В первоначальном варианте при выходе на глиссирование под "Вихрем-30" корма лодки пару секунд "тонула", а нос "искал" на небе Полярную звезду. Выйдя на глиссирование, лодка очень быстро набирала скорость и, достигнув 50 км/ч, начинала незначительно дельфинировать. Скоростной максимальный результат — 55 км/ч (по манометрическому лагу). Кормовой дифферент и легкое дельфинирование были результатом установки слишком мощного для такой лодки двигателя.
К сезону 2001 г. добавились регулируемые транцевые плиты, которые увеличили общую длину лодки на 240 мм. Настроив плиты на нулевое положение, я избавился от дельфинирования, но максимальная скорость снизилась до 50 км/ч; самоустранился чрезмерный кормовой дифферент — лодка гораздо ровнее преодолевала "горб сопротивления".
Изначально, по проекту, на днище имелась одна пара продольных реданов, расположенная ближе к скуловым брызгоотбойникам, но в связи с тем, что корпус представляет собой 20-градусное "глубокое V" без центральной лыжи, чувствовалась нехватка подъемной силы при выходе на глиссирование и движении по волнам. К сезону 2002 г. на днище добавил еще пару продольных реданов, установленных ближе к килю. Результат не заставил себя ждать: лодка стала глиссировать на реданах, практически остался не задействованным скуловой брызгоотбойник; преодоление волн высотой 0.6-0.7 м стало безболезненным.
За следующий сезон серьезных изменений не проводил, но стал замечать "усталость" своих 30 "лошадок". Решил поменять не только старых лошадей на новые, но и их "породу". Решено было остановить выбор на "Mercury-30" с электрозапуском. Почему? Когда-то я планировал установить двигатель мощностью 40 л.с., но вешать на транец трехметровой лодки подобный вес — серьезный удар для столь миниатюрного создания. В целях безопасности решено было остановиться на мощности в 30 л.с. с общим весом двигателя 47.7 кг. Марка "Mercury" выбрана не только с учетом возможности технического обслуживания (двигатель приобретен через официального дилера в нашем городе), но и безупречной репутации производителя.
Переоборудование лодки под новый двигатель заняло немало времени. Во-первых, новый 25-литровый бак в штатное место не входил, а во-вторых, старое управление "газ-реверс" собственной конструкции пришлось снимать и устанавливать новое, входящее в комплект двигателя.
Пробные выезды проводил без нагрузок и скоростных замеров, так как еще проходили паспортную обкатку двигателя. Но именно в этот период решил в очередной раз заняться переоборудованием лодки. В "КиЯ" №184 была опубликована подробная статья об установке на "Дельту" транцевых наделок (так называемых кринолинов), которые значительно меняют характер лодки. Поведение "Дельты" и моей лодки по некоторым позициям схожи, поэтому я и решил установить полноценные кринолины вместо транцевых плит.
Самое интересное получилось тогда, когда я начал испытывать лодку с "Mercury-30" со снятыми транцевыми плитами, но до установки кринолинов, т. е. практически в первоначальном варианте. Из "бесенка" вылез "бес"! Лодка, выйдя на глиссирование, начинала скакать, как горный козел (супердельфинировать). Все это указывает на то, что мощность 30 л.с. запредельна для лодки такой длины (не говоря уже о 40 л.с.), тем более, что эти "лошадки" — импортные.
В разгар сезона, когда погода для работы со смолами благоприятна, я установил лодку на стапель. Кринолины выполнены как продолжение корпуса на 300 мм в корму. Обе пары реданов и скуловой брызгоотбойник тоже получили продолжение на днищевой части кринолинов. Верхняя часть установленных наделок выполнена горизонтально, чтобы получить вспомогательную "техническую площадку" для обслуживания двигателя, а образованные полости заполнены вспенивающимся полиуретаном. Рецесс остался са-моотливным.
Совершенно справедливо, что транцевые плиты или кринолины создают неудобства при швартовке. Но на лодке, где абсолютно все находится на расстоянии вытянутой руки, кринолины при маневрировании в стесненных условиях нисколько не мешают, а отчасти даже создают некоторую защиту для двигателя.
Каковы же результаты сделанного?
1. За счет дополнительных "внешних" блоков плавучести корма лодки (без пассажиров с поднятым из воды мотором) поднялась на 7 см. Даже при наличии одного человека в лодке на заднем сиденье вода в рецесс не поступает, хотя раньше поступала постоянно, ведь основная масса оборудования (около 100 кг) сконцентрирована в ее кормовой части. Да и сама лодка в моем усиленном варианте весит не 45 кг, как волгоградская, или 65 кг, как тверская, а несколько больше.
2. Недооценить получившиеся "технические площадки" невозможно. При обслуживании двигателя или при замене винта они очень кстати.
3. Скорость — около 55 км/ч, но такой результат был получен не сразу. Поскольку высота дейдвуда у "Mercury" несколько больше, чем у "Вихря", пришлось поднять двигатель на 25 мм, что сразу дало прибавку в скорости на 2 км/ч.
Штатный винт с шагом 13" при 5600 об/мин выдавал скорость 56 км/ч по течению и 53.5 км/ч — против. При установке винта с шагом 14 1/4" обороты двигателя снизились до 5400 об/мин, а скорость соответственно возросла: 59.9 км/ч при ходе по течению и 56.6 км/ч — против. Скоростные замеры проводились по GPS "Garmin".
Сравнивать "Вихрь" и приобретенный "Mercury" просто невозможно. Езжу, как на автомобиле: сел, завел, поехал. Масла нигде не видно, бензином не пахнет, а под капот двигателя вообще заглядывать незачем.
Общие мои выводы таковы. Лодка компактна, в стандартный гараж входит на трейлере вместе с автомобилем десятого семейства "ВАЗ". На оборудованном берегу спускать и поднимать лодку можно, не отцепляя от автомобиля, в одиночку; на необорудованном — справляемся вдвоем. По характеру использования лодка пляжно-прогулочная, но и для рыбалки (в одиночку или вдвоем) тоже пригодна. На одной заправке можно меньше, чем за час, уехать на 50-55 км от места спуска на воду и быстро вернуться обратно в случае ухудшения погодных условий. Иногда выезжаю на "вечернюю зорьку" — прямо после работы два полноценных часа провожу со спиннингом или удочкой.
Считаю, что достигнутая скорость — не предел для лодки данного проекта и двигателя такой мощности. Совершенствованию нет предела. В этом-то и заключается главная суть любительской постройки: важен не столько результат, сколько сам процесс. И хорошо, что есть такой журнал, как "КиЯ", в котором можно рассказать о своем увлечении и где можно черпать не только знания и опыт, но и энергию людей, которых он объединил.
Максим Егоров, г. Ярославль