Хочу поблагодарить редакцию за опубликованную статью с подробностями о «Морском дротике» в сборнике №72. Я построил «Дротик», руководствуясь этими материалами. Лодка (кстати, — это моя шестая самостоятельная постройка), скажу, получилась отличная, хотя есть, конечно, и недостатки. Но — все по порядку.
Данные таблицы плазовых ординат при доработке пришлось несколько изменить. Во-первых, я решил поднять высоту борта в корме до 750 мм, в носу — до 800 мм; одновременно я отказался от бортового уступа-брызгоотбойника, сделав скулу, расположенную несколько ниже, чем линия «П» на эскизе в №72. Увеличился развал бортов и наклон бортовых граней спонсонов, стала больше ширина корпуса на уровне скулы. Во-вторых, спрямил все линии шпангоутов, ввиду того, что в качестве материала применялась фанера. Центральную лыжу шириной 240 мм немного продлил в нос вплоть до форштевня, как у саней Фокса. Но в общем упрощенные обводы днища претерпели, как я считаю, лишь незначительные изменения. Отгиб транца вниз на 30 мм в тоннелях получился очень удачно. За счет увеличения высоты борта продольные реданы «задрались» вверх. Полушироты их я не изменял (305 и 550 мм до вертикальных граней), а ширину рабочей поверхности сделал слишком маленькой — 10 мм (в будущем собираюсь увеличить минимум до 18—20 мм).
Материал выбрал стандартный. Набор выпилен из ели и сосны. Сечения: топтимберсов и бимсов — 60X20, флортимберсов — 60÷90X20, набора спонсонов — 50X20, стрингеров и килей спонсонов — 30X40, килей по краям лыжи — 30X50. Цельные стрингера и кили изогнуть по набору не удается; мне пришлось распускать заготовки на две-три рейки циркульной пилой и склеивать на месте. Корпус собирался килем вверх. Обшивка сделана из 4-миллиметровой фанеры. Фанера ложится на набор без предварительного распаривания и каких-либо усилий.
Готовый корпус был оклеен стеклотканью на эпоксидном связующем: днище — тремя слоями, борта — двумя и палуба — одним слоем. Надо признаться, что вес моего «Дротика» получился намного больше, чем у Стимсона — около 200 кг (у него — 113 кг).
Планировка моей лодки — традиционная: с носовой палубой, кокпитом от шп. 4 до шп. 9 (т. е. длиной 2 м), с «потопчинами» вдоль бортов и нишей-рецессом у транца с высотой в месте установки мотора 400 мм.
Первый выход на воду я сделал под стареньким «Нептуном-23», уложив весь багаж в корме. Когда я прошел первые метры на полном дросселе, мои волнения и сомнения только возросли: за кормой поднялся бурун такой большой высоты, что сразу залило обе свечи. Нос лодки был высоко поднят вверх. Не помогли и все лихорадочные попытки пересесть и изменить положение мотора. Скажу честно, — очень расстроился.
На следующий день испытаний я вынул из лодки весь груз. При старте опять появился значительный дифферент, но затем «Дротик» лег на центральную лыжу и быстро набрал скорость. По предварительным замерам скорость на мерном участке превысила 45 км/ч. Иногда через тоннели вместе со вспененной водой с хлопком прорывались воздушные пузыри.
При испытаниях выяснилось, что «Дротик» «не любит» кормовой центровки: при нагрузке в корме порядка 200—250 кг поведение лодки именно такое, как при первом выходе.
При экипаже три человека с багажом лодка идет нормально; стоит только сесть еще и четвертому пассажиру, как «нептуновской» мощности уже не хватает.
С мотором «Вихрь-М» скорость и грузоподъемность возрастают.
Ход против волны — мягкий, резких ударов в днище не ощущается. Особенно уверенно ведет себя «Дротик» на попутной волне; даже когда мы специально старались «зарыться носом» в волну, ничего не получалось. Мне приходилось много плавать по Волге на серийных и самодельных лодках, но ни одна из них не может сравниться с «Дротиком»: ход уверенный, мягкий, без рысканья. Можно бросить румпель — волны не сбивают лодку с курса. Разгоняясь с гребня до скорости примерно 40 км/ч, ныряешь в попутную волну, ожидая, что сейчас «хлебнешь» через палубу, однако даже брызг не попадает в кокпит; так же мягко лодка выходит из волны.
Всю прошлую навигацию я ходил без лобового стекла и брызги меня совершенно не беспокоили.
Хорошее впечатление от новой лодки осталось не только у меня, но и у всех тех моих товарищей, которым я предлагал испытать «Дротик» в деле. В будущем я хочу по опыту плаваний усовершенствовать свой проект, откорректировав ширину реданов и форму форштевня.
«Морской дротик» — это действительно замечательная лодка для тех, кому нужно мореходное безопасное и надежное скоростное судно.
Желаю удачи его будущим строителям!