Наша лодка представляет собой дальнейшее развитие фанерного варианта мотолодки «ПК-5» (чертежи которой были опубликованы в №2 за 1964 г. и №14 за 1968 г.) с учетом опыта ее эксплуатации под мотором «Вихрь». Дело в том, что «ПК-5» при полной нагрузке (четыре человека, бак горючего, 30 кг груза) резко теряет скорость и идет с сильным дифферентом на корму, что объясняется заметным сужением днища у транца, сравнительно большой килеватостью и значительным изменением ее по длине — «закруткой» днища.
На днище нашей мотолодки «Катран» мы применили изогнуто-килеватый профиль типа крыло чайки вместо профиля волноуловитель на прототипе. Уменьшили угол килеватости, поскольку при волнении более двух баллов на «ПК-5» идти на максимальной скорости все равно нельзя, хотя килеватость днища у нее большая. Увеличили ширину по скуле на транце хотя общая длина лодки (4,2 м) и ширина (1,45 м) остались без изменений.
Что мы выгадали? Скорость мотолодок «ПК-5» и «Катрана» под мотором «Вихрь» с малой нагрузкой (один водитель) практически одинакова. А вот при полной нагрузке «Катран» легко обгоняет «ПК-5», идя ровно — без дифферента.
Сравнивали мы нашу лодку и с «Казанкой», Тут основное различие в мореходности. На волнении около 0,7 м высотой идущая на большом ходу «Казанка» резко снижает скорость, зарываясь в волну; скорость же «Катрана» в этих условиях снижается незначительно.
На спокойной воде под мотором «Нептун» наш «Катран» развивает скорость около 40 км/час — идет так же, как «Казанка» с «Вихрем» (на обеих лодках во время прикидки было по два человека). При установке ка нашу лодку «Вихря» скорость значительно возрастает, но замеров ее мы не делали.
Тем, кто захочет построить лодку под мотор «Вихрь» по чертежам «Катрана», советуем угол наклона транца увеличить (с 55 до 70 мм). Не рекомендуется увеличивать отгиб днища на транце — это приведет к тому, что с одним водителем из борту на максимальной скорости будет «прижимать» носовую часть.
Трехлетний опыт плавания на «Катране» показал, что есть смысл увеличить высоту борта на 60 — 80 мм и ветрового стекла (примерно на 100 мм с одновременным увеличением угла наклона на 8—10°).
Набор мотолодки выполнен из сосновых реек, корпус обшит авиафанерой с последующей обклейкой стеклотканью АСТТ (б) Сг на эпоксидной смоле (два — четыре слоя).
Для обеспечения непотопляемости на шп. 3 и 9 сделаны водонепроницаемые переборки. Поставлены були. Для улучшения устойчивости на курсе на днище закреплен алюминиевый тавр № 2. На булях установлены брызгоотбойники из алюминиевого угольника № 8.
Строителям таких лодок можно посоветовать в шпации между шп. 3 и 4 вместо установки пайолов наклеить на днище пластины пенопласта (ка высоту стрингеров), защищенные сверху двумя слоями стеклоткани или слоем тонкой фанеры. В местах укладки бензобака и канистр на днище советую приклеить резину. Лючок для доступа в форпик лучше прорезать не в палубе, как на «Катране», а в переборке на шп. 3.