Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная
  • Проекты
  • Парусные яхты
  • 1978 год
  • Моторно-парусная лодка дори
Подкатегории раздела
Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты


Поделитесь информацией


Похожие статьи
Моторно-парусная яхта «Дельфин»
Морская гребная лодка «дори»
Моторно-гребная шпоновая лодка «Форель»
Глиссирующая лодка дори-скиф «Каролина»
Парусная лодка тренера «Робинзон»
Моторно-парусная мини-яхта «Дюгонь»
Ваша первая лодка с обводами мореходных дори
Прогулочно-туристская парусная лодка «Ветерок»
Универсальная двухсекционная картоп-лодка с обводами дори
Парусная картоп лодка «Пионер»
Разборная лодка с обводами дори
Моторно-парусная яхточка «Минимо»
Лодка-дори «Аллигатор»
Моторно-парусная килевая микрояхта бот «Вилли»


Моторно-парусная лодка дори

Год: 1978. Номер журнала «Катера и Яхты»: 72
          0


Лодки флотилии «Дрэскомб», о которых рассказывалось в сборнике №66, заинтересовали многих любителей водных путешествий. За несколько месяцев, прошедших после выхода этого номере в свет, в редакцию поступило свыше ста писем из различных районов нашей страны, из Болгарии, Польши и Югославии, авторы которых просили опубликовать подробные чертежи, по которым можно было бы построить такую лодку самостоятельно. Читателей привлекли стройные формы корпуса, разработанные Джоном Уоткинсоном по мотивам знаменитых ньюфаундлендских дори, высокие мореходные качества лодок (в статье рассказывалось о плаваниях на «Дрэскомб Логгерах» из Англии в Австралию и через Атлантический океан), возможность использования их для смешанного плавания — как по рекам, так и с выходом в море, наличие одновременно мотора, паруса и весел и многие другие достоинства «Дрэскомбов», о которых рассказывалось в упомянутой статье.

Предлагаемые вниманию судостроителей-любителей чертежи моторно-парусной дори разработаны по предоставленным редакции сборника материалам фирмы «Хоннор Мэрин» — строителя серийных судов типа «Дрэскомб Логгеря. При подготовке проекта учтены реальные возможности «домашних верфей», применены наиболее доступные в наших условиях материалы.

Основные данные лодки


Информация об изображенииКрейсерский вариант дори «Лонгбот Крейсер» с рубкой
Крейсерский вариант дори «Лонгбот Крейсер» с рубкой
 
Длина наибольшая, м5,7
Длина по КВЛ, м4,6
Ширина наибольшая, м1,91
Ширина по КВЛ, м1,52
Осадка корпусом, м0,26
Осадка швертом, м1,2
Вес лодки с полной оснасткой, кг380
Водоизмещение при осадке по КВЛ, кг550
Площадь парусности, м212,3
Рекомендуемая мощность подвесного мотора, л. с.3—8
Скорость с ПМ «Прибой» (5 л. с.), км/ч11

Корпус обшивается полосами бакелизированной фанеры толщиной 7 мм по методу «кромка на кромку» (клинкер); фанера широко используется также в конструкции шпангоутов — переборок, бортовых сидений и палубы. При установке обшивки по каждому лазу поясья фанеры склеиваются и проклепываются 3-миллиметровыми медными гвоздями-заклепками на шайбах с шагом 60—80 мм. Получающиеся в местах перекроя поясьев (он должен быть в пределах 15—20 мм) утолщения служат своеобразными продольными ребрами жесткости, что позволяет получить достаточно прочный корпус при малом числе узлов набора; шпангоутов всего пять. Кроме того немаловажную роль в обеспечении жесткости и прочности корпуса играют вертикальные стенки и горизонтальные поверхности продольных банок и палубы.


Информация об изображенииТеоретический чертеж дори
Теоретический чертеж дори
 
Можно предложить и другой, более современный метод постройки корпуса с теми же «гранеными» обводами. Поясья сшивают между собой скрепками из медной проволоки, а затем с обеих сторон проклеивают пазы в несколько слоев лентами из стеклоткани на эпоксидной смоле. Скрепки являются, главным образом, монтажным средством соединения, основную роль в обеспечении прочности играет стеклопластик. (Коротко этот метод описан в № 55 сборника в статье о тузике «Джек Шпрот»; ленинградские судостроители-любители использовали его для постройки 8-метровой фанерной яхты, причем вместо скрепок применили прочную капроновую нить!)

По трудоемкости и надежности оба способа примерно равноценны. Однако многие сторонники клинкерной обшивки считают, что выступающие кромки верхних прясьев хорошо отражают брызги и способствуют умерению качки на волнении. Следует при использовании второго способа иметь в виду, что при недостаточно хорошем проклеивании пазов стеклотканью возможны попадание в них влаги и быстрое загнивание древесины, оказывающейся закрытой с обеих сторон стеклопластиком.

Информация об изображенииКонструкция корпуса дори
Конструкция корпуса дори
 
В качестве руководства по постройке корпуса, его оклейке стеклопластиком и окраске, а также по шитью парусов можно рекомендовать книгу «15 проектов судов для любительской постройки», изданную «Судостроением» в 1974 и 1975 гг. Остановимся здесь лишь на некоторых особенностях изготовления корпусе лодки дори и ее вооружения.

Сборку корпуса удобнее вести на стапеле в нормальном положении, т. е. вниз килем. Поясья обшивки ставятся на поперечные лекала, установленные на собранную заранее закладку — киль с форштевнем и транцем. При изготовлении лекал (они соответствуют 2, 4, 6 и 8 шпангоутам теоретического чертежа) толщину обшивки необходимо откладывать внутрь обвода шпангоутов, так как таблица ординат составлена по наружной поверхности обшивки. За линии пазов в ней приняты положения кромок верхних поясьев.


Киль и форштевень перед установкой не стапель должны быть предварительно смалкованы для плотного прилегания концов поясьев обшивки. Малка с лекал снимается по месту при помощи рейки или длинного листа обшивочной фанеры.

Для подгонки поясьев обшивки рекомендуется сделать шаблон из полосы обычной строительной фанеры или Оргалите на всю длину Корпусе. Закрепив шаблон к лекалам гвоздиками, на его внутреннюю сторону наносят риски против отметок линий пазов не каждом лекале. Сняв затем шаблон, по этим рискам при помощи гибкой рейки прочерчивают кромки будущего пояса. (При этом по верхней кромке всех поясьев, кроме ширстрека, дается припуск 15—20 мм специально для образования перекроя). Наложив шаблон на предварительно склеенную заготовку пояса, переносят не нее, накалывая шилом точки, очертания кромок будущего пояса и по ним вырезают его.

Информация об изображенииПарусное вооружение дори
Парусное вооружение дори
 
Начинают обшивку с нижнего днищевого пояса, закрепляя его к килю шурупами 3X30 с шагом 60 мм. В кормовой части следующий пояс подходит к его кромке уже под некоторым углом. Это не позволяет получить необходимый для клепки перекрой, так что здесь лучше соединение кромок выполнить встык на подкладном бруске или с помощью скрепок и проклейки стеклотканью, как описывалось выше, обрезав припуск по верхней кромке днищевого пояса на соответствующей длине. Прилегающие поверхности кромок поясьев тщательно зачищаются и перед клепкой промазываются клеем.

У форштевня поясья обшивки должны соединяться вгладь. Здесь на расстоянии примерно 800 мм придется снять фаску — прострогать, срезая угол, и верхнюю кромку ранее поставленного пояса, и внутреннюю поверхность нижней кромки следующего пояса. (Профессиональные строители делают а обеих кромках выборки по типу шпунте, но это требует очень тщательного исполнения.)


К лекалам поясья крепятся временно (гвоздями) с таким расчетом, чтобы, когда вся обшивка будет проклепана, лекала можно было вынимать, последовательно заменяя их шпангоутами, а отверстия от гвоздей использовать для заворачивания шурупов в шпангоуты. Чтобы упростить установку шпангоутов, рекомендуется их детали, прилегающие к обшивке, подгонять по отдельности и собирать шпангоуты прямо в корпусе. На время этих работ борта в месте установки шпангоута нужно немного развести — расперев брусьями до нужной ширины. В шпангоутах необходимо заранее сделать врезки для опорных реек продольных банок.

Информация об изображенииЛекала и закладка на стапеле
Лекала и закладка на стапеле
 
На описываемой дори применен шверт «тяжелого» типа, вырезаемый из стального листа толщиной 12—14 мм. Вес его составляет около 45 кг; что в сочетании с динамическими нагрузками при посадке на мель или даже просто на качке предъявляет повышенные требования к прочности швертового колодца. Основание, распорные кницы и шпонки колодца нужно обязательно сделать из дуба, стенки — из бакели-зированной фанеры толщиной 7— 10 мм. Основание лучше всего стянуть болтами с килем; во всех соединениях надо использовать только водостойкий клей. Второй колодец — меньших размеров — делается для подъемного руля.

Мачты, выстрел и реек — сплошные, круглого сечения, однако лучше склеить каждую деталь из двух—четырех сосновых брусков; клееный рангоут получается более прочным и меньше коробится при колебаниях влажности.

Бизань-мачта стоячего такелажа не имеет; она удерживается в металлическом степсе и деревянном пяртнерсе — планшире рулевого колодца. Грот-мачта поддерживается парой вант и штагом, роль которого может выполнять стальной ликтрос по передней шкаторине стакселя, если будет установлено устройство для его закрутки, описанное в упомянутой книге «15 проектов судов». Попутно отметим, что при оснащении лодки полезным руководством может быть и другая книга того же издательства «Судостроение» — «Катера, лодки и моторы в вопросах и ответах» (1977 г.), в которой имеется специальная глава об оснастке малых парусных судов. Бизань-выстрел нужно сделать съемным; это упростит швартовку кормой к бону и управление лодкой, когда не используются паруса.


Несмотря на довольно высокую водостойкость бакелизированной фанеры открытые кромки поясьев нуждаются в хорошей защите от влаги. Оклеивать корпус стеклотканью следует в два приема. Сначала надо проложить полоски ткани по всем наружным кромкам (два-три слоя), перепуская на каждый пояс край полосы шириной по 25—40 мм. Затем накладывается полоса стеклоткани на всю ширину пояса с перекроем ранее оклеенных участков по его краям. Оклейка корпуса целым полотнищем за один прием не гарантирует хорошего качества: в углах вдоль кромок поясьев образуются пустоты, в которые впоследствии проникает вода.

Информация об изображенииСпособы обшивки корпуса
Способы обшивки корпуса
 
Для гребли лодку нужно снабдить парой съемных поперечных банок (с размерами 28X250X1200 мм.), которые укладывались бы поверх продольных сидений и фиксировались от смещения вдоль лодки простейшими ограничителями, например, в виде бобышек, прикрепленных к бортам у передней и задней кромок банок. Оптимальная длина весел для дори — 3300 мм.

Непотопляемость лодки может быть обеспечена герметизацией средних отсеков под продольными банками (между шпангоутами 4 и 6) или заполнением их легким пенопластом. В первом случае нужно предусмотреть герметически закрываемые лючки в вертикальных стенках отсеков для периодического их осмотра, ремонта и сушки.

Предвидя вопросы читателей о возможности замены водостойкой фанеры другими материалами, ответим, что для постройки дори можно использовать листовой стеклопластик, стеклотекстолит и даже обычную строительную фанеру, если сверху оклеить обшивку несколькими слоями стеклоткани до получения необходимой жесткости и прочности. Достаточна толщина стеклопластиковой обшивки в 4—5 мм, если ее дополнительно подкрепить набором из пенопласта. Если и эти материалы также окажутся недоступны, можно воспользоваться рейками или обшивать корпус широкими поясьями, склеенными по кромкам из еловых или сосновых досок. Технология постройки судов с такой обшивкой подробно описана в книге «15 проектов судов».


Понравилась ли вам эта статья?
+18

ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
Катамараны — «палубные лодки» и плавдачи под парусом и мотором
Спортивный парусный швертбот-одиночка «Лазер»
Рыболовный тримаран из стеклопластика «Скат»
Новый проект швертбота «Цефей» класса Т-2
Жесткая рубка из кузова автомобиля «Москвич-434»
Гребные колеса с педальным приводом для байдарок
Моторно-гребная шпоновая лодка «Форель»
Моторная лодка и коляска для мотоцикла
6-метровый многоцелевой катер с автомобильным двигателем
Крейсерская мини-яхта со сварным корпусом «Пан Дюик 600»
Парус со швертовым и рулевым устройством на «Чижике»
Новая модель четырехместной мотолодки «Казанка-5»
Жесткая рубка со сдвижной крышей на «Казанке-5»
Трехместная моторная лодка «Морской дротик»
Крейсерско-гоночная яхта «Вэнгард» класса «двухтонник»

ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
Моторно-парусная лодка дори

СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
Семейная плавучая дача-амфибия «Дон»
Крейсерская яхта «Спаниелек» из углепластика
Комфортабельный водометный каютный катер «RZ-8»
Комфортабельные моторные катамараны раскрывают свои возможности
Быстроходный трехместный прогулочный катамаран «Радуга-39к»
Лодка, палатка и кровать из дюралевой раскладушки
Новые надувные байдарки типа «Ласточка»
Четыре быстроходных судна: «Кадет», «Арго», «Жемчуг» и «Ветер»
Яхта «четвертьтонник»-монотип типа «Конрад-24»
Прогулочно-туристская мини-яхта «Каравелла»
Глиссирующая мотолодка из легкого сплава «Крым-3»
Комфортабельная и мореходная мотолодка «Москва-2»
Проекты малых прогулочно-туристских судов премированных на конкурсе НТО
Парусно-моторный разборный катамаран «Кит»
Мореходный каютный катер «Экспресс-крейсер»


Ссылка на эту статью в различных форматах
HTMLTextBB Code

Комментарии к этой статье


Еще нет комментариев



Сколько будет 22 + 15 =

       



Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта | Мобильная версия
Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории