Когда небо затягивают тучи, Братское море бывает серым и неприглядным. Черны прибрежные сосны, обожженные выхлопами промышленных предприятий, свистит в них ветер. Такая погода в радость только яхтсменам. Яхты выходят в море, ветер наполняет паруса и... все вокруг словно преображается.
Парусный спорт на Ангаре с каждым годом становится популярнее. Появляются новые яхт-клубы. На фотографиях мы видим молодых яхтсменов Братского завода отопительного оборудования. И хотя яхт-клуб «Ангара», к которому они причислены, нет еще и пяти лет, здесь базируются уже пять крейсерских яхт, 60 «Лучей» и три дизельных катера...
Здание яхт-клуба — вместительный двухэтажный дом на берегу заливчика. Перед фасадом — рукотворное синее море, сзади — зеленое море тайги. Есть конференцзал с кают-компанией, жилые комнаты. Только за последний год полтора миллиона рублей вложено в строительство дамбы, укрепление берега и на прочие гидросооружения.
Интересны планы. Здесь закладывается, скажем, своя верфь, на которой будут делаться только полуфабрикаты. А вот сборкой яхт займутся сами яхтсмены. Есть в этом логика: собранное своими руками судно лучше слушается, лучше ходит, становится роднее для яхтсменов.
В яхт-клубе «Ангара» пока занимается 240 человек, летом к ним добавляется спортивно-трудовой лагерь (еще 300 человек). От желающих записаться в яхтсмены нынче отбоя нет, ребята готовы все делать своими руками.
Сейчас яхтсмены и будущие кораблестроители выбирают проект своего фирменного судна, интересуются продукцией таллинской верфи. Ну, а пока нет своих яхт, их приходится покупать.
Недавно клуб приобрел четвертьтонник — яхту «Глория». Первое свое большое путешествие «Глория» начала на железной дороге по маршруту Братск — Киев. В прошлом году яхтсмены «Ангары» откликнулись на приглашение участвовать во всесоюзной регате «Большой кубок Днепра», посвященной столетию киевского паруса. Сибиряки хотя и не стали лидерами, но выступили уверенно, прошли хорошую закалку многодневной гонкой. Потом ангарских яхтсменов пригласили на регату «Кубок Черного моря». После гонок братская «Глория» осталась в яхт-клубе Одессы. Отпуск у сибиряков по 32—36 суток, вот и ходят на яхте по Черному морю сменные экипажи. Так что не знает она простоев.
В прошлом году капитаном «Глории» был Николай Вьюгин, являющийся, кстати, и директором яхт-клуба «Ангара». Приехал в Братск на определенное договором по найму время, но увлекся парусным делом и махнул рукой на московскую прописку.
Нельзя не сказать о директоре крупного завода Петре Николаевиче Самусенко. Люди на предприятии работают в трудных цехах, есть даже литейное производство. Где же им лучше восстанавливать силы, как не на воде? Вот директор и не жалеет миллионов, направляя их на укрепление здоровья трудящихся. Думает и о том, что если сегодня дети гоняются на «Лучах» заводского яхт-клуба, то завтра придут в цех.
Ангарские яхтсмены всерьез хотят сделать «Байкальские регаты» представительными соревнованиями союзного масштаба. А почему бы и впрямь не приезжать на Байкал и Ангару яхтсменам со всех концов страны? Байкал обладает редкостной притягательной силой.