Лодка, сшитая из деталей заданных очертаний, автоматически получит неплохие обводы, повторяющие обводы прототипа.
Ниже рассмотрим основные этапы сборки мотолодки "Дельфин", в силуэте которой использован принцип построения профиля трохоиды.
Судостроитель-любитель может строить ее из любого листового материала.
Кормовые бортовые выступы служат для размещения запасов плавучести и аварийной остойчивости (одновременно они скрывают на виде сбоку головку подвесного мотора). Вспомним рекомендации по обеспечению аварийной остойчивости на лодках "Пелла" (см. "КиЯ" №176). Последовательность сборки.
- Разметьте детали на заранее склеенных до нужных размеров листах фанеры толщиной не менее 6 мм с учетом выбранного масштаба; полученные точки контура соедините плавной кривой по гибкой рейке.
- Вырезав детали, прострогайте кромки, скруглите их, а затем просверлите отверстия вдоль кромок соединяемых друг с другом деталей наружной обшивки с постоянным шагом в 80-120 мм.
- Листы обшивки соберите вместе, соединяя проволочными скрутками от транца в нос. Простучите молотком, сминая их изнутри корпуса. К верхним кромкам бортов 1 прикрепите на клею и шурупах рейки — привальные брусья. Затем палубу распирают временными поперечными рейками по разметке палубы и транца.
- По кромкам заготовки транца (дет. 7) в любом случае установите на клею и шурупах обвязку из усиленных реек, после чего тщательно прострогайте. Установив транец на место и закрепив к нему обшивку шурупами, еще раз проверьте симметричность конструкции, правильность выбранных углов килеватости, после чего проклейте швы лентами стеклоткани на эпоксидном или полиэфирном связующем.
- После отверждения стеклопластика необходимо проклеить с противоположной стороны, после отверждения клея шлифовальными машинками следует убрать неровности и подтеки.
- По кромкам борта установите Z-образные детали 17 с применением клея и шурупов.
- По шаблонам с места выклейте из тонких реек бимсы (или вырежьте их из толстого листа фанеры); после строжки и шлифовки установите их на судно. Расстояние между ними не должно быть больше 300 мм.
- В предполагаемых местах установки шпангоутов (шпация 300-400 мм) приклейте с двух сторон "мокрыми угольниками" полоски фанеры, после отверждения их прошлифуйте.
- Нижние ветви шпангоутов соедините фанерными флорами на клею и шурупах. По собственному усмотрению расставьте переборки, выгородки; вблизи транца полезно установить глухие переборки, препятствующие перетеканию случайно пролитого топлива или воды внутрь корпуса. Здесь можно хранить запасы топлива.
- На днище относительно крупных лодок стоит установить продольные рейки — стрингера, а уже на них ставить шпангоуты, постепенно увеличивая шпацию к транцу. Можно предусмотреть и зазор между стрингерами и навесными шпангоутами.
- После установки набора, переборок, секции пайола 15 устанавливайте палубу.
- После сборки судна оклейте наружную поверхность стеклопластиком и окрасьте.
- На днище снаружи советую установить продольные реданы треугольного поперечного сечения, способствующие сохранению ровного, без рывков и прыжков, хода.