Сочетание высокой скорости, надежности и возможности выхода на мелководье делает катамаран довольно перспективным судном для интереснейших путешествий вдоль побережья. Разумеется, каюты на нем нет, так что для ночевки на берегу нужна палатка.
Несколько слов о постройке катамарана. Безнаборные корпуса трехслойной конструкции выклеивались на болване, изготовленном из досок. После нанесения разделительного слоя (воск с бензином) мы покрыли болван стеклосеткой и уложили на эпоксидном клею с запрессовкой гвоздями через рейки предварительно нарезанные и подогнанные плитки пенопласта 700Х250Х12. На днище для упрощения гибки ставили пенопласт в два слоя.
Основные данные катамарана
Длина наибольшая (без руля), м | 6,00 |
Ширина наибольшая, м | 3,03 |
Ширина корпуса, м | 0,38 |
Высота борта, м; | |
в носу | 0,65 |
в корме | 0,425 |
Парусность (кэт), м2 | 21,7 |
В районах крепления труб моста вклеили ясеневые бобышки, по ширстречному поясу — ясеневую рейку, а по килю — полоску 7-миллиметровой бакфанеры. После полимеризации смолы прижимные рейки были сняты, вся поверхность корпуса тщательно зачищена и оклеена одним слоем (по килю — двумя слоями) стеклоткани. Вес корпуса после снятия с болвана составил 18 кг. Затем были вклеены водонепроницаемые переборки аналогичной трехслойной конструкции, а к бобышкам приклепаны кницы для крепления к ним на болтах фланцев поперечных балок. После этого поставили палубу. Вес полностью готового окрашенного корпуса составил 35 кг.
Корпуса жестко скреплены двумя несущими балками моста (трубы ∅ 75X3 из легкого сплава), соединенными приваренной в ДП продольной трубой (с разъемом для уменьшения габаритов конструкции при транспортировке) и носовой балкой (∅ 60X2). Для регулировки положения мачты предусмотрена возможность перемещения средней подмачтовой трубы вдоль корпуса на 300 мм по удлиненным средним кницам. Рабочий район моста затянут прорезиненной перкалью в два слоя.
Погон гика-шкота выполнен по дуге окружности и надежно связан с кницами на корпусе (на болтах) и трубами моста (сварка).
Шверты кинжального типа и рули профилированные; мы вырезали их из сосновой доски и оклеили стеклопластиком. Швертовые колодцы выполнены из легкого сплава (δ=1 мм) по профилю шверта.
Рули откидные на резиновых амортизаторах. Это небольшое усложнение, как мы убедились, очень полезно. Однажды вместо резины нам пришлось поставить проволоку; как только мы зацепились рулем за якорную цепь плавкрана, руль был срезан с петель, в результате едва не произошла авария. Благодаря откидыванию рулей мы во время плаваний, выдернув шверты, спокойно проходили над рыбачьими сетями.
При гоночном вооружении кэт устанавливается аэродинамическая мачта-крыло площадью 6,5 м2 и весом 26 кг. На испытания и в первые плавания мы выходили с каплеобразной вращающейся мачтой (ширина 210 мм; вес 20 кг) и вооружали катамаран бермудским шлюпом; при этом варианте вес полностью вооруженного судна составил 149 кг. Забегая вперед, отметим, что вес катамарана можно было и уменьшить примерно до 130 кг без особого риска. Кроме того, мы пришли к выводу, что шверты лучше удлинить до 1 м. Выявилась и необходимость ряда мелких усовершенствований; пришлось сделать люверсы для стока воды в тенте, усилить краспицы и т. п.
Хочется рассказать и о первом дальнем плавании на «Хобби». Две недели мы провели на Азовском море и, по сути дела, обошли его, проделав в общей сложности более 400 миль. В течение всего похода нас не покидало счастливое сознание полнейшей самостоятельности в единоборстве со стихией. А главное, — мы плыли, куда хотели, на судне, построенном своими собственными руками.
Вот впечатления первых дней плавания, начавшегося 3 октября у мыса Китень. Очень теплый день, ровный зюйд-вест. Вечером мы спокойно, пересекаем Керченский фарватер и, рассудив, что приставать к незнакомому берегу в темноте рискованно, решаем бросить якорь в открытом море. Никакого огня мы не подняли и... получили первый урок: под утро нас разбудил шум проходившего в самой опасной близости от «Хобби» большого буксира. После такого пробуждения спать почему-то не хотелось, и с рассветом мы подняли паруса.
Понемногу ветер крепчает и заходит на Ост. На Приморско-Ахтарск выйти трудно, поэтому берем курс на Камышеватскую. Крепим все по-штормовому. Чувствуется, что день предстоит горячий. Скорость возрастает до 13—14 узлов. Этого кажется мало, и мы прилаживаем захваченный на всякий случай штормовой стаксель площадью около 3,5 м2.
Волны становятся все выше — что-то около метра. Поливает нас, как из брандспойта, однако, желая сохранить ход, мы немного уваливаемся и к полному удовольствию экипажа идем таким образом часов пять подряд. Берегов не видно. Судя по всему, мы должны выйти где-то около Должанской, но...
Стоило заговорить о заслуженном отдыхе, как ветер стал стихать. Снова спать в море не хочется, поэтому поворачиваем к Осту, чтобы идти к берегу кратчайшим курсом, и тут-то получаем второй урок. Не заметив, что краспица зацепилась за стаксель, поворачиваем мачту (настраиваем) и, естественно, слышится треск — краспица ломается.
Один из нас лезет с инструментами наверх, но качка такая, что после полуторачасовых мучений с мыслью о ремонте на плаву приходится расстаться. Скорость 3—5 узлов. Судя по вехам, до берега еще миль тридцать, а солнце садится через час с минутами. Решили, что пойдем при луне, но в 19.00 там, где должна была взойти луна, появилось рваное, быстро несущееся облачко. Рядом промчалась грозовая тучка и только мы облегченно вздохнули — «пронесло!», как обрушился шквал. В считанные секунды срываем парус, бросаем якорь...
Да, в эту ночь сон наш не был спокойным! Настал час настоящего испытания «Хобби». Через полчаса ветер входит в силу, а волна никак не меньше 5 баллов. Словно удары огромного молота обрушиваются- на корпуса (только утром выяснилось, что якорный конец сбился на одну сторону, катамаран стал под углом к волне и потому удары были такими жесткими). Очередные гребни то накрывают нас сверху, то поддают по тенту снизу, стараясь вытряхнуть за борт. Готовим сигнальные ракеты...
Закончилась «эта ночь» только часам к трем дня. Зато мы убедились в надежности катамарана. После этого мы спокойно таскали его по суше через косу, повалив на бок, чтобы прошел под высоковольтной линией, и ходили по волнам на одном корпусе, откренивая на трапеции. Теперь дело за тем, чтобы проверить «Хобби» в гонках.