Есть в яхт-клубе «Азовсталь» пятидесятилетний яхтенный капитан, мастер спорта, который последние 8—10 лет не позволяет себе думать о дальних парусных переходах и престижных гонках. Мечты его куда скромнее. Например: отправиться бы в один прекрасный день в «неторопливое» двухсотмильное плавание вдоль побережья родного Таганрогского залива, посетить все доступные гавани. И яхта, готовая в любую минуту поднять паруса, есть. И опыта не занимать капитану. Только вот времени даже для такого «домашнего» плавания никак не выкроить.
Не принадлежит себе летом Илья Васильевич Охомуш с тех пор, как принял на свои плечи директорские заботы по яхт-клубу металлургического комбината «Азовсталь».
Спортивную и тренерскую судьбу Охомуша не назовешь простой и легкой. Разное пришлось ему испытать и пережить. В том числе и несправедливость. Но не всем это известно. Знают люди другое: Охомуш удачливый, самоотверженный руководитель, из числа тех, за кем идут люди. Таких, как он, принято называть лидерами. А коль есть лидер, есть и коллектив единомышленников. Собственно, об этом коллективе наш рассказ.
Илья Васильевич принял убогое хозяйство. Лишь условно его именовали яхт-клубом, стеснялись относить развалюху к числу собственностей такого гиганта, как «Азовсталь». Флот в клубе и сегодня не велик, а прежде был просто-напросто мизерным. Рабочим некуда было направлять детей для занятий парусом. Для оживления спортивной работы клубу не хватало ни благоустроенной территории, ни вместительной защищенной акватории. Сегодня все это есть. Хотя, повторим, клубу еще расти и расти, развиваться по многим направлениям.
Почему в сравнении с другими клубами и водными базами города Мариуполя выигрывает «Азовсталь»? Потому, что Охомушу, его помощникам удалось поднять энтузиастов на «сотворение» гавани, убедить руководство комбината помочь материалами, деньгами. На протяжении двух лет сотни часов ухал на акватории клуба электрокопер, вгоняя в грунт стальной шпунт. Гавань с внутренним и внешним бассейнами формировали силами яхтсменов. Дамбы получились надежными, аккуратно сработанными. Засыпка части прибрежной полосы позволила значительно расширить территорию. Насыпную площадь благоустроили, укрыли асфальтом. Часть ее отвели под клубные постройки.
Десятилетие назад яхт-клуб не имел ни одной крейсерско-гоночной яхты. Теперь они есть, и яхтсмены получили возможность участвовать в соревнованиях на родном Азовском море, на соседнем Черном, ходить на другие бассейны. Для детей клуб обзавелся швертботами современных типов. Ожидается пополнение: в этом году «Азовсталь» получит новые крейсера, катамараны «Торнадо», швертботы, парусные доски. Немного, но и это пришлось выбивать, добывать, а не просто приобретать на заработанные металлургами деньги. Потому-то, хотя уже многого добились в клубе, не все простые планы удается осуществить.
Подтверждение тому — недавний пример.
Задумали в яхт-клубе создать цеховые и бригадные экипажи яхт из металлургов. Цеха на комбинате «горячие», труд в них тяжелый, напряженный. Вольный морской воздух — то, чего так не хватает металлургам. Группы начинающих начали тренироваться после работы и по выходным дням на швертботах класса Т2. Наставниками стали опытные яхтсмены. Дело пошло, стали «прикипать» бригадные экипажи к парусу. Но развить задуманное пока не удается. Мало в клубе «тэшек», этих небольших крейсеров, рассчитанных на такие мелководные акватории, как Таганрогский залив. Необходимо 6—8 судов, а имеется всего два. Вся надежда на будущее. Может, кооперативы помогут заполнить бреши в сфере спортсудостроения? Только вот скоро ли наступит это долгожданное будущее?
Клуб «Азовсталь» со временем несомненно станет лучше, богаче, красивее. Однако азовстальцы и сегодня не стесняются принимать здесь гостей. И земляков с других предприятий страны, и иностранцев. Воскресным осенним днем мы дважды вынуждены были прерывать беседу с Ильей Васильевичем, пока он как гостеприимный хозяин отправлял в море сначала бизнесменов из Аргентины, а затем специалистов из Индии. Для катания гостей в клубе есть комфортабельные морские катера. В тот же день директора отвлекли от беседы еще раз по другому поводу.
Решался вопрос углубления гавани. Представители подрядчика готовы были в ближайший понедельник начать выбирать донный грунт плавучим снарядом. «Не для этих ли работ вы освободили гавань, подняв яхты на трейлеры?» — спросил я Охомуша. «Да нет, — ответил он, — Мы всегда стараемся держать малые яхты на трейлерах, пока экипажи на берегу. Практика оправданная. Суда лучше сохраняются, за ними удобнее ухаживать. Трейлеры есть для каждого судна. Самодельные, естественно. Для подъема и спуска яхт мы обзавелись 4-тонным электрокраном».
Мартеновское, доменное, сталепрокатное производство «Азовстали» и ее цех здоровья — яхт-клуб. Они пока еще развиваются не пропорционально, что заметно при всех достоинствах клуба. Но есть обнадеживающий проект: до 1991 г. яхт-клуб должен быть полностью реконструирован. В нем согласно проекту появятся вместительные эллинги, новые вспомогательные помещения, иным станет клубное здание. И сами яхтсмены не намерены оставаться в стороне: решено реконструкцию вести при активном участии членов клуба.
И не исключено, что «неторопливое» плавание по Таганрогскому заливу капитану Охомушу придется еще не раз откладывать на неопределенные сроки. Но если это поможет воплощению проекта в жизнь, Илья Васильевич пойдет на корректировку личных планов. Был бы клуб. Новый, современный, достойный имени «Азовсталь»!