Только вот беда: при существующем положении, когда товары для отдыха на воде производятся нашими предприятиями не как предмет необходимости, а как предмет роскоши и ширпотреб, да еще не специализированными предприятиями, а в виде «приложения» к основной продукции, — дело с места не сдвинется. Наоборот, упадок будет продолжаться. По этой ведь причине исчезли двигатели «Москва», «Нептун», «Привет» и другие. Отставание нашей страны в этих вопросах от зарубежных стран неуклонно будет увеличиваться и настанет день, когда моторы и лодки мы будем видеть только в музеях.
Ситуация, мне кажется, нетерпимая. Для улучшения положения, на мой взгляд, нужно решиться на ряд экстренных мер. Во-первых, привлечь к индустрии отдыха внимание лучших специалистов, молодых, прогрессивно мыслящих, инициативных, умеющих постоять за правое дело людей. Во-вторых, этот тяжелый «воз» не потянуть разобщенным, не связанным друг с другом предприятиям. Стране нужна единая организация по разработке и выпуску лодок, яхт, катеров и моторов к ним. Для этого стоит, видимо, объединить ЦКБ «Нептун» с предприятиями спортивного судостроения, создать общую экспериментальную базу.
Очень большая проблема — отсутствие на воде единого хозяина. По этой причине у нас не создается никаких условий для занятий водно-моторным спортом и туризмом, на водоемах процветают запреты и ограничения, противоречащие интересам многих тысяч людей. Нет и такого документа, который четко регламентировал бы порядок на многочисленных водоемах и права судоводителей-любителей. Одним словом, пора раз и навсегда уяснить, что моторы и маломерный флот не дань моде, а необходимость, как автомобиль, дом, продукты питания... Надоело уже находиться во власти чинуш и бюрократов. Надоело слушать бесконечное НИЗ-3Я!!!
В. Зубарев, председатель Ворошиловградского городского лодочного кооператива «Чайка».