Некоторые читатели полагают, что мы зря печатаем "всякую ерунду", вроде статей о лодках из бутылок, каноэ из кровельного железа или плотах из сплетенных веток с брезентовой оболочкой. Редакция несколько уменьшила число подобных публикаций, но прекращать их не намерена. По нашему мнению, использование подручных средств, неизвестных классикам судостроения, является таким же закономерным и достойным поддержки проявлением технического творчества, как и самостоятельное проектирование катера или яхты любителем при обилии специализированных фирм. Важно, чтобы то, что получилось, было безопасным и удобным при эксплуатации в конкретных условиях, хорошо известных создателю диковинного плавсредства!
Стоит добавить, что автор — выпускник Ленинградского института водного транспорта и бывший член ВМК "Балтиец", отнюдь не начинающий судостроитель: он принимал участие в постройке около десятка лодок — от фанерных "мыльниц" до серьезных конструкций с обшивкой из нержавеющей стали.
В отличие от ранее известных лодок из пластиковых бутылок, мы накачивали бутылки сжатым воздухом, что обеспечивает им необходимую жесткость. Предварительные двухнедельные испытания, проведенные под постоянной нагрузкой 150 кгс, показали, что разгерметизации не происходит, пробки бутылок спокойно держат давление воздуха. Эксплуатация готового катамарана показала отсутствие опасности самопроизвольной разгерметизации бутылок в широком диапазоне температур.
Простейший способ накачать бутылки — использовать разницу температур морозильной камеры холодильника (-18°С) и эксплуатационной температуры (2...25°С), но гораздо эффективнее работать от заводской магистрали сжатого воздуха. При помощи несложной головки, завернутой в воздушный вентиль, подается сжатый воздух в бутылку при одновременном заворачивании пробки. Бутылки предварительно соединяются парами: выступы донышка одной вставляются во впадины донышка другой; для соединения используется муфта, вырезанная из цилиндрической части бутылки. На концы собранных бутылок насаживаются крышки, вырезанные из цилиндрических частей с донышками.
Пары собираются в "бревно" нужной длины. Места соединений проматываются сначала водостойким скотчем шириной 50 мм, затем простым канцелярским в два оборота. Носовой подъем "бревна" обеспечивается стыковкой концевых пар под небольшим углом.
Для получения нужного водоизмещения при минимальном объеме работы нужны бутылки возможно большего объема, лучшей оказалась бутылка из-под пива "Очаков" емкостью 2.25 л, диаметром 104 мм, длиной 355 мм; вес такой бутылки 60 г.
После сравнения различных вариантов был собран катамаран длиной 3.5 м и шириной 1.5 м. Каждое "бревно" состоит из пяти состыкованных пар бутылок, объем его около 30 л, вес — 1.2 кг. "Бревна" каждого из двух поплавков привязываются к "стрингеру" — 3.5-метровой верхней накладке из трехслойной фанеры и связываются друг с другом капроновой лентой шириной 25 мм.
Простейший вариант связки поплавка — треугольником. Каждый поплавок состоит из восьми "бревен" и весит 15 кг. К стрингеру приклеены две подушки из многослойной фанеры для крепления поперечных балок. Поперечные и продольные балки нарезаны из дюралюминиевых трубок 35x2.5 мм. Вдоль поплавков натянуты ленты из водостойкой ткани с пришитыми к ним дощечками — опорами для ног. На заднюю поперечную балку на хомутах крепится склеенный из фанеры транец для установки подвесного мотора. Вес моста в сборе — 16 кг.
За лето прошлого года удалось находить на катамаране, предназначенном в основном для ловли рыбы на проводку, около ста часов. Мы убедились, что это надежное и безопасное плавсредство: 160 бутылок общим объемом около 360 л обеспечивают необходимый запас плавучести. Ни разрушений бревен, ни порезов бутылок не было. Несмотря на небольшую толщину стенок (0.27 мм) бутылки за навигацию практически не износились.
Катамаранная схема и достаточная длина лодки обеспечивают отличную поперечную и продольную остойчивость, чувствуешь себя в ней уверенно. Катамаран легко идет под "Салютом" и на веслах. На сборку его уходит 15 минут.
Перевозка катамарана на "Жигулях" проблем не представляет.
Набравшись терпения, подобную лодку может построить любой желающий. Применение накаченной сжатым воздухом пластиковой бутылки как конструктивного элемента жесткости открывает широкий простор для творчества.
Остается добавить, что в постройке и испытаниях катамарана кроме автора принимали участие Н.В. и В.Б.Тарлецкие, Б.Т.Коробицин и О.В.Журбенко.