В те годы на европейском рынке не было малогабаритных яхточек, обладающих достаточным комфортом на уровне моторных катеров таких же размерений (в частности — нормальной высотой внутренних помещений), малой осадкой и экономичным стационарным двигателем. Именно такая яхточка интересовала многих людей с умеренным достатком, которые хотели бы совершать плавания по внутренним водным путям и в мелководных эстуариях больших рек, впадающих в море. Для большинства владельцев малые габариты судов важны также с точки зрения уменьшения платы за стоянку, которая в Европе постоянно возрастает.
Основные данные яхты «Минимо»
Длина наибольшая, м | 6,10 |
Длина по КВЛ, м | 5,50 |
Ширина, м | 2,48 |
Осадка корпусом/швертом, м | 0,55/1,20 |
Водоизмещение, т | 1,20 |
Площадь парусности, м2 | 16,5 |
Мощность двигателя, л. с. | 10 |
Высота в рубке, м | 1,86 |
В реальные чертежи идею воплотил яхтенный конструктор Хорст Глацер, а серийное производство яхточки из стеклопластика «Минимо GL-20» было освоено на небольшой верфи «Алберс Техник» в Клинкраде, ФРГ. Глацер создал настоящий симбиоз водоизмешающего катера и парусной яхты-компромисса. Широкий и высокобортный корпус позволил получить довольно объемистые внутренние помещения. При этом высокая рубка в средней части яхты, где можно стоять в полный рост, не выглядит слишком громоздкой.
Чтобы обеспечить необходимую остойчивость под парусами при осадке корпуса всего 0,55 м, по обе стороны от швертового колодца укладывается и надежно закрепляется внутренний балласт общим весом 330 кг. Секторный шверт, вырезанный из толстой стальной плиты, сам весит 150 кг, что в немалой степени способствует повышению остойчивости. И если при плавании под мотором балласт становится бесполезным мертвым грузом, который приходится перевозить поневоле, то смоченную поверхность корпуса можно уменьшить, убрав шверт в колодец. Убирается также не нужное в этом случае дополнительное (тоже стальное) перо руля. Рукоятка швертовой лебедки выведена в кокпит и имеет привод с червячной передачей.
Тяжелый, но малогабаритный дизель «Бук» мощностью 10 л. с. и цистерна пресной воды емкостью 150 л, расположенные ниже ватерлинии, также играют не последнюю роль в достижении остойчивости, необходимой для несения высокой эффективной парусности. В обычных условиях предусмотрено спокойное плавание под гротом площадью 8,5 м2 и «автоматическим» стакселем (8 м2), у которого задняя шкаторина не заходит за мачту. При перемене галса экипажу не нужно перетягивать стаксель-шкот на другой борт — блок шкота перемещается по поперечному погону. Благодаря этому один человек без труда может управлять яхтой даже при лавировке на стесненной для маневров акватории. При слабом ветре площадь парусности можно увеличить до 19,5 м2, поставив генуэзский стаксель. Для удобства плавания по внутренним водам мачта сделана заваливающейся в корму. Ее стандерс выполняет также роль вентилятора.
На «Минимо» предусмотрены два места рулевого: при ходе под парусами рулевой располагается в кокпите и управляет яхтой при помощи румпеля. На ходу под двигателем можно перейти в каюту, где по правому борту установлен штурвал и вращающееся кресло водителя. Повернувшись на 90°, он может вести прокладку по карте, разложенной на столе, а при повороте на 180° — заниматься приготовлением пищи на небольшом камбузе.
Левый борт в самой широкой средней части корпуса занят под миниатюрную кают-компанию. На П-образном диване могут разместиться четыре человека, пятый — в кресле водителя. Но нормальным экипажем «Минимо» считается семья из трех человек. На ночь стол опускается до уровня диванов, на него укладывается мягкая спинка, и спальное место для двоих готово. Третий — подросток — устраивается на носовой койке. Под ней встроен яхтенный туалет, причем для сбора грязной воды предусмотрена сточная цистерна, которая откачивается на специальных станциях, имеющихся на любой крупной европейской стоянке лодок и катеров. Форпик отделяется от остального помещения пластиковой шторой и имеет выход на палубу через форлюк. Впрочем, для того чтобы отдать якорь, например, выходить на палубу не надо Достаточно, стоя в люке, достать якорь с канатом из палубной ниши, расположенной у форштевня и закрытой крышкой.
Все походное снаряжение размещается в объемистых рундуках под диваном и носовой койкой. Паруса и шкиперское имущество хранятся в рундуках под сиденьями кокпита. Для обслуживания дизеля в полу кокпита предусмотрен длинный люк.
Для увеличения жизненного пространства в плохую погоду кокпит можно закрыть тентом Своей передней частью тент крепится к обрамлению ветрового стекла, установленного на всю ширину рубки. В принципе, с поставленным тентом лодка может продолжать движение даже под парусами, если только она идет не в бейдевинд. Можно предположить, что «Минимо» не является отменным лавировщиком вследствие развитой надстройки и большой площади лобового стекла. Но в большинстве случаев при противном ветре и особенно на течении экипаж яхты предпочтет воспользоваться помощью двигателя. Двигатель служит также хорошим дополнением парусам для повышения скорости в слабые попутные ветра.
Скорость яхты под мотором невелика — около 15 км/ч, но это уже верхняя граница для экономичного плавания в водоизмещающем режиме (относительная скорость — число Фруда Fr = 0,57). Установка двигателя большей мощности на данный корпус не рациональна При Fr ≥ 0,50 у корпуса судна образуется одна поперечная волна, длина которой примерно вдвое превышает длину по ватерлинии. На поддержание этой волны затрачивается большая часть энергии двигателя, роста скорости с увеличением его мощности практически не происходит. Соответственно понапрасну сжигается топливо в цилиндрах двигателя. На «Минимо» же в экономичном режиме одной заправки топливного бака (50 л соляра) хватает примерно на 500 км пути.