Об Операции Парус-76 на страницах сборника рассказывают капитан «Крузенштерна» Иван Григорьевич Шнейдер и руководитель практики на борту «Товарища», начальник судоводительского факультета Одесского высшего инженерного морского училища Леонид Радионович Аксютин.
«Винджаммеры» пересекают Атлантику
«Нелегко найти подходящее определение тому, что происходит сегодня — 2 мая — здесь, в Плнмуте. Дух морского братства, молодости и дружбы, паруса, флаги многих держав и реклама виски, -это те составляющие, которые дают великолепный праздничный букет! Сегодня — начало трансатлантического фестиваля радости и тяжелой — до кровавых мозолей — работы! Русские пересекают стартовую линию первыми: всего через 40 секунд после полуденного выстрела с «Тардатнесса» это делает четырехмачтовый гигант «Крузенштерн». «Отличное представление!» — вскричал стоявший рядом со мной морской волк — адмирал, который половину жизни затратил на выяснение советского военно-морского потенциала и который сегодня искренне болеет за русских...»
В таких лихих тонах описывал начало Операции репортер из «Нью-Йорк Таймс». Да, старт первого этапа наш «Крузенштерн» взял неплохо. Кроме двух советских барков и хорошо знакомого нам по предыдущей встрече трехмачтового корабля «Дар Поможе», участниками гонки в классе А (самые крупные суда) были небольшой, славящийся великолепными ходовыми качествами норвежский корабль «Христиан Радиш» и еще меньших размерений старая ирландская бригантина «Феникс» (с английской командой на борту). Всего же, вместе с малыми парусниками класса Б, в Атлантику вышло 39 судов.
Предстоял переход до Канарских островов. По кратчайшему расстоянию — 1424 мили, но фактически, с учетом лавировки и поисков ветра, раза в полтора больше. А лавировка началась уже в Английском канале: встречный зюйд-вест заставил участников повернуть в сторону — к берегам Франции. В подобных условиях особенно важна правильная тактика — все стараются избежать лишних поворотов, возможно дальше подняться на ветер, продвинуться по генеральному курсу. Однако и увлекаться нельзя. Вот капитан норвежца Торнсен галс излишне затянул и, используя малую осадку своего судна, прижался слишком близко к берегу; к утру, когда ветер немного отошел, его легкий на ходу парусник оказался в невыгодном положении и стал проигрывать даже самым тяжелым «Крузенштерну» и «Дару Поможе»...
После долгой лавировки последовало испытание штилем. В том самом Бискайском ' заливе, который славится штормами. Парусники, потеряв ветер, около суток стояли, раскачиваясь на сильной зыби, накатывающейся с океана. Но в конце концов Эол сжалился над тоскующими капитанами: остальные 1300 миль мы прошли великолепно — без единого поворота, с хорошим свежим ветром. Это было удачей для больших судов, настоящих, как говорили в старину, выжимателей ветра — винджаммеров.
Первым финишную прямую пересек «Товарищ», вторым — «Дар Поможе», третьим «Крузенштерн». После же пересчета по гандикапу мы передвинулись вперед — на 2-е место, отодвинув польский корабль на 4-е. (Наш расчетный «гоночный коэффициент», так называемый фактор корректировки времени, равен 6499, а несколько более легкого польского корабля, который в ПНР любовно называют «Белым фрегатом», — 6726. Фактическое время перехода судов в часах умножается на эти коэффициенты и окончательно сравниваются полученные таким образом цифры.)
За победы на этом этапе, оказавшемся, теперь уже можно сказать определенно, самым интересным в морском отношении, экипажам советских судов были торжественно, на главной площади празднично украшенного экзотического города Санта-Крус-де-Тенерифе вручены памятные призы.
23 мая стартом в проливе между островами Тенерифе и Гран-Канария начался следующий этап трансокеанской гонки. Состав участников в нашем классе пополнился огромной четырехмачтовой испанской шхуной «Хуан Себастьян де Элькано», португальским барком «Сагрсш» (близким родпчем нашего «Товарища») и небольшой американской баркентиной «Регина Марис». Более представительными стали и обе стартовые группы в классе Б: в первой, в которую входили суда «без спинакеров», было заявлено 21 судно, во второй — «со спинакерами» — 20. Мы насчитали флаги 16 стран мира, причем можно было видеть и довольно редкий на море флаг Швейцарии, развевающийся над иолом «Эрика».
Самой многочисленной была британская эскадра — 10 судов во главе с трехмачтовой красавицей-шхуной «Черчилль», экипаж которой на этот раз составляли 42 девушки, и прославленной победами в гонках вокруг света и по пути шерстяных клиперов яхтой «Грейт Бритн II». Другой английской яхтой, которую всюду неизменно встречали с большой симпатией, была белая двухмачтовая «Джипси Мот V» — последняя «Джипси» Чичестера. Довольно мощным отрядом была представлена ПНР — 7 вымпелов. Не буду перечислять все польские яхты, отмечу только, что во всех трех этапах гонки участвовал «Полонез» с капитаном Барановским; о другом польском мореплавателе-одиночке напоминало название новой польской яхты — «Леонид Телига»...
Второй этап по протяженности маршрута — до Бермудских островов — чуть ли не вдвое превышал предыдущий. Финишировать нужно было не позднее ночи 13 нюня, так что на переход отводилось всего три недели. Как выгоднее проложить курс? Если спуститься южнее — в зону пассатов и идти хорошо известным морякам мира Южным путем, больше шансов иметь попутный ветер, но намного удлиняется путь. Каждый капитан решал одну и ту же задачу по-своему, но в конечном счете крупные суда стали спускаться к Южному пути, а легкие яхты проложили курс прямо на Бермуды. Самым большим судам ветра нужно было больше, поэтому «Крузенштерну» и «Элькано» пришлось идти еще южнее основной группы парусников класса А, которую уверенно возглавил «Товарищ».
Наш расчет оправдывался, понемногу мы стали догонять вырвавшихся вперед участников и вскоре, находясь по-прежнему южнее их, вошли в лидирующую группу. Однако коварство бога ветров испортило хорошо начатую гонку — ветер стих. Возникла опасность, что график Операции будет сорван. Организаторы приняли единственно правильное решение: закончить гонку досрочно с зачетом по расстоянию, пройденному участниками к этому моменту. «Крузенштерн» находился тогда в 320 милях от Бермудских островов; после пересчета времени мы оказались на 2-м месте, уступив победу «Товарищу».
Самый короткий завершающий этап собрал рекордное количество участников — 96. Из европейских портов в Гамильтон пришли «Горх Фок» (ФРГ) под командой Ганса фон Штакельберга, жаждущего взять реванш за поражении в регатах двух последних Операций, румынский барк «Мирча» и датский корабль «Данмарк»; из латиноамериканских — «Либертад» (Аргентина), «Глории» (Колумбии), баркентины «Эраван» (Панама) и «Эсмеральда» (Чили). Подошло и подкрепление под флагом США: нас ожидали барк «Игл» и старая, постройки 1883 г., еще деревянная трехмачтовая баркентина «Газела Примейро». С появлением в числе стартующих судов «Мирчи» и «Игла» появилась редкая возможность видеть в одной гонке сразу все пять практически однотипных барков немецкой постройки. Журналисты дружно прочили победу именно «хозяину» финала Операции Парус-76 — «Иглу» (капитан Джеймс Келли), но он явно не оправдал надежд американцев: пришел только 11-м. Как бы то ни было, в классе А собралось 18 судов, гонка обещала быть очень интересной.
В день старта 20 июня в море вышло не менее 500 различных судов и суденышек, в воздухе кружило около десятка вертолетов и самолетов. Надо сразу отметить, что большое скопление судов со зрителями усложнило обстановку дли маневрировании в довольно стесненной предстартовой зоне. Стартовая линия проходила между Милс-буем, ограждающим россыпь каменистых банок, и стоящим на якоре фрегатом английского ВМФ «Эскимо». Протяженность ее вначале планировали сделать около 1,25 мили, однако капитаны высказали мнение, что этого слишком мало дли столь большого количества стартующих судов. Большую сложность представляло и то, что судам, стремящимся занять к моменту старта наветренное положение, уклониться к западу было нельзя: это выводило их в район навигационных опасностей. По предложению Штакельберга в правила старта были внесены две поправки. Стартовая линии увеличивалась до 2 миль. Капитанам было разрешено использовать двигатель не только в предстартовой зоне (по правилам следовало выключать двигатель за 5 мин до старта), но даже и после старта, если судну угрожало столкновение.
В 14.55 с «Эскимо» дали предупредительный выстрел классу А. К этому времени суда уже вступили под паруса и удерживались перед стартовой линией. Напряжение увеличивалось. Ровно в 15.00 грянул выстрел, означающий открытие старта. Суда ринулись вперед, подгоняемые посвежевшим до 5 баллов ветром восточного направлении.
«Крузенштерн» и «Товарищ» шли в более безопасной зоне — позади большинства других судов. Эта мера предосторожности, как показали дальнейшие событии, была не напрасной. Внезапно мы увидели, что впереди — немного не доходя до линии старта, произошло какое-то замешательство, суда начали как-то странно маневрировать, работай двигателями.
Позже — в Ньюпорте, на разборе обстоятельств этого старта, выяснилась следующая картина. Поспешив с постановкой парусов, панамская трехмачтовая баркентина «Эраван» (деревянный корпус длиной 46 м; экипаж 16 чел., среди них 4 девушки), раньше времени вышла к стартовой линии. Опасаясь фальстарта, капитан баркентины Филиппе Эснос принял решение, противоречащее всем правилам и здравому смыслу: повернул на левый галс и направил судно вдоль стартовой линии, пересекай курс участникам гонки, идущим правым галсом.
Уклонишь от столкновении, испанская четырехмачтовая шхуна «Элькано» навалилась на трехмачтовый аргентинский корабль «Либертад». «Христиан Радиш» был вынужден поворачивать вправо, рискуя столкнуться при этом с американской баркентиной «Газела Примейро»; здесь столкновении не произошло, так как капитан американского парусника Уоррен Миллер успел уклониться, но сразу же после этого «Газела Примейро» навалилась на румынский барк «Мирча».
В результате первой аварии па «Либертад» был срезан парадный трап, сломаны шлюпбалки и разбита шлюпка по левому борту, порваны нижние паруса. Отрабатывай на задний ход, «Элькано» зацепился за шлюпбалки «Либертада» штагами и поломал стальную стеньгу на фок-мачте; при этом 19 человек получили травмы и увечьи, а один моряк, работавший наверху, был зажат сломанной стеньгой (его удалось освободить только в порту, когда краном приподняли обломок). Во второй аварии «Газела Примейро» потеряла стеньгу на грот-мачте; кроме того, был переломлен брам-рей.
С дистанции сошли два наиболее пострадавших судна, а также виновник — баркентина «Эраван», не получившая, кстати сказать, никаких повреждений.
Остается добавить, что в тяжелое положение попал на старте и наш «Крузенштерн». В момент первого столкновении мы находились позади испанской шхуны на расстоянии не более 2—3 кабельтовых. Поскольку мы шли под всеми парусами, имели при застопоренной машине ход верных 8 узлов, а оба столкнувшихся судна неожиданно начали отрабатывать задним, расстояние между нами стало сокращаться угрожающе быстро. Переложив руль «лево на борт» и потравив гика-шкот и шкоты косых парусов в корме, мы успели увалиться под ветер и избежать удара. Когда мы расходились с «Элькано», нас разделяло не более 15—20 м.
Информация об изображении
Момент столкновения шхуны «Хуан Себастьян де Элькано» (справа) и корабля «Либертад»
Это происшествие серьезно омрачило настроение участников Операции, однако, как мы узнали позднее, стало сенсацией дня, сделавшей зрелище начала гонки гораздо более привлекательным с точки зрения миллионов западных зрителей. Сам же по себе третий этап оказался наименее интересным во всех отношениях. Пройдя но генеральному курсу около трети маршрута, парусники заштилели. Если яхты и самые легкие суда, ловя малейшие дуновения ветерка, хоть как-то уходили вперед, мы практически не двигались с места несколько суток...
Момент столкновения шхуны «Хуан Себастьян де Элькано» (справа) и корабля «Либертад»
24 июня было дано указание гонку прекратить, на судах, облегченно вздохнув, включили дизеля. Только «Горх Фок» (не будем забывать, самый новый из пяти барков, спроектированный с учетом опыта эксплуатации судов постройки 30-х годов) — финишировал под парусами и заслуженно был провозглашен победителем третьего этапа. После подсчетов судьи объявили остальные результаты: 2-е место — «Христиан Радиш», 3-е — «Дар Поможе», 4-е — «Товарищ» («Крузенштерн» — 9-е место). В общем же зачете по трем этапам «Товарищ» оказался первым, «Крузенштерн» — четвертым.
Чтобы покончить со спортивной частью Операции Парус-76, остается упомянуть, что для судов, возвращающихся в Европу, проводилась еще одна гонка Бостон — Плимут, однако из трех заявленных судов класса А ни одно на старт не вышло, призы разыгрывали десятка два яхт. На финише XII Операции, по завершении этой четвертой гонки, голосованием капитанов переходящий приз «Катти Сарк» был присужден бельгийскому двухмачтовому паруснику — небольшому кечу «Зенобе Грамме». Экипаж кеча — 15 человек (из них 8 практикантов) во главе с лейтенантом Джорджсом — успешно прошел все четыре гонки, участвовал во всех спортивных мероприятиях и торжественных церемониях, предусмотренных обширной программой.
А для «Крузенштерна» и «Товарища» финалом Операции Парус-76 было участие в 13-мильном морском параде 4 июля — в День Независимости США. Среди 225 парусников, представлявших 30 разных стран и, добавим, разные «эпохи», поскольку можно было видеть одновременно шхуну «Америка» и испанский галеон, старинную джонку и судно викингов, выделялись 16 настоящих «выжимателей ветра» — судов класса А. (К парусникам, участвовавшим в гонках, добавились японский барк «Ниппон мару» и итальянский корабль «Америго Веспуччи»).
В 11.00 суда — участники праздничного парада начали движение и колонной, возглавляемой «Иглом», соблюдая 600-метровые интервалы, прошли мимо статуи Свободы, поднялись вдоль заставленных небоскребами берегов Манхеттена и Нью-Джерси до моста Вашингтона. Принимающий парад президент США держал флаг па авианосце «Форрестол», на котором находилось и 3000 почетных гостей. Парусники из-за сильного встречного ветра двигались 5-узловым ходом под моторами, только «Горх Фок» нес при этом паруса. На всех судах с прямым вооружением молодые моряки в полной парадной форме были вызваны наверх и выстроились на реях. Вдоль обоих берегов Гудзона параллельными колоннами шли мелкие парусные суда и катера, в воздухе плыли дирижабли, проносились вертолеты.
По окончании парада мы стали на якорь на Гудзоне. 6 июля в праздничном строю экипажей судов, участвовавших в Операции, наши курсанты пронесли советский флаг по Бродвею, а на следующий день «Крузенштерн» и «Товарищ» покинули Нью-Йорк и направились домой. Наш обратный переход через океан проходил при затяжных встречных ветрах и занял 39 суток.
Что можно сказать о нашем плавании за океан? Да, это был не просто очередной рейс и не простой рейс, хотя в конце концов — в отчете — все свелось к сухой формулировке:
- рейс продолжался 106 суток;
- пройдено под парусами 7417 миль за 1198 ходовых часов (средняя скорость 6,2 уз), под машинами — 6348 миль за 886 ч (7,2 уз);
- 86,1% времени, отведенного на практику смене курсантов, судно находилось в море...
За этими строками — суть: еще 160 парней почувствовали себя моряками, встретились с океаном, познакомились с миром кораблей и парусов, увидели иные страны. И они, практиканты, которые уже покинули борт «Крузенштерна», освободив место следующей смене, и мы — 76 человек, составлявших экипаж судна в этом рейсе № 4/12, дружно делали все, чтобы воплотить в жизнь девиз Операции: «Крепить дружбу молодежи всех стран». Западная пресса, вообще очень доброжелательно относившаяся к «Товарищу» и «Крузенштерну», неизменно подчеркивала высокие моральные качества советских молодых моряков, отдавала должное их профессиональной выучке.
Медали, врученные каждому «крузенштерновцу», почетные грамоты, памятные подарки и шесть различных призов (четыре из них — за призовые места в гонках регаты) остались напоминанием об участии барка в Операции Парус-76. И едва ли не самая важная оценка нашей работы — лаконичная запись в судовой книге почетных посетителей:
«Команда «Крузенштерна» продемонстрировала отличное мастерство при проходе иностранных судов на параде в Нью-Йорке. Советский флаг был достойно , представлен в американских водах.
Посол СССР в США — А. Добрынин».
На борту барка «Товарищ»
Подготовка к этому сложному плаванию, а пройти предстояло 12000 миль (из них чуть ли не половину — в условиях гонки на просторах океана) началась задолго до старта регаты. «Товарищ» прошел ремонт — сначала в Одессе, затем в Гетеборге. Судно получило дакроновые паруса. На нем обновили такелаж, заменили деревянные стеньги стальными, изготовили новые брам-и бом-брам-реи. Это, конечно, значительно улучшило техническое состояние барка, но и создало определенные трудности: новое вооружение не успело пройти «обкатки».
Выйдя 14 апреля из Вентспилса, после кратковременого захода в Гетеборг «Товарищ» 28 апреля прибыл в Плимут. Утром в этот день случилось неприятное происшествие: во время парусных учений, при постановке грота-бом-брамселя обломилась и повисла над головами запутавшаяся в снастях левая часть рея, на палубу рухнул оборванный драй-реп. Немало пришлось потрудиться матросам во главе с боцманом С. Зайченко и помощником капитана К. Трепалиным, прежде чем удалось срезать и спустить на палубу парус, а затем, уже в порту, демонтировать и заменить поврежденный реп. После этого приходилось соблюдать особую осторожность, работая с верхними парусами.
Почти на всей трассе первой гонки погода не баловала: туман сменялся маловетрием, шла крупная зыбь. Настолько крупная, что яхта «Грейт Бритн II», например, вынуждена была дать сигнал бедствия: от качки расшаталась мачта, из-за повреждения кингстона вода затопила часть внутренних помещений. У нас регулярно приходилось обтягивать такелаж, выбирая появляющуюся в снастях слабину; такую работу полагалось бы делать в порту, но до него еще далеко, а ждать нельзя.
Каждый день мы передавали свои координаты на марсельную шхуну «Черчилль», которая, участвуя в регате, одновременно играла роль штабного судна, и с азартом следили за информацией о местонахождении других участников гонки. Продолжительное время лидировал «Дар Поможе». Только 11 мая, уже накануне прихода в Санта-Крус, мы получили сообщение, что обошли этот польский корабль.
Программа пребывания на Тенерифе включала автобусные экскурсии, спортивные соревнования, различные приемы и так называемый «интерченч» — частичный обмен экипажами. Парусники совершили совместное плавание в небольшой порт Лос-Крпстиаиос (здесь, кстати сказать, впервые увидели советский флаг!). Поход занял около двух суток; на это время 25 наших курсантов небольшими группами перешли на норвежское, португальское, голландское, шведское и польское парусные суда, а мы, в свою очередь, приняли с других судов 35 человек 11 национальностей (в том числе двух девушек).
Скопление «болельщиков» на старте II этапа едва не кончалось плохо. Когда мы, ставя паруса, уже приближались к линии старта, голландская яхта запуталась своей мачтой в наших фока-брасах с левого борта. Неосторожный маневр яхтсменов стоил нам нескольких минут волнений, а им — порванных вант.
Уже на третий день этого перехода ветер стих, а в дальнейшем слабые ветры чередовались с полным штилем, скорость падала порой до 0,5 уз. Участникам запрещалось пользоваться какой-либо специальной гидрометеоинформацией, в нашем распоряжении были обычные прогнозы, передаваемые для транспортных судов. Капитаны подолгу изучали факсимильные карты обстановки, пытаясь в сложном рисунке изобар угадать будущие ветры.
Некоторые из соперников не выдержали пытки безветрием и, прекратив гонку, пошли к Бермудским островам под машиной (так поступили «Феникс», «Регина Марис», «Сагреш»). Уже перед самым закрытием финиша ветер неожиданно по-настоящему засвежел — «Товарищ» смог показать, на что он способен, но, несмотря на лидирующее положение и великолепный ход, мы так и не успели дойти до истечения контрольного времени. Когда в 12 часов 13 июня финиш был закрыт, «Товарищ» находился от него на расстоянии всего 12 миль.
Во время стоянки в бухте Сент-Джорджес Харбор самым ярким событием оказалась встреча здесь с земляками — черноморским пассажирским лайнером «Одесса». 15 июня «Товарищ» перешел в порт Гамильтон. Вручение призов происходило здесь на следующий день — к вечеру, когда спал дневной зной. В заключение церемонии военный оркестр долго и неутомимо демонстрировал перед молодыми моряками свое искусство и вычурные костюмы, маршируя взад и вперед по главной улице — Фронт-стрит. Все остальное время пребывания на Бермудских островах было плотно занято днем — экскурсиями по экзотическим местам, а вечером — неизменными встречами и приемами.
Парусников собралось здесь так много, что пришлось рассредоточить их по двум портам, и все равно мест у причалов хватило только для яхт. Большие суда стояли на рейде: исключение сделали только для «Крузенштерна», поскольку в Плимуте он был единственным, кто стоял не у берега.
Стартуя на Тенерифе, а еще раньше в Плимуте, «Товарищ» пересекал линию старта последним — через 10—15 мин. после выстрела. Это вызывало удивление, нам очень часто задавали вопрос — в чем причина непонятной медлительности? После бурного Бермудского старта вопросы прекратились: правильность тактики нашего капитана стала очевидной. Опытный моряк О. П. Ванденко прекрасно понимал как малозначимость десятиминутного выигрыша при многодневных океанских гонках, так и реальную опасность столкновения или нежелательность фальстарта.
Третья гонка не получилась: уже на следующий после старта день ветер стал заметно слабеть, затем наступил самый настоящий штиль. Суда двигались только благодаря течению, «Товарищ» иногда разворачивало кормой вперед.
Вечером 27 июня мы добрались до Ньюпорта. Этот небольшой старинный город — модный курортный центр — с трудом вмещал гостей: число его жителей (в обычное время 65 тыс. человек) возросло в эти дни более чем в шесть раз! Внешний рейд и гавань заполняли бесчисленные большие и малые парусные суда. Мы стали во внутренней части гавани на бочках, между барками «Мирча» и «Горх Фок». Великану «Крузенштерну» здесь было тесно, его поставили на внешнем рейде.
Встречали советских моряков очень хорошо. 30 июня парусники объезжал (на яхте «Америка») губернатор штата, а в конце дня в Форт-Адамсе состоялась церемония награждения. Здесь нас ожидал приятный сюрприз: вопреки первоначальным планам производилось награждение и по итогам всех трех этапов. «Товарищ», выигравший два этапа из трех, занял первое место (абсолютное и в своем классе) и стал победителем регаты Операции Парус-76. Призы за второе место получил «Христиан Радиш», за третье — «Дар Поможе».
По плану суда должны были утром 1 июля выйти из Ньюпорта и парадной колонной совершить совместный переход до Нью-Йорка, но снова помешала погода: спустился густой туман. В конце дня мы получили указание следовать в Нью-Йорк произвольно — без соблюдения походного ордера. Переночевав на якоре утюжной оконечности о-ва Лонг-Айленд, утром 3 июля мы вошли в устье Гудзона. Здесь, не доходя до самого нижнего моста (Верразано-Нарроус-Бридж), было предписано ждать начала парада парусных судов.