Виндсерфинг быстро стал завоевывать популярность в нашей стране. В разных городах энтузиаст начали проектировать и строить — зачастую в примитивных условиях — самодельные снаряды, Стали проводиться все более представительные соревнования, включая гонки на Кубок СССР и приз сборника «Катера и яхты».
Основные данные
Длина наибольшая, м | 3,65 |
Ширина наибольшая, м | 0,65 |
Толщина корпуса наибольшая, м | 0,14 |
Масса корпуса, кг | 24+0,06-1,0 |
Масса полная, кг | 32 |
Высота мачты над палубой, м | 4,5 |
Площадь паруса, м2 | 6 |
Розничная цена, руб. | 360 |
Однако до сих пор купить в магазине готовый снаряд невозможно, поскольку то ограниченное количество виндсерферов, которое выпускается нашими яхтенными верфями, в торговую сеть не поступает.
Разрабатывая конструкцию парусной доски для серийного выпуска, мы стремились, чтобы по своим ходовым и эксплуатационным показателям наш виндсерфер, рассчитанный на массового потребителя, был на уровне лучших спортивных образцов, изготавливаемых любителями или на верфях спортивного судостроения.
Мы понимали, что одно из главных условий хорошей реализации виндсерфера — его транспортабельность. Поэтому решено было разработать разборную конструкцию корпуса (состоящую из трех блоков), мачты и гика. В окончательном виде весь комплект нашего снаряда укладывается в три сумки, которые можно провозить в любом виде общественного городского и междугородного транспорта. В двух сумках (имеющих габариты по 1200Х650X140 мм) размещается корпус, в третьей (2000X150X150 мм) — парусное вооружение. Предусматривали мы и возможность применения укороченного снаряда, собранного из двух концевых секций, для занятия серфингом — катанием на волне, для буксировки за катером и других пляжных развлечений.
В основу конструкции нашего снаряда был положен виндсерфер, ранее разработанный и построенный автором статьи.
Виндсерфер получил несколько необычное для плавающего судна название — «Мустанг». Ощущение виндсерфиста, несущегося по волне, ассоциируется с тем, что испытывает наездник, скачущий на укрощенном мустанге.
Корпус «Мустанга» выполнен из стеклопластика на основе смолы ПН-609-21 М с нанесением декоративного слоя при формовании в матрицах. Корпус состоит из трех водонепроницаемых блоков, формуемых в единой для всего корпуса матрице, благодаря чему обеспечивается плавность обводов в собранном виде.
Обшивка имеет трехслойную конструкцию. Средним слоем является ячеистый заполнитель с открытыми ячейками, поэтому попавшая в корпус вода беспрепятственно стекает в одно место из всех ячеек. В каждой секции корпуса имеются сливные отверстия, закрываемые резьбовыми пробками. На носовой и кормовой секциях расположены буксирные планки, за которое можно закрепить конец в случае оказания помощи спортсмену. На средней секции смонтирован швертовый колодец для установки в нем поворотного шверта. Конструкция шверта предусматривает возможность изменения центровки путем нажатия ногой на слегка выступающую над палубой верхнюю часть шверта. К днищу кормовой секции прикрепляется плавник, придающий виндсерферу устойчивость на курсе.
Конструкция соединения секций исключает их подвижность относительно друг друга при нагрузке.
В каждом разьеме имеются три талрепа-стяжки: два на днище (как наиболее нагруженной части разьема) и один на палубе. При проверке прочности узлов соединения корпус был уложен вверх днищем на две опоры, отстоящие друг от друга на 3 м. Посредине этого расстояния со стороны днища была приложена сосредоточенная нагрузка, которая постепенно увеличивалась до разрушения узла. Для этого потребовался груз, равный 300 кг. В рабочем положении корпуса, т. е. вниз днищем, нагрузка в каждом разъеме приходится на два талрепа. Запас прочности в разъемах достаточный, а величина прогиба секционного корпуса при нагрузке не отличается от прогиба цельного корпуса.
Мачта выполнена из трубы 45Х1.5 высокопрочного алюминиевого сплава Д16Т и состоит из двух основных частей. В верхнюю часть мачты вставляются деревянный топ и клотик-флажок для упора паруса; в нижнюю часть — шпор с шарниром и пружинным амортизатором, уменьшающим усилие, с которым прижимает ногу, случайно попавшую между корпусом и мачтой при ее падении.
Для гика использована труба диаметром 30X1 из Д16Т с цветным оксидированием. Форма изгиба гика подобрана так, чтобы при значительной нагрузке между рукой и осью ручки имелся достаточно большой угол; это способствует снижению усилий для удержания паруса. Чтобы гик не выскальзывал из рук спортсмена, ручки гика покрыты тканым материалом.
Парус пошит из лавсана «яхта». Большое окно из прозрачной пленки обеспечивает хороший обзор при всех положениях паруса и спортсмена. Верхний угол паруса по всей ширине кармана опирается на клотик-флажок, это способствует улучшенной форме верхней части паруса.
Перед запуском в серийное производство были проведены 100-часовые ресурсные испытания нашей модели в натурных условиях. Обнаруженные слабые места были усилены при изготовлении серийных снарядов.
Чтобы оценить уровень качества «Мустанга», были организованы и проведены натурные сравнительные испытания совместно со снарядом «Пагги» (производства Таллинской экспериментальной судоверфи) и зарубежным образцом разборного виндсерфера «Шарк» (ФРГ). В испытаниях приняли участие и некоторые из наших ведущих мастеров виндсерфинга: Е. Е. Печенкин, Ю. В. Щеглаков, К. 3. Бочавер, В. Ф. Созинов и др.
Испытания показали, что по мореходным качествам и жесткости корпуса, по удобству гика и узла соединения мачты с корпусом «Мустанг» обладает преимуществом перед «Пагги» и «Шарком».
По разработанному мною теоретическому чертежу было изготовлено несколько неразборных корпусов виндсерферов, которые участвовали во всесоюзных соревнованиях 1978 г. в составе сборной команды г. Феодосии. К концу следующего года на заключительном этапе Кубка СССР на аналогичных корпусах уже выступали три команды, все три уверенно заняли 1, 2 и 3-е места. Результаты подтвердили достаточно высокие ходовые качества прототипа «Мустанга». Эти обводы и были положены в основу осваиваемой промышленностью разборной конструкции.
Первые партии «Мустангов» уже начали появляться на прилавках магазинов «Спорттовары». Качество изготовления виндсерферов будет улучшаться по мере освоения технологии изготовления тонкостенных стеклопластиковых корпусов и совершенствования конструкций.
Инструкция по эксплуатации «Мустанга» содержит краткое руководство по обучению приемам хождения на виндсерфере, а также рекомендации по катанию на доске на пляжном прибое.
Конструкция виндсерфера «Мустанг» удостоена серебряной медали ВДНХ СССР за 1979 г.
Примечания
1. В отечественной практике термин «виндсерфер» применялся в качестве собирательного ко всем судам подобного типа. В настоящее время название «Виндсерфер» относится к строго ограниченному международному классу, который строится по специальным правилам и по лицензии фирмы «Виндсерфинг Интернэйшнл». Все другие суда, в конструкции которых используется принцип «Виндсерфера», называются «парусными досками».