Верфи Петерсона ежегодно выпускают до 1500 судов. Основной их продукцией являются яхты длиной от 6,8 до 12 м, предназначенные для семейного плавания и для морских гонок. Серийные яхты неизменно носят общее название «Макси»: девизом конструктора является обеспечение максимального комфорта, какой только могут позволить размерения данного судна.
Не является исключением и новый катер «Максим»: этот проект также является воплощением той же идеи максимума комфорта. При общей длине катера всего 7,6 м конструктор умудрился разместить в нем не меньше помещений, чем в 9-метровом судне. В катере три спальные каюты, удобный обеденный уголок, гальюн и камбуз. Сделать это удалось благодаря особо тщательной отработке общего расположения катера — используется каждый дециметр объема, а также применению очень компактной механической установки.
Основные данные катера
Длина наибольшая, м | 7,60 |
Ширина наибольшая, м | 3,00 |
Высота борта на миделе, м | 1,30 |
Осадка, м | 0,80 |
Водоизмещение, т | 2,1 |
Мощность двигателя, л. с. | 61 |
Скорость, км/ч: | |
максимальная | 24 |
экономическая | 20 |
Запас топлива, л | 100 |
Дальность плавания, км | 200 |
Устанавливается дизель «Вольво-Пента MD 21/110S» мощностью 61 л. с. в исполнении «сэйлдрайв» (см. сборник №73) — с неповоротной угловой колонкой. Как и на всех колонках «Вольво-Пента», в верхней паре конических шестерен трансмиссии имеется реверсивное устройство, гораздо более компактное и легкое, чем обычный реверс-редуктор. К достоинствам установки «сэйлдрайв» относится также простота монтажа на катере, так как колонка и дизель представляют собой единый агрегат, отсутствуют дейдвудное устройство и наклонная линия вала с кронштейнами.
Дизель благодаря высокой номинальной частоте вращения (4500 об/мин) имеет сравнительно небольшие массу (300 кг) и габариты (1,2X0,6X0,7 м), но его удельный расход топлива (230 r/л. с.·ч) в принципе примерно на 10% выше, чем у самых экономичных дизелей аналогичной мощности. Дизель размещается в звукоизолированном отсеке с отдельным забором воздуха через приемники, смонтированные в верхней части бортов. При работе на полную мощность уровень шумности в носовой каюте составляет 83 дБ(А), а в кормовой каюте — 89 дБ(А), т. е. не превышает значений, обычных для катеров с дизельной установкой.
Весь внутренний объем использован под жилые помещения.
Носовая каюта традиционна. Средний проем в V-образной койке может быть закрыт опускаемой вниз крышкой стола: при этом получается удобная двуспальная койка. Под койками и под пайолами имеются объемистые хранилища для запасов провизии, одежды и снабжения, а по всей длине каюты над койками закреплены две открытые бортовые полки, снабженные мягкой обивкой и служащие спинками диванов. Небольшой палубный лючок у форпиковой переборки обеспечивает хорошую вентиляцию каюты в жаркие дни и облегчает работы при отдаче якоря или швартовке. Высота в этом помещении всего 1,55 м, но этого вполне достаточно для нормального расположения людей сидя за столом на койках.
Над кормовой частью второй каюты пришлось сделать глубокую вы-формовку в стеклопластиковой палубе с правого борта. Здесь поперек судна разместилась полутораспальная койка, подобная «гробу» на яхте. Высота в головах — под выформов-кой — значительно больше, чем в ногах — по левому борту. В средней части этой каютки — на небольшом пространстве, ограниченном койкой, платяным шкафом и гальюном, можно выпрямиться во весь рост: здесь высота помещения до крыши рубки составляет 1,87 м.
Просторный кокпит, где в хорошую погоду обычно собирается весь экипаж из четырех — шести человек, оборудован для приготовления пищи и как обеденный уголок. Передняя его часть защищена от дождя и брызг лобовым и боковыми стеклами, рамы которых служат постоянной основой для установки откидного водонепроницаемого тента (прорезиненный нейлон), закрывающего весь кокпит в плохую погоду. С правого борта на выформовках над койками средней и кормовой кают закреплены диваны, между которыми расположен съемный обеденный стол. С левого борта за местом рулевого расположен камбузный блок, оборудованный двухконфорочной плитой с духовкой, раковиной из нержавеющей стали и помпой пресной воды. Если откинуть сиденье рулевого вперед, под ним обнаруживается небольшой разделочный столик.
Очень удобна кормовая каюта, снабженная двуспальной койкой по правому борту и объемистыми шкафами по левому. Сравнительно небольшая высота (1,61 м) компенсируется открывающимся люком, стоя в проеме которого, можно, например, переодеться для купания. Благодаря изолированности от других помещений кормовая каюта может быть использована для размещения детей.
По бортам от двигателя установлены изготовленные из нержавеющей стали 100-литровые цистерны для пресной воды и для топлива. Две аккумуляторные батареи емкостью по 70 А·ч питают электростартер, навигационные огни и систему освещения катера.
Дополнительные удобства для экипажа представляют забортный трапик на транце, служащий для купания, трап для выхода из кокпита на палубу (оборудованный по левому борту кокпита), а также релинги — ограждения палубы и кокпита.
При испытаниях на мерной миле катер развил скорость 13 уз при 3800 об/мин. При этом катер имел довольно значительный (до 6°) дифферент на корму, соответствующий переходному к глиссированию режиму движения (Fr=v:√
Корпус катера строится из стеклопластика методом напыления рубленного стекловолокна, что обуславливает большую толщину наружной обшивки и массу корпуса. Обводы — остроскулые с килеватостью днища у транца 7° и большим заострением в носовой части. (Для снижения волнового сопротивления было бы полезно уменьшить наклон форштевня и несколько равномернее распределить водоизмещение по длине судна.)
Необходимым элементом обводов является развитый плавник, который защищает винт и колонку от повреждений при касании грунта, а также препятствует боковому дрейфу в свежий ветер, существенному из-за парусности катера.
Необычно размещение руля под днищем и далеко в нос от транца, однако благодаря действию струи от работающего гребного винта катер обладает отличной поворотливостью.
«Максим» быстро завоевал признание любителей морских прогулок и дальних плаваний. Несмотря на сравнительно высокую стоимость (в Англии, например, катер стоит 17 200 фунтов стерлингов), за первый же год было реализовано около 400 катеров этого типа.