И вот — «Отдых» построен, испытан и плавает уже третью навигацию. Знакомим читателей с этим действительно необычайным судном.
Требования к проекту туристского судна, которое можно было бы построить своими силами и которое действительно было бы универсальным — могло ходить под мотором, под парусом и на веслах, сочетало бы достоинства вместительного каютного катера и легкой открытой мотолодки, — многочисленны и противоречивы. Найти компромиссное решение было далеко не просто, и, пожалуй, только катамаран мог быть подходящей основой.
В какой-то мере мы использовали материалы из статьи Л. С. Щербакова «Катамаран из бумаги» во втором выпуске (1964 г.), но сделали сигарообразные поплавки побольше, не круглыми в поперечном сечении и не из бумаги, а все-таки из фанеры (поэтому они и получились «гранеными»— с углами на стрингерах). Оконечности поплавков наглухо закрыли водонепроницаемыми переборками, что обеспечивает непотопляемость судна.
Основные данные катамарана
Длина наибольшая, м | 4,75 |
Ширина, м | 2,0 |
Высота борта, м | 0,8 |
Осадка, м | 0,26 |
Вес корпуса, кг | 200 |
Грузоподъемность, кг | 650 |
Поплавки соединены жестким полым мостом, внутри которого расположен вместительный багажник с доступом из поплавков и через кормовой лючок. В каждом из поплавков располагаются на ночлег головами друг к другу два человека; надувные матрацы укладываются прямо на сплошной пайол из 6-миллиметровой фанеры.
В гнезда по углам кокпитов можно вставить стойки высотой по 600 мм (из дюралевых трубок), на которых укрепляются фанерные крышки кокпитов. Получается тент. Для защиты от брызг и дождя можно поднять надетые на стойки прозрачные полиэтиленовые шторки; на ночь для защиты от комаров поднимаются бязевые шторки. В холодную ненастную погоду, располагаясь на ночлег, можно закрыть корпуса крышками, оставив небольшой просвет по высоте для «освещения» и вентиляции.
При полностью закрытых крышками кокпитах на верхней палубе образуется площадка 1,75X3 м, которую можно использовать в качестве пляжа. Высокая остойчивость катамарана дает возможность «размяться», походив по мостику, а об удобствах для рыбной ловли и говорить незачем!
Треугольный парус площадью 8 м2 поднимается на наклоненной в корму мачте с двумя подкосами, заменяющими ванты (получилось что-то вроде латинского вооружения). Нижняя шкаторина крепится к гику только у шкотового угла. Мачта и гик разборные.
Румпель нашего мотора «Москва-М» удлинен на 600 мм, чтобы можно было управлять из кокпитов. Предусмотрен отбор электроэнергии от магнето на освещение; имеются электротахометр и кнопка экстренной остановки двигателя. Распашные весла длиной по 2,7 м установлены в наклонных уключинах-утках и в нерабочем положении опираются на вилки у транцев поплавков.
Пустотелые дюралевые рули, откидывающиеся при наезде на препятствие, соединены жесткой поперечиной; управление поворотом производится при помощи тросиков из любого кокпита.
Большая высота борта и высокая остойчивость делают наш туристский катамаран сравнительно мореходным; в то же время на нем можно заходить на мелководье, он неплохо идет не только под мотором или парусом, но и на веслах и шестах. Транспортировать катамаран можно в кузове грузовой автомашины, а на небольшие расстояния, например, при обходе препятствий, на простейшем трейлере — ось и два колеса от мотороллера. Я считаю, что «Отдых» оправдал все наши ожидания и при своих небольших габаритах обеспечивает достаточно хорошую обитаемость. Плаваем на нем вчетвером, а при кратковременных выходах — вшестером.