Начали мы с наиболее простых в постройке швертботов типа "Миррор Динги", подходящих для тренировок на наших водоемах (самый большой из них имеет размеры по зеркалу воды около 500x600 м). Затем освоили строительство крейсерских швертботов, позволивших совершать дальние спортивные плавания по волжским водохранилищам (см. "КиЯ" №86 за 1980 г.). Всего нами было построено пять таких яхт. С июня по август мы проводим лето на них — в крейсерских плаваниях. А вот тренировки на местных водоемах нам запретили по причине столкновения интересов купающихся и юных моряков — купальщиков здесь очень много и давить их судами юнморов, конечно, было нельзя. Но практика показала, что начиная с апреля по май и с сентября по октябрь те же самые водоемы пусты — купальный сезон или не начался, или уже окончен. Вот мы и решили использовать именно это время для тренировок по гребле и парусу.
Наши "Миррор Динги", построенные в начале семидесятых, остались только на фотографиях. Нужны были новые, простые изготовлении лодки, при том обязательно легкие чтобы можно было без особого труда донести их до водоема, а это около 1.5 км, и отнести обратно в клуб; беда в том, что на озерах нет места для надежного хранения флота.
В конце концов мы остановились на простейшем варианте — обучении ребят гребле и плаванию под парусами на универсальной парусно-гребной (однопарка) остроносой лодке (коротко о ней упоминалось в "КиЯ" №174). Ее вес (с минимальным набором) — около 25-30 кг. Нам повезло — мы смогли использовать довольно редкий для любительского судостроения листовой материал, выпускаемый для автомобилестроительной индустрии — элвуд Самое главное — он не только прочен, но и совершенно не боится воды, так что корпус лодки не нужно оклеивать стеклотканью. Трехмиллиметровый лист элвуда имеет размеры 3200х1200. Исходя из этого мы и приняли габариты нашей серийной лодки: длина — 3 м, ширина — 1 м, высота борта у миделя — 0.35 м, что позволяет использовать для обшивки корпуса и листы стандартной фанеры 1525х1525.
Особенность примененной конструкции корпуса в том, что днище плоское (хотя и с подъемом к оконечностям), киля нет как такового, а поперечный набор состоит из одного мидель-шпангоута и транца. Продольный набор составляют два днищевых стрингера (один скуловой и один бортовой) и привальный брус (с усилением накладкой — в районе подуключины и подвески шверца и буртиком снаружи).
На изготовление набора пошло 25 еловых реек 15х25х3200, семь из них — на сборку мидель-шпангоута, транца и форштевня, причем для увеличения сечения связи рейки склеивались между собой. Все продольные связи врезаны в транец, шпангоут и форштевень заподлицо и закреплены шурупами на клею ЭДП.
Сборку корпуса выполняли в положении вверх днищем на полу, на котором была пробита линия диаметральной плоскости (ДП). На концах этой линии устанавливали форштевень и транец, по середине — мидель-шпангоут. Перпендикулярность ДП и вертикальность проверяли угольником. В пазы установленных таким образом связей набора вставляли привальный брус, бортовые, скуловые и днищевые стрингеры, которые также крепили шурупами на клею. Для увеличения жесткости с внутренней стороны стрингеров и привального бруса наклеивали (от миделя в нос и в корму) рейки 15х25.
После высыхания клея набор малковали. Затем на него укладывали днищевой лист обшивки и обрисовывали его контур по кромке скуловых стрингеров; таким же способом обрисовывали и борта. Контуры днища и бортов выпиливали ножовкой. Места прилегания обшивки к набору и штевню зашкуривали и промазывали клеем, как и поверхности самого набора. Листы обшивки накладывали на набор и пришивали гвоздями 1х20 с шагом по скуле — 50 мм, по стрингерам — 100 мм.
После высыхания клея края обшивки днища обрабатывали заподлицо с бортовой поверхностью скулы, заодно проверяя плотность прилегания листа к скуловому стрингеру. Так же пришивали и борта. С наружной стороны днища точно напротив стрингеров уложили две рейки — фальшкили.
Корпус готов. Осталось установить в нем банку для гребца, брештук и транцевые кницы, гнезда для уключин и на днищевых стрингерах — постоянные рыбины из поперечных планок, компенсирующие отсутствие поперечного набора на днище.
Весла изготовили из оставшихся реек. Наши весла имеют длину 2 м, а размер от уключин до конца рукояти — 50 см.
Вес готовой лодки получился равным 32 кг, грузоподъемность — 200 кг.
22 апреля, как только сошел лед, мы торжественно (с обмыванием штевней шипучкой) спустили наши первые две лодки на воду и испытали их. Лодки сухие — воды в них не было, маневренные и вместительные. Грести легко. Для доставки лодок к водоему применили колеса на оси, которая при помощи струбцин крепится к транцу. Лодку спокойно везет один человек (см. фото).
Через неделю удалось испытать и парусное вооружение. Наша "ЛЮМ" и под парусом ведет себя отлично — хорошо слушается руля, легко набирает ход и крутит повороты. К ветру идет довольно круто, чему помогает профилированный шверц размером 900х300, вырезанный из 10-миллиметровой фанеры. Руль навесной швертботный.
Парусное вооружение лодки, как уже сообщалось в №174, имеет площадь около 5 м2. Оно отличается от обычного — нет ни традиционной мачты-однодеревки, ни стоячего такелажа, так как установка мачты с вантами требует определенных конструктивных изменений в наборе, что ведет к утяжелению корпуса. Мы решили установить треногую мачту, шпоры которой опираются на гнезда уключин и носовой рым.
В разобранном виде наш рангоут представляет собой пять одинаковых балок 35-миллиметрового диаметра и длиной по 2 м. Эти балки имеют каждая свое назначение (см. схему):
- две балки 1 — боковые ноги мачты, шпоры которых имеют ушки для шарнирного соединения с болтами, диаметр их равен диаметру уключин; топы ног имеют ушки для соединения с рейком и штаг-пирсом;
- 2 — это носовая нога, она же штаг-пирс, шпор которого имеет двойное ушко для соединения при помощи болта с носовым рымом, а топ — ушко для соединения с рейком; в середине — отверстие для бензельного соединения с рейком;
- 3 — опорный реек (мы называем его шкалой), в средней части которого имеются ушко для соединения с топами боковых ног мачты и штаг-пирса, на ноках и посередине — отверстия для бензельного соединения со штаг-пирсом и верхним рейком;
- 4 — верхний реек с отверстиями для соединения с основным опорным рейком.
В разобранном виде рангоут и паруса легко укладываются в лодку. Устройство парусного вооружения показано на приводимых эскизах и фотографиях.
Установка рангоута и подъем парусов в зависимости от навыка экипажа занимает 5-10 минут.
К нашей лодке мы изготовили и якорь. Он прост по конструкции и удобнее, чем традиционная "кошка"; к его рогам приварены обушки, которые ограничивают угол откидывания лап.
Теперь уже можно сказать, что лодки "ЛЮМ" наши ожидания оправдали и с успехом используются ребятами.