Основные данные складной лодки-тримарана
Длина наибольшая, м | 2.69 |
Ширина наибольшая, м | 1.17 |
Высота борта на миделе, м | 0.42 |
Вес в комплекте с веслами, кг | 17.5 |
Грузоподъемность (при осадке 0.22 м), кг | 100 |
Размеры пакета, м | 1.50x0.55x0.14 |
Лодка состоит из четырех одинаковых секций — складывающихся на плоскость отсеков, поэтому транспортировочный пакет имеет габариты одного отсека. Тримаран — название чисто условное. С таким же успехом можно называть ее трехкилевой четырехсекционной лодкой. Лодка симметрична относительно миделя.
Принцип изготовления каждого отсека предельно прост. Две одинаковые боковины, вырезанные в чистый размер из трехслойной фанеры, складываются вместе и по трем сторонам периметра (нос, корма и низ) обклеиваются полоской брезента или прорезиненной ткани общей шириной 60 мм. Длинная верхняя сторона остается свободной. Это борта отсека.
Разведенные в стороны и закрепленные распоркой борта в плане, если смотреть сверху, образуют ромб. Подводная же часть каждого ромбовидного отсека имеет плавные и обтекаемые — острые — обводы.
Четыре таких отсека, объединенные средней банкой и двумя поперечными распорками, образуют "тримаран" ромбовидной в плане формы.
В местах резкого "излома" борта сверху пропиливаются ножовкой на глубину 130 мм. Пропилы заклеиваются с внешней стороны борта на всю глубину, а с внутренней — на 40 мм тем же материалом, которым обклеивались угловые соединения боковин. Это — наиболее напряженная и деформируемая часть отсека, поэтому соединение ткани с фанерой должно быть особо надежным. Дополнительно тканевая накладка прошивается через наколотые шилом (или просверленные) отверстия толстыми синтетическими нитками.
Для соединения отсеков между собой на их оконечностях приворачиваются проушины — изогнутые под углом 24° дюралевые пластины с отверстием диаметром 9 мм под центральный болт. Проушины крепятся к одной боковине через дюралевые накладки винтами с потайной головкой.
Для изготовления лодки потребуются три стандартных листа 3-4-миллиметровой строительной фанеры. Листы размером 1500x1500 разрезаются на полосы 1500x500 наружными рубашками в продольном направлении. Восемь таких заготовок укладываются в пакет и по углам временно скрепляются гвоздями. На верхней заготовке делается разметка: наносятся контуры заготовки и сверлятся бортовые отверстия и отверстия для крепления проушин (последние сверлят только на четырех заготовках). Заготовки вырезаются все за один прием дисковой пилой.
Склеивание отсеков желательно выполнять под простейшим прессом, зажимая обе заготовки и соединительную полосу ткани между пластинами из ДСП, вырезанными по размеру заготовок. Между сторонками отсека и пластиной ДСП не забудьте проложить полиэтиленовую пленку. Пресс может быть и любой другой конструкции. Для склейки дерева применяется любой водостойкий клей и ткани. Тщательно выполненная склейка надежна и долговечна. Штевни отсеков с соединительной полосой можно дополнительно прошить через наколотые отверстия или поставить по паре форточных петель, как на лодке Е. Пластинина (см. "КиЯ" №170).
Для улучшения внешнего вида и защиты фанеры от расслоения желательно свободные верхние кромки бортов оклеить узкими полосками любой ткани.
Готовые отсеки ошкуриваются, пропитываются горячей олифой и окрашиваются снаружи и внутри эмалью ПФ-115 за два раза.
В оборудование лодки входит разборное двухлопастное весло байдарочного типа, изготовленное из дюралюминиевого листа толщиной 1.5 мм и старых лыжных палок (или дюралевой трубки 16 мм).
Порядок сборки таков. Ставятся рядом боковые отсеки проушинами внутрь.
Между ними помещаются кормовой и носовой отсеки так, чтобы бортовые отверстия боковых отсеков и отверстия проушин кормового и носового отсеков совпали. Через эти четыре отверстия продевается центральный болт М6 с шайбами и заворачивается барашковая гайка.
Затем, упираясь левой ногой в противоположный борт бокового отсека, ближний борт оттягиваем на себя и вставляем штыри банки в бортовые отверстия. Сначала крепим конец ближнего к себе борта, а не наоборот; в противном случае, сорвавшись с ноги, пружинящий борт свободным концом доски банки может ударить вас.
Затем разводим борта остальных отсеков (носового и кормового) и вставляем распорки. На их болты надеваем проушины боковых отсеков и завинчиваем гайки. Лодка собрана. Не следует туго завинчивать гайки, так как они лишь фиксируют положение отсеков, не допуская их расстыковки, и почти не несут никакой нагрузки.
Разбирается лодка в обратном порядке.
На скобы распорок навешиваются половинки байдарочного весла. Плоские отсеки укладываются один на другой в пакет. В середину пакета, между отсеками, вставляется банка. Снаружи, по бокам пакета, укладываются распорки. Совмещаются бортовые отверстия отсеков с отверстиями банки и распорок. Весь пакет скрепляется центральным болтом с шайбами и гайкой.
Лодка используется уже в течение шести лет для выездов на рыбалку и плаваний во время отдыха на островах Волгоградского водохранилища в пределах Саратова. В сильный ветер при большом волнении плавать не приходилось, но лодка свободно преодолевает волну высотой до 0.3 м и волны от проходящих катеров, устойчива на курсе. При гребле байдарочным веслом скорость ее выше, чем лодок с распашными веслами. Высокая посадка обеспечивает удобство гребли, когда ноги опираются на дно боковых отсеков, а руки с веслом находятся на уровне пояса.
Упругие изгибы бортов и треугольная система построения придают всей конструкции жесткость и прочность, трудно достижимые для складных лодок традиционного типа. Это ощущение надежности еще более усиливается, когда лодка на плаву — нет и малейшей подвижки отсеков.
Лодку можно собрать из трех отсеков, оставив четвертый с распоркой на берегу. В этом случае увеличиваются ее осадка и остойчивость.
Аварийный запас плавучести можно предусмотреть из двух мотоциклетных или автомобильных камер: накачанные и уложенные под распорки в оконечностях лодки они не требуют дополнительного крепления, а расположенные горизонтально — не занимают большого объема.
Вес лодки из 4-миллиметровой фанеры вместе с веслами — 17.5 кг. Для ручной переноски на значительные расстояния это многовато. Поэтому я разработал разборную двухколесную тележку на базе использования деталей самой лодки, а "лишние" — только колеса и соединяющая их труба. Тележка также разбирается за считанные минуты.