Основные данные швертбота «Разбойник»
Длина наибольшая, м | 5,50 |
Длина по КВЛ, м | 5,05 |
Ширина наибольшая, м | 2,40 |
Осадка корпусом/швертом, м | 0,2/1.14 |
Водоизмещение, кг | 750 |
Площадь парусности, м2: | |
грот | 9,7 |
стаксель | 5,2 |
генуя | 8,6 |
Район наших плаваний — мелководный, походы иногда длятся по 10 суток при различных погодных условиях, которые на Азове меняются почти мгновенно. Поэтому предпочтение нами отдается швертботам, имеющим каюту и достаточную остойчивость. Один из таких швертботов, спроектированный самостоятельно на основе правил яхт «микро-класса», построен нами в 1984 г. Для обшивки была использована обычная трехмиллиметровая строительная фанера, снаружи корпус оклеен тремя слоями стеклоткани на эпоксидной смоле. Строили лодку два человека, обладающие скромным опытом столярных работ. Общая трудоемкость (не считая шитья парусов и изготовления дельных вещей) составила 1200 часов.
Обводы корпуса приняты остроскулыми. Набор корпуса составили 5 шпангоутов, собранных из реек 20X50 мм, трех пар стрингеров 20X50 мм и киля 30X100 мм. Корпус собирали в положении вверх килем, затем после кантовки фанерная обшивка изнутри была покрыта горячей олифой и дважды окрашена масляной краской, после чего была пристроена надстройка, кокпит оборудован банками и пайолами. В кокпите и каюте под пайолами разместилось 0,7 м3 пенопласта.
Для улучшения обитаемости небольшой каюты швертовый колодец смещен на 3/4 его длины в кокпит, а входной люк — на правый борт от ДП. В каюте могут расположиться на ночлег 3 человека, имеется достаточно места для размещения парусов, походного снаряжения и запасов. Крышка форлюка выполнена из оргстекла, что улучшает освещенность каюты.
Для повышения остойчивости швертбота шверт изготовлен из 8-миллиметрового стального листа.
Парусное вооружение было сделано по проекту микро-яхты «Морской кот», которая была нами построена ранее (описание этой яхточки, названной «Забияка», опубликовано в «КиЯ» №113). Мачта опирается на стандерс, установленный на палубе надстройки, и может заваливаться в корму. Подмачтовый бимс подкреплен трубчатым пиллерсом.
По результатам совместных плаваний можно сказать, что «Забияка» и «Разбойник» имеют достаточно высокую остойчивость. Практически нам не приходилось заниматься открениванием яхт даже в 5-балльный ветер. В кокпите «Разбойника» размещаются 6 человек, не мешая рулевому. Центровка яхты получилась удачной: яхта не лежит на руле.
По скорости хода в бейдевинд «Разбойник» несколько уступает «Забияке» и идет с несколько большим дрейфом, но на слабых ветрах и попутных курсах обходит ее.
«Разбойник» несколько жестко принимает крутую волну, что обусловлено остроскулыми обводами с малой килеватостью днища, но не зарывается в воду, как «Забияка», в свежий ветер. Воду на бак не принимает. При отходе от берега без шверта имеет значительно меньший дрейф.