Имеет ли смысл превращать яхту в катер или, тем более, строить моторное судно с яхтенными обводами? Положительно ответить на этот вопрос можно только в тех случаях, когда речь идет о плавании с относительно невысокой скоростью (10—15 км/час), но с большой нагрузкой. Плавные обводы яхты позволяют при этом снизить затраты мощности на каждую тонну водоизмещения до 2—5 л. с.
Иное дело, если речь идет о достижении больших скоростей. Бывает, что на яхтенный корпус ставят мощный двигатель, но скорость повышается незначительно: при относительной скорости Fr>0,5 (для 5-метровой лодки это соответствует 12 км/час) сопротивление воды резко возрастает, судно сильно садится на корму, мощность двигателя расходуется практически на повышенное волнообразование.
Для «Нерпы», по-видимому. предельной является мощность мотора «Москва». Об этом свидетельствует и рекомендация автора публикуемой статьи сдвинуть в нос рубку для уменьшения ходового дифферента. И все-таки целесообразно использовать хорошую остойчивость «Нерпы» для установки хотя бы небольшого парусного вооружения, чтобы ловить попутные и боковые ветры. В этом случае не обязательно устанавливать киль большой площади, как на чисто парусном варианте; достаточно сделать невысокий плавник в кормовой части.
Шаг гребного винта мотора «Москва» советуем уменьшить до 200—220 мм, это сделает плавание более экономичным.
Уже две навигации мы плаваем на туристском катере, при постройке которого были использованы чертежи корпуса яхты «Нерпа», напечатанные в 10 выпуске сборника. Первое лето на нашем катере работал двигатель «ПД-10М» (пусковой от трактора «ДТ-54»), но шум, вибрация, а главное теснота в кокпите заставили отказаться от него. В следующую навигацию мы заменили его «Москвой-М» и, пройдя по Оке и Клязьме около 900 км, остались довольны.
Катер мореходный, безопасный в плавании и довольно комфортабельный. Его можно рекомендовать для многодневных туристских походов с экипажем три-пять человек практически в любом районе плавания. Яхта «Нерпа» и привлекла наше внимание именно тем, что высокий борт и большая ширина (2,12 м) корпуса позволяют сделать просторную каюту, обеспечить необходимую остойчивость и мореходные качества судна.
Постройку катера начали с осени, чтобы основные работы выполнить, не торопясь, за зиму. Таблицу плазовых ординат пересчитали, приблизив ОЛ к линии киля на 300 мм.
Большую помощь нам оказала книга Романенко и Щербакова «Моторная лодка», которую мы рекомендуем всем начинающим строителям мелких судов. В основном катер сделан по описанию «Нерпы». Я перечислю только то, что нами было изменено или добавлено.
Изменена внутренняя планировка рубки, как показано на рисунке. Лобовое стекло взяли от автомашины «ГАЗ-51», боковые вырезали из оргстекла; уплотнили стекла профильной резиной. На крыше рубки сделали люк для вентиляции. В каюте сохранили койку вдоль бортов и предусмотрели здесь оборудование двух дополнительных спальных мест. В каюте имеются два шкафа для продуктов и для белья, а также бортовые шкафы-карманы. Съемный стол мы обычно устанавливаем в кокпите.
Подвесной мотор закреплен неподвижно в шахте и закрыт со всех сторон капотом. К нему подведены только тросы дистанционного управления газом и реверсом. Поворот катера осуществляется при помощи руля. Возможно. «Москва-М» и не идеал для такого судна, как наше, но наличие заднего хода, компактность, небольшой вес, помпа для откачки воды, а также возможность избавиться от попадания внутрь лодки бензина и масла дают несомненные преимущества. Скорость катера получилась 15—18 км/час и, что важно, — она практически не зависит от нагрузки.
Освещение предусмотрено от шестивольтового аккумулятора с подзарядкой от мотора по схеме, опубликованной в №7 (1966 г.) с применением диодов Д-226 На катере установлен простейший лаг, описанный в № 9 сборника.
В качестве рекомендации желающим построить аналогичный катер советуем рубку передвинуть в нос на полшпации, что уменьшит ходовой дифферент.