Основные данные катера "Круиз-55"
Длина, м | 5.50 |
Ширина, м | 2.20 |
Высота борта, м | 1.127 |
Высота габаритная, м | 1.827 |
Угол килеватости днища | 26° |
Водоизмещение, т | 1.2 |
Мощность ПМ, л.с. | 2x40-60 |
Скорость, км/ч: | |
- при мощности 80 л.с. | 59 |
- при мощности 120 л.с. | 68 |
Пассажировместимость, чел. | 4-6 |
Кокпит катера защищен от непогоды и брызг сдвижным фонарем. Полностью остекленная рубка-надстройка — это освещенность и обзор на все стороны. Две секции фонаря сдвигаются по направляющим и фиксируются в любом месте, открывая ту или иную часть кокпита. В теплое, безоблачное время эти секции фонаря можно оставлять на берегу.
В показанном на чертежах варианте "Круиз-55" при длине всего 5.5 м представляет собой вполне комфортабельный, с набором самых необходимых бытовых удобств прогулочный катер, который можно использовать и как "дневной крейсер". Кресло водителя и пульт управления находятся в ДП в самом носу. По левому борту расположены диван и кухонный блок (газовая плита, мойка, холодильник); в районе шп. 4-5 — трап. По правому борту монтируются двойное, раздвижное кресло и выгородка гальюна. Кресла и диван можно трансформировать в спальные места. Съемный поворотный стол ставится между креслами и диваном.
Разумеется, компоновка и состав оборудования могут быть изменены в соответствии с другим назначением катера (например, при использовании в качестве водного такси).
Непотопляемость обеспечивается герметизацией форпика и вклеиванием легкого пенопласта по днищу вдоль всего корпуса (кроме средней части) и по бортам по ширине топтимберсов от шп. 5 до транца.
Мореходный кафедрал с такой значительной килеватостью будет, естественно, относительно валким на стоянке, но это окупается комфортабельностью хода на волнении.
Отсутствие развитой рубки-надстройки — это не только уменьшение парусности, но и снижение веса конструкции; при любительской постройке корпус из композиции фанера плюс стеклопластик оказывается и легче и прочнее, чем любой корпус тех же размерений, изготовленный из других материалов.
Постройка корпуса катера "Круиз-55" не должна вызывать каких-либо технологических трудностей. Обшивка нигде не имеет двойной кривизны, элементы конструкции корпуса легко исполнимы при наличии простейшего оборудования и некоторого опыта.
На плазе-щите из фанеры или толстого картона размером 1300х2300 мм, пользуясь приводимой таблицей плазовых ординат и рабочим чертежом, вычерчиваются все шпангоуты на оба борта в натуральную величину. На разбивке указывается положение реданов, стрингеров и ребер жесткости, пазов обшивки.
Постройка начинается с подбора материалов. Необходимы фанера авиационная березовая (ГОСТ 102-49), рейки, бруски, кницы, зашивка для транца, переборок и рецесса, стеклоткань; эпоксидная смола будет нужна для сборки шпангоутных рамок и монтажа корпуса, полиэфирная смола — для оклейки корпуса стеклотканью.
При сборке рамок на плазе на каждом шпангоуте по контрольной линии (750 мм от ОЛ) надо прибить рейку-"шергень" для крепления к стапелю.
Корпус собирается вверх килем на стапеле, представляющем собой два бруса длиной по 5.5 м с отфугованной верхней кромкой, установленных в горизонт на высоте от пола примерно 500 мм. По всей длине стапеля надо натянуть струну по ДП, вынести на рабочие кромки положение шпангоутов.
Следующий этап — установка шпангоутных рамок. Шпангоуты выставляются строго вертикально (транец с наклоном 80 мм) с проверкой их положения относительно ДП. Надежно раскрепив поперечный набор, приступают к установке на клей продольного набора. Весь набор тщательно малкуется с проверкой плавности обводов по гибкой рейке.
Листы обшивки днища и борта ставятся на эпоксидной смоле с запрессовкой гвоздями "взагиб" по ребрам жесткости и шурупами — по шпангоутам. Листы обшивки бортов выпускаются вниз от линии скулы (СК) и контуруются по плазу, по линии Р-2. Это необходимо, чтобы после заполнения угла пенопластом получить редан (Р-2). Спонсон и редан-1 изготовляются из пенопласта отдельно и ставятся по разметке на корпусе на клей.
После шпаклевки корпус зачищается и подготавливается к оклейке стеклотканью. Затем следуют просушка и снова зачистка, после чего корпус можно перевернуть для продолжения работ.
При постройке катера следует заранее продумать детали установки подвесных моторов. Пользуясь указаниями фирмы-изготовителя, необходимо уточнить высоту выреза в транце, а также конструкцию транца и положение монтажных болтов.
После монтажа насыщения корпуса с оклейкой "мокрым угольником" укладывается на клею легкий пенопласт. Пайолы оклеиваются стеклотканью.
Зашив палубу фанерой, на расстоянии 780 мм от ДП с уклоном 79° устанавливают комингс кокпита и монтируют с креплением "мокрым угольником" направляющую секций фонаря для левого и правого борта. Крыша-фонарь состоит из четырех секций, причем носовая крепится стационарно, а остальные — подвижные. Фонарь можно изготовить из оргстекла и полос АМг с креплением на заклепках или болтах. Такое конструктивное решение хорошо проверено временем — заимствовано из авиации (например, можно посмотреть учебник М. Н. Шильженко "Конструкция самолетов", Оборонгиз, 1969).
Необходимо установить на секциях фонаря надежные ручки: по две изнутри, на шп. 4 и 7, по две снаружи на шп. 7 и 10.
Спецификация деталей корпуса и оборудования
- 1 — киль, переходящий в форштевень, 40x60;
- 2 — скуловой стрингер, 40x40;
- 3 — карленгс, 25x25;
- 4 — привальный брус, 30x30;
- 5 — ребро жесткости — бортовой стрингер, 10x30;
- 6 — ребро жесткости — днищевой стрингер, 15x40;
- 7 — обшивка днища, 6 мм;
- 8 — обшивка борта, 4 мм;
- 9 — настил палубы вдоль борта, 4 мм;
- 10 — комингс кокпита, 6 мм;
- 11 — транец, 6 мм;
- 12 — дно рецесса, 6 мм;
- 13 — зашивка переборки на 10 шп.;
- 14 — палуба в носу, 4 мм;
- 15 — пульт управления;
- 16 — крыша гальюна, 4 мм;
- 17 — дверь выгородки гальюна;
- 18 — хозяйственный блок;
- 19 — переборка на 2 шп.;
- 20 — комингс, 2 шп.;
- 21 — люк, 2 шт.;
- 22 — стойка переборки, 25x40, 2 шп.;
- 23 — бимс, 25x25, 2 шп.;
- 24 — направляющая на комингсе;
- 25 — обтекатель носовой части, АМг и оргстекло;
- 26 — обтекатель кормовой части, фанера и АМг;
- 27 — носовой сдвижной фонарь;
- 28 — кормовой сдвижной фонарь;
- 29 — пайол (средн. часть), фанера и стеклопл.;
- 30 — пайол (9-10 шп.);
- 31 — флортимберс, 25x80;
- 32 — топтимберс, 25x60;
- 33 — бимс, 25x50;
- 34 — рейка-поперечина, 10 шп., 25x40;
- 35 — стрингер (комингс дивана), 6 мм;
- 36 — заполнитель, пенопласт;
- 37 — стойка транца, 25x50;
- 38 — сектор газа;
- 39 — люк, швартовное устройство;
- 40 — рым;
- 41 — подвесной двигатель;
- 42 — бензобак;
- 43 — диван;
- 44 — кресло (двойное, складное);
- 45 — кресло водителя;
- 46 — штурвал;
- 47 — поручень;
- 48 — брус (подмоторная балка), 25x250;
- 49 — кница (флор), 6 мм;
- 50 — трап;
- 51, 52 — оргстекло;
- 53 — планка, АМг;
- 54 — прокладка;
- 55 — полоса;
- 56 — полоса (профиль).
Общие указания: детали 1-4 выклеиваются из реек толщиной 10 мм. Детали шпангоутных рамок нарезаются из сосны I сорта.