Основные данные катера «RZ-8»
Длина наибольшая, м | 5,50 |
Ширина наибольшая, м | 2,41 |
Высота борта, м | 1,10 |
Вес порожнем, кг | 900 |
Мощность двигателя («ГАЗ-24») номинальная, л. с. | 93 |
Скорость, км/ч: | |
при водоизмещении 1200 кг | 40—42 |
при водоизмещении 1500 кг | 34 |
Теперь уже можно сказать, что катер по этому проекту получился универсальный. Привожу краткие пояснения к эскизам, которые могут оказаться полезными для желающих построить такое же судно.
Применены тримаранные обводы с центральной лыжей шириной в корме 640 мм, обеспечивающей некоторое повышение гидродинамического качества. Для упрощения работы своды носовых туннелей между «центральным» корпусом и спонсонами (между линиями С1 и С3 на теоретическом чертеже) в поперечных сечениях образованы прямыми горизонтальными отрезками; углы скруглены эпоксидной шпаклевкой с наполнителем. Боковые кромки лыжи на носовой половине корпуса имеют вид продольных реданов (шириной 50 мм на шп. 6). Кроме того, на днище установлен еще один редан шириной 50 мм в корме, а на бортах сделан скуловой уступ-брызгоотбойник шириной в корме 35 мм.
Бортам в верхней части придан завал внутрь. Образовавшаяся прямая линия декоративного слома (D на чертеже) несколько скрадывает большую высоту борта, как и лекальный изгиб бортовых ветвей шпангоутов. Для вычерчивания всех топтимберсов при разбивке используется одно и то же лекало (эскиз для построения приводится).
Набор корпуса собран из сосновых реек на фанерных кницах; для ответственных деталей продольного набора применен дуб. Днище обшито фанерой марки ФСФ толщиной 6 мм; борта, палуба и конструкции надстройки — из фанеры толщиной 4 и 3 мм. Все соединения выполнены с использованием эпоксидного клея. Днище катера вплоть до скулы-брызгоотбойника оклеено тремя слоями стеклоткани, остальные наружные поверхности — одним слоем.
Для удобства посадки на катер в носовой части надстройки оборудованы открывающийся в корму входной люк и откидывающийся с носовой палубы вниз сходный трап. В самом носу под трапом выгорожен ящик для якоря и швартовных концов. Пульт управления расположен в каюте перед лобовым стеклом по левому борту. За сиденьем рулевого вдоль борта установлен диван; сняв спинку сиденья, при устройстве ночлега здесь получаем спальное место. Такое же превращение претерпевает обеденный уголок по правому борту. Стол поднимается к борту, проем между диванами закладывается их спинками, образуется двуспальная койка. Сидеть в каюте могут семь человек. Под диванами оборудованы вместительные рундуки, в нише на правом борту устроены полки для книг и мелких предметов. Высота в носовой части каюты (в районе между шп. 3—6) до 1,4 м.
Информация об изображении
Форма для изготовления из стеклопластика профилированных лопаток спрямляющего аппарата
В кормовой части каюты (шп. 6—8), где высота увеличена до 1,8 м, оборудованы камбуз с двухконфорочной газовой плитой, шкафчик для посуды, холодильник, подвесной шкаф и бортовые ниши для размещения провизии. Здесь же устроен высокий шкаф для верхней одежды.
Форма для изготовления из стеклопластика профилированных лопаток спрямляющего аппарата
В открытом кокпите под четырехместным кормовым диваном расположены четыре пластмассовых бака емкостью по 50 л для горючего и канистра с маслом. За спинкой сиденья и в бортовых нишах устроены ниши и шкафчики для инструмента, запчастей и т. п. Под настилом размещены три 5-литровых баллона с газом, аккумуляторная батарея напряжением 12 В. Здесь же оборудован погребок для овощей. Кокпит закрывается тентом, под которым на мягких сиденьях могут переночевать два человека.
Для отделки помещений использованы искусственная кожа, пластмасса, декоративные фанера и шпон, алюминий и клеенка.
Конвертированный автомобильный двигатель от машины «ГАЗ-24» установлен в герметически отделенном от остальных помещений катера отсеке. Капот его немного выступает над настилом кокпита. Для улучшения охлаждения двигателя и вентиляции моторного отсека на шлицевую муфту, соединяющую гребной вал водомета с промежуточным валом, насажен вентилятор.
Водометный движитель изготовлен в основном по чертежам, опубликованным в сборнике №11, но применено сопло водомета с лопаточным поджатием струи, описанное в сборнике №64. Лопатки спрямляющего аппарата я сделал литыми из стеклопластика, причем пришлось немного поэкспериментировать с тем, чтобы подобрать их оптимальные размеры и форму. Попутно отмечу, что в качестве разделительного слоя очень удобно использовать обувной крем, располировывая им поверхность формы. В случае повреждения лопаток при эксплуатации их легко заменять новыми — достаточно отвернуть два болта.
Диаметр ротора водомета сохранен таким же, как у катера «Кама» (218 мм), но шаг увеличен с 210 до 260 мм; дисковое отношение его равно 0,75.
Катер оказался достаточно быстроходным и легко управляемым. В режиме глиссирования осадка не превышает 10—12 см. Думаю, что при наладке механической части и увеличении диаметра ротора до 224—226 мм максимальную скорость можно повысить до 50 км/ч.
Непотопляемость катера обеспечена заполнением неиспользуемого пространства пенопластом общим объемом 1,5 м2.