Мой тесть, Юрий Дмитриевич Соколов, 1939 г. рождения, бывший заядлый водномоторник, до сих пор любит выехать на лодке, отдохнуть у костра, половить рыбку. У него есть два мотора "Нептун-23" и три лодки, но эксплуатировать моторку стало очень затратным делом, тем более для пенсионера. И тогда он перешел на старенькую резиновую лодку еще советского производства. "Резинка" со временем расклеилась, сил латать ее у него больше не было, и решил он сделать себе маленькую лодку по типу нашей местной "ветки", которая изготавливается из трех досок: две — на борта и одна — на дно. Эта лодка чем-то напоминает байдарку, только открытая сверху, ну и значительно тяжелее. А так как в разгар лета ему приходится до реки проходить около 3 км, неся на себе лодку, рюкзак со снастями и суточным запасом продовольствия, а также весла, то 3-4-метровая лодка из досок была бы ему тяжеловата. Вот он и обратился ко мне с просьбой разработать легкую лодочку не более 3 м длиной, чтобы и таскать легко было, и построить просто.
Прикинув так и сяк, выбрал длину лодки, равную 2.9 м, чтобы хватило двух стандартных листов фанеры (1500х1500). Ватерлиния достаточно узкая — 450 мм; для увеличения остойчивости сделал большой развал бортов, ширина на миделе получилась 800 мм. Поперечный набор — три шпангоута из реек на кницах. Предполагалось использовать фанеру всего 3-4.5 мм толщиной, посему на днище, помимо килевой балки, добавил еще по стрингеру с каждой стороны от ДП, а также, наряду с внутренним привальным брусом, — стрингеры по борту. Так родился проект маленькой лодки, вес которой не должен был превышать 18 кг, при допустимой полезной нагрузке около 100 кг (для наших целей — более чем достаточно).
Юрий Дмитриевич никогда в жизни не строил своими руками лодки, дело для него новое, это не баню построить или сарай какой-нибудь. Поэтому к вопросу он подошел очень серьезно. Взял у меня напрокат книгу Д. А. Курбатова "15 проектов судов для любительской постройки" и прочитал все, что его интересовало по существу дела.
Пенсионер — звание нынче малопочтенное, денег хватает только на содержание дома и еду, покупка фанеры и рейки никак не вписывалась в бюджет расходов. Но, как говорится, вода камень точит. Лес рядом, а значит, вот он — пиломатериал. Срубил несколько сосен, высушил, распустил на рейки. Может, кто-нибудь подумает, мол, деревья загубил, но, во-первых, все-таки для дела, а, во-вторых, никто точно не знает, сколько тысяч гектаров леса сгорает каждое лето в Якутии, и никого это не интересует, разве что статистиков.
Нашел Юрий Дмитриевич кусок фанеры толщиной 4.5 мм, которого хватило только на днище, а на борта, увы, нет. А поскольку он постоянно работает с берестой, мастерит длинными зимними вечерами разные поделки — туески и прочую домашнюю утварь, решил и борта на лодке сшить из этого вполне доступного и бесплатного материала. "Надергал" бересты — на авианосец хватило бы. Сшил ее в два слоя капроновыми нитками, получив таким образом два бортовых листа. На уже готовый каркас лодки с помощью тех же ниток и клея ПВА пришил заготовки. Фанерное днище покрыл одним слоем стеклоткани. В результате при минимальных затратах получилась очень легкая весельная лодка.
Испытания прошли успешно, что подтвердило ведро свежевыловленной рыбы. Но, оказалось, это — начало истории. Откатался тесть на ней один сезон и говорит: "Устал я веслами работать, особенно против течения, надо парус ставить!". Сказано — сделано, лодка стала тримараном: две поперечные балки с пенопластовыми поплавками, маленькая мачта с прямым парусом площадью около 1 м2, и опять в путь! Теперь при попутном ветре лодка легко поднимается против течения (скорость которого составляет 4-5 км/ч), при этом не надо напрягаться, последние силы тратить. Мало того, однажды он умудрился на буксире против течения притащить резиновую лодку, имея на своем борту еще и пассажира.
Опять проходит лето, а Юрий Дмитриевич уже думает о новом парусе увеличенной площади, и чтобы ходить не только по ветру. А для хозяйственных целей построил еще одну берестяную лодку, маленькую, 2.5-метровую. Говорит, таскать ее на себе намного легче, чем "резинку".
И вот наступает новая весна, "яхта" удлиняется до 3.5 м, наращивается корма, такая же узкая, как и нос. Из старого стакселя от "Летучего голландца" сшит новый парус площадью 2.5 м2. На лодке появились швертовый колодец и навесной руль. Лодка ходит даже в бейдевинд! Мой тесть просто "заболел" парусами, вошел во вкус. Сейчас планирует поставить новый парус еще большей площади, а также заменить деревянные балки на дюралевые, с новыми поплавками. Очевидно, будет и третий сезон.