Оказывается, «Коронет» — один из родоначальников сравнительно нового типа небольших катеров, ставшего особенно популярным за последние 10 лет. Именно в эти годы широкое распространение получили легкие малогабаритные двигатели с Z-образными передачами (угловыми колонками) на гребной винт и достаточно мощные подвесные моторы. Моторная установка стала занимать меньше места, благодаря чему конструкторы смогли выкроить в носовой части небольшую каюту — укрытие на случай ненастной погоды или вынужденной ночевки. Каютка очень тесна, обычно всю ее площадь занимает двойная койка, а высота достаточна только для того, чтобы сидеть. Зато, с другой стороны, сохраняются преимущества обычного открытого катера: остается просторный кокпит, рубка невелика и занимает носовую часть палубы; нечего и говорить, что ее незначительный вес и ветробойность практически не сказываются на ходовых качествах катера.
Основные данные катера
Длина наибольшая, м | 6,45 |
Длина по КВЛ, м | 5,30 |
Ширина, м | 2,38 |
Надводный борт, м: | |
в носу | 0,92 |
в корме | 0,74 |
Вес порожнего катера, т | 1,04 |
Мощность двигателя, л. с. | 90—150 |
Емкость топливных баков, л | 225 |
Словом — этот тип катера, для названия которого общепризнанным стало английское слово «дэйкруйзер» (дневной крейсер) особенно устраивает любителей прогулок по воде с большой скоростью, воднолыжников, рыболовов-спортсменов. Владелец «дэйкруйзера» хотя и не располагает комфортом, достаточным для многодневного плавания, все же в гораздо меньшей степени зависит от берега, чем его коллега на открытой лодке. В любой момент в сухом помещении можно обогреться или переждать дождь. На стоянке эта же каютка служит для хранения всевозможного имущества и снаряжения, тогда как с открытого катера все это приходится переносить в береговой рундук.
Таким образом, «дэйкруйзер» является переходным типом от открытого прогулочного к каютному туристскому катеру. Популярность его на западе можно объяснить и тем, что «дэйкруйзер» стоит на 25—30% дешевле такого же по размерам каютного катера.
Но вернемся к «Коронету-21», который является теперь одним из самых больших катеров этого типа.
Переборка носовой каюты отстоит от форштевня примерно на 3 м, так что в каюте размещена двойная койка нормальной длины и небольшой шкафчик в самом носу. Невысокая рубка обеспечивает необходимую высоту в головной части койки. Доступ в каюту — через дверь в переборке и сдвижной люк в крыше рубки. Под койкой обширный рундук и небольшой катерный унитаз с прокачкой, на бортах под палубой — полки.
Двигатель и топливные баки размещаются у самого транца под кормовой банкой. Механическая установка, состоящая из бензинового четырехтактного двигателя и угловой откидной колонки фирмы «Вольво-Пента» весит всего 210 кг при мощности 125 л. с. Просторный кокпит «Коронета» со свободной длиной 2,5 м до кормового сиденья удобен для рыбной ловли, снаряжения воднолыжника или аквалангиста.
Корпус катера рассчитан на глиссирование в условиях морского волнения, поэтому днищу придана значительная килеватость (около 20° на транце). В носовой части, где вертикальные ускорения и сила удара при встрече с волной достигают наибольшей величины, линия скулы в плане заужена, а шпангоуты плавно расширяются к палубе. Благодаря этому нос мягко входит в волну без чрезмерного погружения, образующиеся брызги отражаются от наклонных бортов и не попадают на палубу. С каждого борта на днище имеются по два продольных редана и скуловой брызгоотбойник, повышающие гидродинамическое качество катера.
На испытаниях с полезной нагрузкой 275 кг и двигателем мощностью 125 л. с. (4000 об/мин) «Коронет-21» развил максимальную скорость 57 км/час на спокойной воде. При 3000 об/мин двигателя, что соответствует мощности 50 л. с., скорость составила 40 км/час. Это неплохой результат для мореходного катера с такой большой килеватостью днища. На волне высотой 0,7—1,2 м «Коронет» поддерживает скорость 35—40 км/час.
Корпус изготовлен из стеклопластика, толщина днища около 10 мм, бортов и палубы 6—7 мм. Отделка кокпита, рубки и каюты из полированного красного дерева, дельные вещи — латунные хромированные.
Датская фирма, выпускающая «Коронет-21», поставляет и каютный вариант того же катера «Коронет-Эксплорер» с большим салоном, оборудованным всем необходимым для длительного плавания.
Одна из последних новинок фирмы — 24-футовый «Коронет» с верхним рулевым мостиком. Благодаря большим размерам (длина катера 7,33 м; ширина 2,44 м; водоизмещение 1,8 т) катер имеет достаточную остойчивость для размещения поста управления на крыше рубки. Здесь расположено широкое сиденье для двух человек — рулевого и наблюдателя. Если встать, то высота их глаз над поверхностью воды будет составлять 3 м; соответственно увеличивается и дальность обзора, которая так важна для рыболовных, спасательных и других катеров, занятых наблюдением за водной поверхностью. Мостик огражден легким пластмассовым обвесом; спереди закреплены прозрачные ветроотбойники.
Носовая каюта — типичная для «дэйкруйзера», но оборудованная дополнительно шкафами и столом. В кокпите на левом борту — удобный камбуз. Газовая плитка и холодильник размещены под палубой мостика, а камбузный столик с вмонтированной в него мойкой установлен на петлях у борта. Когда в камбузе нет необходимости, столик закрепляется к борту заподлицо с зашивкой кокпита.
Интересной декоративной деталью катера являются массивные поручни, простирающиеся на большей части длины палубы. Они скрадывают громоздкость палубной надстройки и придают определенную стройность силуэту судна.
Оборудуется «Коронет Флайбридж» двумя установками «Вольво-Пента» мощностью по 120 л. с., которые обеспечивают скорость 57 км/час. Запас топлива — 285 л, воды — 90 л.
Популярность катеров типа «Коронет» побудила многие фирмы создать миниатюрные «дэйкруйзеры», рассчитанные на установку подвесного мотора. Один из таких катеров — английский пластмассовый «Корсар» имеет длину всего лишь 4,8 м. Максимальная скорость с мотором «Эвинруд» мощностью 85 л. с. — около 55 км/час, с 30-сильным мотором — 44 км/час.
Нетрудно заметить, что конструкции рубок на рассмотренных катерах состоят из плоских элементов; стремительность очертаниям придает эффектный наклон лобовой стенки и ветрового стекла. Совершенно отсутствуют округлые «обтекаемые» формы, приверженность которым можно еще иногда встретить среди строителей катеров-самоделок. В четкой и строгой линии силуэта, в простоте формы, ее конструктивной целесообразности конструкторы видят характерный стиль внешнего оформления катера шестидесятых годов.