Основные данные яхты "Кавалер"
Длина наиб., м | 8.00 |
Длина по КВЛ, м | 8.00 |
Ширина наиб., м | 2.50 |
Осадка, м | 0.63/2.00 |
Вес порожнем, кг | 1200 |
Площадь парусности, м2: | |
- грот | 30.0 |
- стаксель | 13.5 |
- спинакер | 38 |
Динамические характеристики: | |
- относит. длина корпуса L/∛ | 7.52 |
- относительная энерговооруженность √ | 6.21 |
Несколько слов о работе, предшествовавшей непосредственно разработке чертежей. Она несколько облегчалась тем, что ранее нами был разработан аналогичный по обводам и конструкции проект 5.9-метрового круизера "Пилигрим 590"1. С одной стороны, нам хотелось обеспечить достаточно высокие гидродинамические характеристики лодки для возможности успешного участия в гонках. В то же время обводы должны быть достаточно технологичными — для обшивки листами фанеры, что в наших условиях наиболее доступно. Известно, что для минимизации отрицательного влияния скул необходимо ориентировать их по линиям тока и избегать пересечения скулами ватерлинии, в том числе и при ходовых углах крена.
Для детального изучения вопроса с помощью специалистов судостроительного предприятия "AWL" была изготовлена модель корпуса в масштабе 1:8 и проведены ее буксировки в лаборатории мореходных испытаний Севастопольского национального технического университета. Помимо измерения буксировочного сопротивления, выполнялась фото- и видеосъемка модели. На малых относительных скоростях, как и ожидалось, сопротивление несколько больше, чем рассчитанное для традиционных "круглоскулых" обводов. Но при высоких числах Фруда за счет лучшего отрыва воды от скул сопротивление корпуса "Кавалера 800" меньше. Подводная видеосъемка движущейся модели была выполнена с помощью дайвинг-центра "Юнион-Крым". Просмотр видеозаписей для различных скоростей показал, что обтекание подводной части модели с прикленными к днищу "колдунчиками" происходит вдоль линий скул. Доказал свою эффективность и примененный в проекте слегка погруженный транец. Материалы этих проектных исследований позволили усовершенствовать обводы окончательного варианта "Кавалера 800".
Концепция проекта
Разрабатывая этот проект, мы ставили перед собой цель предложить яхтменам современную трейлерную круизно-гоночную яхту, экономичную и технологичную в любительской постройке из листов фанеры. Яхтсмен-гонщик найдет в этом проекте необходимую "базу" для совершенствования ходовых качеств для гонок в "круизном" дивизионе. Для семейного экипажа первостепенными качествами окажутся простота в управлении, достаточно высокий комфорт, безопасность в эксплуатации на внутренних водах и в прибрежной зоне морей. Базовый вариант "Кавалера 800" снабжен швертом, что делает доступными мелководные акватории. Вспомогательным средством движения служит подвесной мотор мощностью около 12 л.с., навешиваемый на транец. В то же время, сразу оговоримся, "Кавалер 800" — это достаточно быстроходная, но все же не экстремальная лодка. Любителям экстрима мы можем порекомендовать проект "Pluto 800" (см. "КиЯ" №185).
Архитектура корпуса и палубы
Обводы корпуса многоскулые, с разворачивающейся на плоскость обшивкой; расширяющийся выше КВЛ нос улучшает всхожесть на волну. Широкая кормовая оконечность со слегка погруженным транцем, коэффициент продольной полноты корпуса CP=0.57 и положение центра величины по длине LCB=3.5%LWL оптимизированы на движение с высокими относительными скоростями.
Применение надстройки "от борта до борта" позволяет получить более просторную каюту, упростить постройку и существенно повысить остойчивость на больших углах крена.
Просторный "двухъярусный" самоотливной кокпит длиной 2.4 м — основное место пребывания экипажа в хорошую погоду. В палубе предусмотрены входной люк и фор-люк, используемый для работы с парусами.
Мы постарались уделить внимание дизайну экстерьера "Кавалера". Применены более эстетичные многоскулые обводы, граненая форма надстройки и современные контуры иллюминаторов. В то же время, экстерьер яхты не должен быстро устареть, как это бывает с "ультрамодными" лодками.
Общее расположение
"Кавалер 800" имеет несимметричную компоновку каюты. Эффект объемности помещений усиливается просторной надстройкой и большими иллюминаторами. В форпиковой части яхты выгорожен рундук; далее — носовая каюта фактически представляющая собой изолированную носовую койку. Далее по правому борту расположен санузел, напротив - шкаф. В салоне по правому борту размещены Г-образный диван и стол, по левому - камбуз и штурманский стол. Высота в каюте составляет 1.50 м. По бортам от кокпита устроены койки в гробах, незаменимые для отдыха на ходу. Пространство под кокпитом отведено под рундуки. Для хранения подвесного мотора, газового баллона и шкиперского имущества используется изолированный рундук ахтерпика, доступный через открывающуюся кормовую банку кокпита.
Балластный плавник, шверт и руль
Профилированный шверт — поворотного типа, он заподлицо убирается в балластный плавник, закрепленный под днищем. Навесной руль имеет подъемное перо.
Парусное вооружение и палубное оборудование
Мачта раскреплена фор- и ахтерштагами, бакштагами и вантами, отнесенными в корму. Проектом предусмотрены: грот с большим серпом, стаксель с закруткой, асимметричный спинакер на выдвижном 1.5-метровом бушприте. Деталировку палубного оборудования и парусного вооружения мы оставляем на усмотрение строителя — у опытного яхтсмена всегда есть свои предпочтения...
В заключение хотелось бы поблагодарить всех коллег-конструкторов и яхтсменов, кто поддержал идею и помогал в работе над Т800. Искренне признательны за ценные советы и дельные предложения.
Конструктивные чертежи
Конструктивно корпус "Кавалера 800" выдержан в лучших традициях отечественного "самостроя". Применена продольная система набора с большим количеством балок главного направления — стрингеров. Как показывает опыт, применение продольной системы набора позволяет снизить вес по сравнению с поперечной примерно на 30% при одновременном уменьшении трудоемкости постройки. При этом расположение рамных шпангоутов и переборок максимально увязано с планировкой лодки, а элементы обстройки одновременно обеспечивают прочность судна. Предусмотрены носовой A и кормовой P транцы, переборки и полупереборки по шпангоутам B, F, H, L, N, рамные шпангоуты D, J, M и флоры C, E, G, I, K.
Корпус обшивается листами фанеры, разворачивающимися на плоскость.
Расчет конструкции выполнен по правилам Американского бюро судоходства (ABS), что на сегодняшний день является общепринятым стандартом в яхтостроении.
Спецификация деталей конструкции корпуса
1 - килевая балка, ламинированная из дуба, сечение у миделя 200x40; 2 - кница (носового транца), сосна, δ=40 мм; 3 - старн-кница, сосна, δ=40 мм ; 4 - переборка (шп. А), фанера, δ=8 мм; 5 - шпангоут А, 40x60; 6 - бимс (шп. А), 40x60; 7 - переборка (шп. В), фанера, δ=8 мм; 8 - шпангоут B, 40x60; 9 - бимс (шп. B), 40x60; 10 - обвязка койки (шп. B), 20x30; 11 - переборка (шп. C), фанера, δ=8 мм; 12 - шпангоут C, 40x60; 13 - флор (шп. C), 40x80; 14 - обвязка койки (шп. C), 20x30; 15 - переборка (шп. D), фанера, δ=8 мм; 16 - шпангоут D, 40x60; 17 - бимс (шп. D), 40x60; 18 - флор (шп. D), 40x80; 19 - обвязка койки (шп. D), 20x30; 20 - кница (шп. D), фанера, δ=8 мм; 21 - переборка (шп. E), фанера, δ=8 мм; 22 - шпангоут E, 40x60; 23 - флор (шп. E), 40x80; 24 - обвязка койки (шп. E), 20x30; 25 - переборка (шп. F), фанера, δ=8 мм; 26 - шпангоут F, 40x60; 27 - бимс (шп. F), 40x60; 28 - флор (шп. F), 40x80;
29 - обвязка (шп. F), 20x30; 30 - переборка (шп. G), фанера, δ=8 мм; 31 - шпангоут G, 40x60; 32 - флор (шп. G), 40x100; 33 - обвязка (шп. G), 20x30; 34 - переборка (шп. H), фанера, δ=8 мм; 35 - шпангоут H, 40x60; 36 - бимс (шп. H), 40x60; 37 - флор (шп. H), 40x100; 38 - обвязка (шп. H), 20x30; 39 - переборка (шп. I), фанера, δ=8 мм; 40 - шпангоут I, 40x60; 41 - флор (шп. I), 40x100; 42 - обвязка (шп. I), 20x30; 43 - переборка (шп. J), фанера, δ=8 мм; 44 - шпангоут (шп. J), 40x60; 45 - бимс (шп. J), 40x60; 46 - флор (шп. J), 40x100; 47 - обвязка (шп. J), 20x30; 48 - кница (шп. J), фанера, δ=8 мм; 49 - переборка (шп. K), фанера, δ=8 мм; 50 - шпангоут (шп. K), 40x60; 51 - флор (шп. K), 40x100; 52 - обвязка (шп. K), 20x30; 53 - переборка (шп. L), фанера, δ=8 мм; 54 - шпангоут (шп. L), 40x60; 55 - бимс (шп. L), 40x60; 56 - флор (шп. L), 40x100; 57 - обвязка (шп. L), 20x30; 58 - кница (шп. L), фанера, δ=8 мм; 59 - обвязка входного люка (шп. L), 20 x 40; 60 - переборка (шп. M), фанера, δ=8 мм; 61 - шпангоут (шп. M), 40x60; 62 - бимс (шп. M), 40x60; 63 - флор (шп. M), 40x100; 64 - обвязка (шп. M), 20x30; 65 - кница (шп. M), фанера, δ=8 мм; 66 - переборка (шп. N), фанера, δ=8 мм; 67 - шпангоут (шп. N), 40x60; 68 - бимс (шп. N), 40x60; 69 - флор (шп. N), 40x100; 70 - обвязка (шп. N), 20x30; 71 - обшивка транца (шп. P), фанера, δ=8 мм; 72 - шпангоут (шп. P), 40x60; 73 - бимс (шп. P), 40x60; 74 - флор (шп. P), 40x100; 75 - стойка (шп. P), 40x150; 76 - привальный брус, ламинированный из дуба, 50x30; 77 - стрингер, ламинированный из сосны, 40x25; 78 - стрингер, ламинированный из сосны, 45x30; 79 - стрингер, ламинированный из сосны, 45x30; 80 - стрингер, ламинированный из сосны, 45x25; 81 - стрингер, ламинированный из сосны, 50x30; 82 - настил койки, фанера, δ=8 мм; 83 - пайол, фанера, δ=8 мм; 84 - стенка гальюна, фанера, δ=8 мм; 85 - стенка дивана, фанера, δ=8 мм; 86 - настил дивана, фанера, δ=8 мм; 87 - стенка шкафа, фанера, δ=8 мм; 88 - пиллерс, сталь ∅=50 мм; 89 - стенка камбуза, фанера, δ=8 мм; 90 - стенка дивана, фанера, δ=8 мм; 91 - столешница камбуза, фанера, δ=8 мм; 92 - настил дивана, фанера, δ=8 мм; 93 - обвязка дивана, 20x30; 94 - настил койки, фанера, δ=8 мм; 95 - продольная переборка, фанера, δ=8 мм; 96 - рейка , 40x25; 97 - карленгс койки, 20x30; 98 - настил ахтерпика, фанера, δ=8 мм; 99 - рейка, 50x25; 100 - рейка, 40x25; 101 - продольная переборка, фанера, δ=8 мм; 102 - оформитель носового транца, пенопласт; 103 - обшивка днища, фанера, δ=10 мм ; 104 - скула 1, фанера, δ=8 мм; 105 - скула 2, фанера, δ=8 мм; 106 - борт , фанера, δ=8 мм; 107 - настил палубы, фанера, δ=8 мм; 108 - комингс надстройки, фанера, δ=8 мм; 109 - крыша надстройки, фанера, δ=8 мм; 110 - карленгс, 50x25; 111 - карленгс, 40x25; 112 - карленгс, 40x25; 113 - карленгс, 40x25; 114 - карленгс, 80x25; 115 - карленгс, 40x25; 116 - карленгс, 40x25; 117 - карленгс, 40x25; 118 - карленгс, 40x25; 119 - полубимс , 40x25; 120 - карленгс, 50x25; 121 - карленгс, 40x25; 122 - карленгс, 40x25; 123 - карленгс, 45x25; 124 - карленгс, 40x25; 125 - карленгс, 40x25; 126 - карленгс, 40x25; 127 - карленгс, 40x25; 128 - карленгс, 40x25; 129 - обвязка комингса, 20x20; 130 - обвязка кормового отсека, 20x15; 131 - карленгс, 40x25; 132 - карленгс, 40x25; 133 - карленгс, 40x25.
Принципиальная технология постройки
Постройка корпуса "Кавалера 800" ведется на шпангоутных рамах в положении килем вверх. Подробное описание можно найти в великолепно и доступно написанной книге Д.А.Курбатова "15 проектов судов для любительской постройки". Вкратце, последовательность работ такова:
- изготавливается сварной стапель из проката, устанавливается и выверяется по уровню;
- с помощью плаза изготавливаются шпангоутные рамы; I рамы устанавливаются на стапель, выверяются, выполняется малковка кромок;
- килевая балка выклеивается по месту — на шпангоутах, из досок толщиной 10 мм;
- устанавливаются ламинированные стрингера, которые выклеиваются по месту из двух-трех реек по толщине;
- корпус обшивается листами фанеры толщиной 8 мм;
- днище оклеивается стеклопластиком на эпоксидной смоле в два-три слоя, на скулах укладываются дополнительные полосы, после чего корпус шпаклюется и готовится под покраску;
- корпус снимается со стапеля и перекантовывается в положение палубой вверх;
- монтируются наиболее громоздкие элементы внутренней обстройки;
- устанавливаются карленгсы (по аналогии со стрингерами) (на приводимых фото видны дополнительные бимсы);
- палуба обшивается листами фанеры. Листы надстройки можно собирать на проволочных скрепках с последующей проклейкой швов полосами стеклоткани;
- палуба оклеивается стеклопластиком, шпаклюется и готовится под покраску;
- корпус окрашивается и выполняется монтаж киля и палубного оборудования.
Информация об изображении Монтаж элементов обстройки помещений, устанавливается палубный набор, обшиваются палуба |
Информация об изображении Интерьер судна. Видны полупереборка штурманского стола, диван, гальюн, пенал бушприта |
Киль
Плавник киля изготавливается сварным (набирается из вертикальных пластин) либо литым. Общий вес плавника (без шверта) должен составить 300 кг. При необходимости в корпус можно уложить дополнительный внутренний балласт.
О возможных отступлениях от проекта
При использовании материалов и конструктивных решений, существенно отличающихся от предусмотренных на публикуемых чертежах, рекомендуем предварительно обратиться за консультацией к авторам проекта. Будем признательны за информацию о ходе постройки и... желаем успехов строителям!
Примечания
1. Назаров А., Ковалев М. "Пилигрим 590" — семейная трейлерная круизная яхта // "Шкипер1 №6 — 2001. — С.12-15. и №1 — 2002. — С.13-15.