До двадцатилетнего возраста я даже не догадывался, насколько захватывающим делом может быть постройка быстроходного катера, не говоря уже о полетах на нем по морским волнам. Зато теперь могу рассказать (и проиллюстрировать фотоснимками) о том, какого нешаблонного, творческого результата можно добиться при наличии желания и упорства.
История эта начиналась как у всех: с приобретения "Вихря", поскольку альтернативы ему не было. Школа, можно утверждать, великолепная. Его постоянное обслуживание дало опыт. Я начал с замены гаек и болтов на изготовленные из нержавейки, затем сделал тягу реверса разрезной и... пошел по кругу, выполняя все те необходимые работы, которые упорно отказываются делать на заводе и по сей день.
За это время через мои руки прошло несколько мотолодок, от самодельного тримарана (основательное судно, но не для души) до покупного дюралевого "Немана-2". Это очень легкий, быстрый и юркий катерок, но после того как на сравнительно небольшой волне пришлось выполнить фигуру "оверкиль", я понял, что и он не для меня. Малая длина и почти плоское днище не позволяли выходить в залив: на волне удары корпусом по волне были, как по асфальту!
По случаю я приобрел самодельную лодку 4.6х1.8 м с килеватостью около 26° и при первом же выходе оценил достоинства килеватых корпусов: новый катер на волнении шел мягко, развороты делал — залюбуешься! Но червь сомнения продолжал точить: скорость скоростью, но вида мой корабль не имел. В 1995 г. я сменил "Вихрь" на американский "Меркури-40". К величайшему моему удивлению оказалось, что в этом моторе ничего усовершенствовать и дорабатывать не надо в принципе. Все сделано на заводе, продумано до мелочей.
Получил я некоторую прибавку скорости и снова задумался: "А что мешает наращивать мощность и дальше?" Так или иначе, но через пару лет на транце катера появился 115-сильный "Джонсон". Результат — супер! Что-то вроде управляемой торпеды. Старт стал сумасшедшим, лодка буквально летела на винте (четырехлопастной "Renegade" от "ОМС"), и я легко догонял СПК "Полесье". Но червь продолжал точить и точить. Не было мое громоздкое суденышко похоже на те великолепные катера, которые я разглядывал на глянцевых страницах "КиЯ".
Прочитал я в №172 интервью рижанина Евгения Слетина, посмотрел на фото его "Викингов" и загорелся. Понял, что мыслю так же, мечтаю о том же, но не обладаю его огромным опытом водномоторника.
Через редакцию удалось с ним связаться, и я заказал у него первую нижнюю скорлупу с новой матрицы "Викинга-19" (5.6х2.1 м); матрица верха у него тогда еще не была готова, да верх мне и не нужен был. Давно уже зрела своя идея: максимально задняя посадка; низкое наклонное стекло, чтобы можно было смотреть поверх него; минимальная высота надстройки, чтобы уменьшить парусность (при сильном ветре — очень важный показатель). Небольшой, но достаточно просторный кокпит для одного пассажира и водителя, маленькие задние сиденья; пассажирам и так будет приятно прокатиться с ветерком, на мелкие неудобства никто не обратит внимание, когда вокруг "вода и солнце", так что рубка-убежище — исключительно для ночевки!
Произведя все обмеры, сделал чертеж, но основную работу по изготовлению верха доверил калининградской фирме "Пеликан", которая имела большой опыт по ремонту и строительству пластиковых яхт.
Верхняя секция сделана из фанеры и оклеена стекломатом на полиэфирной смоле, окрашена гелькоутом в три слоя. Под пайолом установил два бака на 115 л. Стекла, сиденья и прочее изготовил самостоятельно, выполнил шлифовку и полировку корпуса, постепенно делаю внутреннее обустройство.
Катер нам с сыном очень нравится: хорошая длина и килеватость — залог отличного хода по волне, малая парусность и неплохие обводы. Отдельное спасибо Е. Слетину за скорость: спокойно догоняю "пузыреобразные" катера со 140-150-сильными моторами. Под палубой на ночлег могут разместиться два-три человека. Уверенно чувствую себя на заливе в любой ветер. Удалось испытать катер и в Балтийском море, когда ветерок дул так, что с волн слетали мелкие барашки. Поначалу даже испугался и хотел вернуться к берегу, но буквально пяти минут хватило, чтобы адаптироваться к морской волне — размерения у нее совершенно другие, и ощущения на море иные. Здесь не бьет, как на короткой волне в заливе: взлетаешь вверх, а потом летишь вниз, точно на американских горках! Особенно понравилось идти по попутной волне. Даже при всходе на крутую волну отрыв ее происходит на расстоянии где-то около 0.5 м от носа, на стекло даже брызги не попадают!
В будущем хочу поставить более мощный четырехтактный мотор; к весне собираюсь переделать полностью стекло и установить низкий релинг, эскиз уже готов.
Конечно, у каждого свои критерии при оценке катеров. Да и не может катер на все 100% быть универсальным, но то, что нравится именно мне, в этом катере есть: скорость, удобство, уверенность на воде.
У самолетостроителей есть такая фраза: "Красивые самолеты хорошо летают!". В полной мере ее можно отнести и к катерам.