Основные данные лодки
Длина наибольшая, м | 2.73 |
Ширина наибольшая, м | 1.30 |
Высота, м: | |
- корпуса на миделе | 0.414 |
- транца | 0.38 |
Вес корпуса с обшивкой из фанеры (4 мм), кг | 40 |
Допустимая мощность ПМ, л.с. | 12 |
Проектная скорость с нагрузкой 2 чел., км/ч: | |
- с ПМ 12 л.с. | 28 |
- с ПМ 8 л.с. | 20 |
Вместимость, чел. | 2-3 |
При разработке проекта я ставил себе цель — сделать лодку минимальных размеров для двух-трех человек (экономия материалов и веса), которая могла бы ходить и на веслах и с подвесным мотором мощностью до 12 л.с. При этом она должна быть остойчивой на плаву без хода, на рыбалке, простой в изготовлении и эксплуатации, пригодной для перевозки на верхнем багажнике легкового автомобиля.
Противоречивые требования достаточной остойчивости на плаву и хорошей ходкости под мотором 12 л.с. до режима глиссирования для лодки небольших размеров удалось удовлетворить, применив на корпусе две скулы. На плаву осадка составляет около 160 мм, ширина корпуса на миделе 1200 мм, на транце 1120 мм. При глиссировании мотолодка всплывает, несущая ширина транца уменьшается до 1000 мм. При этом корпус имеет килеватость на миделе 9° и острые носовые образования, что обеспечивает мореходность лодки при глиссировании до высоты волны 150 мм. При ходе на веслах предельная высота волны — 500 мм. Из воды в лодку можно забраться через борт.
Поперечные сломы днищевых ветвей шпангоутов корпуса обеспечивают местную прочность обшивки и позволяют отказаться от продольных связей. Это упрощает конструкцию и избавляет от необходимости вычерпывать воду из каждой ячейки между шпангоутами и днищевыми стрингерами. А вода в лодке, когда она на плаву, появляется почти всегда и неизвестно откуда.
Обводы корпуса лодки спроектированы из конусных поверхностей, поэтому обшивку изготовлять можно из фанеры или ДВП. Шпангоуты выполняются из сосновых или еловых брусков, связанных фанерными кницами на эпоксидном клею с технологическими гвоздями 1.5x20 (с кусочками фанеры под шляпкой).
Для изготовления шпангоутов, естественно, требуется плаз — теоретический чертеж проекции "корпус" в натуральную величину.
Собранные шпангоуты выставляют с помощью линейки и шлангового уровня на стапель и прострагивают до получения плавных обводов для установки обшивки, после этого технологические гвозди удаляют и приступают к установке на набор листов обшивки. Размеры элементов обшивки можно определить (построить выкройки) по теоретическому чертежу.
Элементы обшивки ставят на эпоксидный клей и закрепляют на шпангоутах технологическими гвоздями 1.5x30, удаляемыми после отверждения клея. По продольным пазам обшивки ставят технологические скобки из проволоки ∅1-1.5 мм, 2-3 шт. на шпацию по каждому пазу, затем пазы проклеивают полосками стеклоткани. После отверждения клея скобки удаляют и накладывают еще стеклоткань. Если обшивка выполнена из фанеры, хватит полосок стеклоткани по пазам и стыкам, а если из ДВП, то следует оклеить готовый корпус одним-двумя слоями стеклоткани.
Для отделения от стапеля корпус подвешивают на двух веревках, протянутых поперек него в районе шп. 2 и 8, и выворачивают шурупы крепления стоек стапеля к шпангоутам. Свободный от стапеля корпус переворачивают и укладывают на приготовленный кильблок, выполненный по контршаблонам шп. 2 и 8 или по батоксам. Затем изготавливают слани, сиденья и устанавливают подуключины и буксирный рым. Металлические детали желательно выполнить из нержавеющей или углеродистой стали с покрытием цинком. Крепеж — нержавеющий или оцинкованный. Далее корпус лодки пропитывают защитным составом для дерева и покрывают эмалями желаемого цвета.
Элементы аварийной плавучести можно выполнить из пенопласта или рукавов с пластиковыми бутылками, закрепленных по бортам. Общий объем плавучести — не менее 60 л. В связи с небольшой длиной лодки размещение топливного бака подвесного мотора следует предусмотреть под центральным сиденьем, шп. 4-5.
Время, затрачиваемое на постройку лодки, — около 90 часов, один человек может ее построить (с необходимыми технологическими перерывами) за три недели. По желанию владельца, длину лодки можно увеличить за счет увеличения шпации с 260 до 350 мм. Соответственно увеличится и вес.
Материалы для постройки лодки
- Фанера (4 мм), S = 7.2 м2 (3.3 листа размерами 1.5x1.5)
- Смола эпоксидная, 1.6 кг
- Отвердитель, 0,16 кг
- Стеклоткань, 1.6 м2
- Гвозди, 1.5x20 (0.3 кг); 1.5x30 (0.5 кг)