Теперь могу рассказать о постройке катера по мотивам "Радуги-34" конструктора Ю. А. Зимина. Вначале за один год был сделан "короткий" вариант. Высоту борта я увеличил на 100 мм; за счет этого длина возросла с 3.4 м (как по проекту; см. "КиЯ" №49 и №97) до 3.6 м, а ширина — до 1.8 м (более широким стал брызгоотбойник). Лодка с ПМ "Тохатсу-40" побежала очень резво, но сразу выявился недостаток — она сильно дельфинировала даже с нагрузкой 4 чел. Поджим триммером ничего не давал.
После этого на лыже у транца я сделал шпаклевкой клин высотой 15 мм, а на брызгоотбойниках высотой 20 мм (в принципе могли бы помочь обыкновенные транцевые плиты). Дельфинирование прекратилось, но после 55 км/ч появилось легкое покачивание с борта на борт, которое пропадало только при нагрузке 3-4 чел. С одним человеком скорость была около 60 км/ч, с двумя — 55, с тремя — 52, с четырьмя — 50 (с винтом шагом 12"). Вес корпуса составлял примерно 180 кг, плюс мотор — 70 кг, бензин — 20 и аккумулятор.
На следующий год я приобрел 4-тактный ПМ большей мощности — "Ямаха-50". Полную скорость налегке вообще развить было невозможно. Набрав 65-67 км/ч, лодка становилась неуправляемой, настолько сильно ее бросало с борта на борт.
Вот тогда и родилась идея удлинить корпус, а заодно повысить комфорт на борту. Транец был отодвинут на 700 мм, т. е. в сумме длина увеличилась на 1100 мм. Верх на 400 мм длиннее киля за счет транцевых выступов возле мотора. Катеру придан современный дизайн, установлены мягкие сиденья от спортивной "Мазды МХ", а на корме — задний диван от "Вольво V-40". Остекление выполнено по-автомобильному (применено поликарбонатное стекло, которое царапин боится, но зато устойчиво против ударов и изгибов). Установлены тахометр, спидометр, указатели уровня топлива и откидки мотора. Пол оклеен ковролином. Вдоль лыжи встроен пластмассовый бак (55 л), заливная горловина которого выведена на борт.
Катер получился тяжеловатым (без мотора — около 300 кг), хотя по сравнению с аналогами таких размеров все в норме. Просто немного переборщил с оклейкой стеклопластиком: толщина на лыже — 10 мм, на днище — 7-8 мм. Зато о крепости конструкции не беспокоюсь.
Теперь о ходовых качествах. Лодка управляема на всех режимах, не дельфинирует, на поворотах устойчива. Волну проходит довольно спокойно (вес в этом помогает), при вылете приводняется мягко, без кавитации винта. С одним человеком (винт с шагом 15") скорость составляет 65 км/ч (при 6300 об/мин), с двумя — 60, с тремя — 57, с четырьмя — 55, с пятью — 50 (при 5800 об/мин и винте 13"). С максимальной нагрузкой для выхода на глиссирование требуются носовая центровка и продолжительное время (25-30 с). Один раз даже вывели лодку на глиссирование с шестью человеками, но пришлось выложить все лишнее (якорь, лыжи и т. д.). Вообще стоит немного увеличить мощность, поставив, например, двухтактник на 70 л.с.
Район плавания — устье Даугавы, Лиелупе, Рижский залив. Выходил в залив при волне около метра; против хода волн удается идти только в переходном режиме, а вот по волне — можно "оторваться" по полной и получить соответствующую дозу адреналина. Лыжника лодка таскает без проблем.
Несколько слов о технологии. Катер композитной сэндвичевой конструкции строился в положении килем вверх с формованием обшивки по набору. Шпангоуты изготовлялись с уменьшением размеров по периметру на толщину пенопласта. Шпация не должна превышать 500 мм, иначе пенопластовый наполнитель при последующей обработке будет прогибаться. Шаблоны выставляются на стапеле, малкуются и покрываются рейками пенопласта шириной 20-100 мм, в зависимости от криволинейности поверхности. Пенопласт применяется фирмы "Solimate" синего цвета (плиты 2400x600 мм толщиной 20 мм). Рейки промазывались по всей длине эпоксидным клеем и крепились шурупами к набору через фанерные прокладочки (мухи). Когда клей высох, шурупы были удалены, корпус обрабатывался наждаком и шпаклевался эпоксидной шпаклевкой. Клей и шпаклевка должны быть идентичны по составу: эпоксидная смола, толуол и микросферы (чем больше, тем лучше: шпаклевка становится близкой по плотности к пенопласту и равномернее обрабатывается). Далее корпус оклеивался стеклотканью на эпоксидном связующем (полиэфирная смола пенопласт разъедает), шкурился, шпаклевался и окрашивался.
После кантовки вклеивался набор и весь корпус оклеивался стеклотканью изнутри.
Выбран такой метод по тем соображениям, что пенопластовому корпусу можно придать любую форму, снимая или приклеивая дополнительно слои пенопласта. Корпус получается очень прочным и обладает положительным запасом плавучести. Конечно, фанерный вариант можно построить намного быстрее, но он будет менее долговечен. Стоимость корпуса, формованного по набору, получается чуть дороже, чем при выклейке в матрице, но из-за одного корпуса изготавливать оснастку нет смысла.
Я эксплуатирую катер уже два сезона, никаких побочных дефектов пока не выявлено. По этой технологии построено немало лодок, ее неоднократно предлагал на страницах "КиЯ" и Ю. А. Зимин. Главное, чтобы синий пенопласт не был открыт для воды, хотя влагопоглощение его очень ничтожно (в отличие от "обыкновенного" белого, применение которого категорически неприемлемо из-за того, что впитавшуюся воду удалить невозможно).
С наилучшими пожеланиями судостроителям-любителям, Владимир Киттель, г. Рига