Технические данные мотолодки
Длина, м | 2,60 |
Ширина, м | 1,05 |
Полезная нагрузка, кг | До 80 |
Вес корпуса, кг | 50 |
Мощность мотора, л.с. | 12-15 |
Скорость хода, км/ч | 36-40 |
Запас топлива, л | 10 |
Материал корпуса | Дерево |
Район плавания | Внутренние водные пути |
Высота волны, м | До 0.15 |
Поэтому читателям журнала — самодельщикам — предлагается проект мини-мотолодки "Стриж" с подвесным мотором, которая позволяет ощутить все прелести подобного "полета" над водой за меньшие деньги, к тому же сэкономив на трейлере около тысячи долларов. Разница в скорости мини-мотолодки и гидроцикла не так значима в данном случае, а строгие читатели могут считать "Стриж" гидромопедом.
Мотолодка предназначена для одного взрослого человека или двух подростков, сидящих на продольном сиденье. Управление ею осуществляется с помощью руля мотоциклетного типа. Под сиденьем имеется выключатель, разрывающий цепь зажигания мотора при выпадении водителя из лодки в нештатных ситуациях.
Преимущества лодки:
- малый вес и габариты, позволяющие хранить ее в гараже и перевозить на крыше легкового автомобиля и даже ручной тележке;
- высокая энерговооруженность, определяющая довольно высокую скорость и динамику разгона;
- хорошая управляемость;
- безопасность для водителя и окружающих, которая выше, чем у других мотолодок;
- высокая экономичность;
- простота в эксплуатации и ремонте;
- возможность участия в соревнованиях с другими такими же на слаломных трассах.
Корпус мотолодки спроектирован так, чтобы при минимальных размерах и весе (он соответствует предельно допустимому весу груза на верхнем багажнике легкового автомобиля) обеспечивались его плавучесть, остойчивость, непотопляемость, минимальная мореходность по ГОСТ 19105—79 "Суда прогулочные, гребные и моторные". Поскольку водитель сидит высоко, борта сделаны объемными, сужающимися кверху, чтобы не дать ему наступить на борт в районе скулы. С целью повышения высоты форштевня при ограниченной длине лодки применен транцевый нос, закрытая палуба в носовой части заканчивается козырьком, что предотвращает забрызгивание кокпита на ходу. Форма лодки лаконична, без излишеств.
Надводный борт на миделе при штатной осадке составляет 8% длины. Расчеты показывают, что человек весом 70 кг может взобраться в снаряженную лодку из воды на миделе (при этом крен будет около 15°, запас надводного борта — около 130 мм), а более тяжелый водитель — с носа.
Корпус выполнен из самых доступных листовых материалов — дерева и фанеры, склеенных эпоксидным клеем без шурупов и гвоздей, которые быстро разрушают древесину. Применены только "технологические" гвозди 1.5x20 с квадратиками фанеры под шляпкой ("мухами"), которые удаляют после отверждения клея.
Технология сборки традиционная: рамки шпангоутов собирают на плазе, корпус — на стапеле вверх килем, достраивают на кильблоках в нормальном положении. Подробное описание технологического процесса постройки деревянного судна приведено "КиЯ" №183 за 2003 г., можно воспользоваться заметками в "КиЯ" №182 и №185.
Для экономии веса на корпусе оклеивать стеклотканью следует только продольные реданы, объемные борта и соединения элементов обшивки, к тому же лодка больше времени проведет на берегу, нежели на воде.
Готовый корпус пропитывают защитным составом для дерева. В форпике, ахтерпике и по бортам закрепляют блоки плавучести общим объемом 100-120 л из легкого пенопласта или пластмассовых бутылок. На корпус устанавливают детали системы управления и кнопку замыкания системы зажигания подвесного мотора на массу (под левую сторону сиденья) с проводами, заканчивающимися электрическим разъемом (ответный разъем — к мотору). Установка кнопки обязательна, иначе лодка может на косой волне сбросить водителя и, "облегченно вздохнув", помчаться дальше.
В 1979 г. автор спроектировал, построил и испытал аналогичную по размерениям мотолодку с подводными крыльями "Каскад" (см. "КиЯ" №110 за 1984 г.). Система останова двигателя при подъеме водителя с места была изначально заложена в проект и выполнена не зря — несколько раз лодка на полном ходу втыкалась в попутную волну, при этом резко теряла ход, водителя поднимало с места, мотор останавливался. Человек иногда удерживался в лодке, иногда — нет, но серьезных эксцессов не было. Фанерный корпус лодки был изготовлен без единого гвоздя и жив до сих пор.
На мотолодке в компоновке мотоцикла велико желание сделать управление газом на правой рукоятке руля. Первоначально и на "Каскаде" так было выполнено, но у подвесных моторов управление дроссельной заслонкой связано с углом опережения зажигания, перемещать и удерживать основание магдино усилием кисти руки трудно. Поэтому для управления газом предусмотрена рукоятка на продольной балке перед сиденьем.
Последнее, чем заканчивается постройка мотолодки, — покраска эмалями для наружных работ ярких цветов, например, ПФ-115.
В составе снабжения — весло, черпак и линь длиной метра четыре для буксировки с малой скоростью. При каждом выходе на воду водитель должен быть в жилете, а линь с петлей закреплен за носовой рым для возможности подъема в лодку из воды.
Штатный гребной винт подвесного лодочного мотора "Ветерок-12" имеет диаметр 210 мм и шаг 225 мм. Он обеспечивает скорость 34-36 км/ч в зависимости от нагрузки и ветроволновых условий. Тем, кто может изготовить гребной винт самостоятельно, рекомендую под мощность 12 л.с. более скоростной гребной винт с диаметром 197 мм и шагом 266 мм; профилировка лопастей — плоский круговой сегмент. Он должен обеспечить скорость мотолодке до 43 км/ч. Счастливых прогулок и теплой воды!
Анатолий Матвеев, Чкаловский район Нижегородской области