ей приходится считаться с тем, что в отдельные дни здесь собирается до ста ребят. С 1975 г. клуб временно передан Центральной станции юных техников.
На самодельных «Кадетах» в 1969 г. ребята прошли 350 км по Днестру от Вадулуй-Водэ до Белгорода-Днестровского, где провели матчевую встречу с местным детским яхт-клубом. На двух таллинских «Кадетах» и одном самодельном «Оптимисте» юные кишиневцы выступали в 1973 г. на Международной малой Балтийской регате в Таллине. Следующие два года—принимали участие в гонках в Киеве, Николаеве, Днестровске. А в 1977 г. Центральная станция юных техников Молдавской ССР сама провела республиканские юношеские соревнования — II этап всесоюзных соревнований на приз «Хрустальный кубок» (принимали участие ребята из Кишинева, Оргеева, Днестровска).
Каждый год, укладывая паруса на зимнее хранение, я не раз задумывался о том, как бы их заставить работать в полную силу и в осенне-зимний период. Так родилась идея построить детский буер под вооружение от швертбота класса «Оптимист». И вот зимой прошлого года первый буер «Ракета» вышел на лед. Затем построили еще один, получивший название «Синяя птица».
Между прочим, «Ракету» еще летом поставили на колеса и провели испытания на пляже по утоптанной дороге. Оказалось, что колесная яхта развивает такую высокую скорость, что управлять румпелем очень трудно, нужен штурвал с червячной передачей и тормозное устройство.
Моя мечта — построить для самых маленьких яхтсменов детский гоночный швертбот с более привлекательными, чем у «Оптимиста», обводами, более удобным для них вооружением и парусами.
Сейчас разрабатываются чертежи транспортабельной плавучей базы, рассчитанной на 12 «Оптимистов» и 3 «Кадета».
В Молдавской ССР почти нет парусного спорта для взрослых яхтсменов, но уже есть два детских клуба в Кишиневе и Оргееве и детская спортивная парусная школа в Днестровске на Молдавской ГРЭС. Хочется надеяться, что это послужит хорошей основой для развития большого парусного спорта в республике. Условия для этого есть.
Беда наша в том, что ни одна спортивная организация Молдавии не культивирует парусный спорт. Министерство народного образования Молдавской ССР, которому мы принадлежим, парусным спортом не интересуется, нет его и в спартакиаде школьников. А как бы красиво выглядел «Хрустальный кубок», если бы он стоял между «Золотой шайбой» и «Кожаным мячом»!
На одном из всесоюзных семинаров тренеров по парусному спорту, работающих с детьми, я поднимал вопрос о включении детского парусного спорта в программу спартакиад школьников. К сожалению, этому вопросу не уделили внимания. Для нас, малых клубов, это очень важно. Ведь это единственный выход за пределы республики. А пока мы так и не получаем руководящих документов по парусному спорту, положений о соревнованиях, вызовов на всесоюзные семинары тренеров, работающих с детьми. Единственной информацией по парусному спорту для нас является сборник «Катера и яхты».