Вот уже третий год в Московской федерации туризма существует парусная комиссия. Это — признание роста нашего движения и проведенной серьезной методической работы, направленной прежде всего на обеспечение безопасности плаваний.
Чтобы распространить возможно шире парусную грамотность и хорошую озерно-морскую практику, мы обобщили имеющийся опыт и выпустили брошюру «Обеспечение безопасности в водных походах под парусом по открытым акваториям». К сожалению, на сегодняшний день это единственный методический документ для туристов-парусников, имеющий гриф «Одобрено Центральным советом по туризму». Все остальные нормативные документы, без которых трудно существовать любой общественной группе, до сих пор никак не могут пройти через эту организацию. Появление и развитие парусного туризма так и не отражено в новых редакциях «Правил проведения самодеятельных путешествий по территории СССР», классификационные нормах туристских походов, правилах туристских соревнований. А ведь в Москве сейчас около полутора тысяч туристов-парусников!
Подобное же чувство «юридической невесомости» мы испытываем в отношениях с ГИМС г. Москвы и области. Хотя мы там хорошо известны, а наши суда проходят положенную регистрацию с выдачей судового билета, тем не менее ГИМС уже долгое время не может официально признать наши школы парусного туризма. Мы считаем, что они дают квалификацию, достаточную для успешной сдачи экзамена и получения судоводительского удостоверения в ГИМС на право управления туристским судном малой парусности.
Особо следует сказать о соревнованиях, сыгравших в нашей короткой истории очень заметную роль. Первые годы мы проводили лишь классные гонки, на манер парусного спорта. Потом программа стала перестраиваться на более туристский лад. Стали чаще проводиться маршрутные гонки, ралли, соревнования по технике туризма.
Соревнование — это еще и рассказы о походах, обмен информацией о маршрутах. Если прислушаться к разговорам у костра, то оказывается, что побывали наши туристы практически на всех крупных водоемах — вот она, легкость транспортировки!
Официальная экспедиция клуба на пяти судах ходила на Байкал и прошла все озеро, другая группа ездила на Арал. В истории клуба — походы на Азов, нижнюю Волгу, Онегу... В походах мы иногда встречаем «экспедиции», подобные нашим. Чаще всего оказывается, что встреченная группа тоже из Москвы или Подмосковья. Так, на Байкале члены клуба встретили группу из г. Жуковского Московской области. Немного обидно за другие города, особенно за Ленинград — ведь на Онеге «пасутся» тоже, в основном, москвичи!
В общем, не пытаясь копировать спортсменов-парусников и их стиль, мы в то же время избегали превратиться в секцию воскресных катальщиков, которые постоянно держат собранные лодки в арендованном месте и по выходным выезжают туда налегке с бутербродами в сумке. Наша дорога — это настоящий туризм, который кроме чисто спортивных целей ставит перед собой задачу познания природы, истории и современной жизни различных уголков нашей страны.
Не забывали мы и о повышении популярности парусного туризма. Не раздувая чрезмерной «рекламы», мы все же о себе достаточно заявили и с помощью телевидения, и в печати. Отражением этой известности стал факт, который может показаться анекдотическим: однажды в середине лета к группе наших ребят, все лето живших на Парусном берегу, подъехал на велосипеде сельский почтальон и вручил письмо с адресом «Волга, Парусный берег, Фирсову» (В. Фирсов — штатный инструктор нашего клуба). И письмо дошло!
В. Кузнецов, председатель парусной комиссии Московской городской федерации туризма.