Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная
  • Проекты
  • Парусные катамараны
  • 1969 год
  • Легкий и скоростной катамаран «Хобби»
Подкатегории раздела
Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты


Поделитесь информацией


Похожие статьи
Скоростной катамаран-контейнеровоз «Карго кэт»
Прогулочный катамаран Юнга
Катамаран из картона, ткани и бумаги
Новый гоночный катамаран класса «В»
Катамаран с дифференциальным рулевым устройством
«Карманный» катамаран Колибри
Крейсерский катамаран «Янка Маур»
«Карманный» крейсерский катамаран
Катамаран из долбленой осины
Разборный секционный катамаран вместо байдарки
Парусный катамаран на подводных крыльях «Андромеда»
Непобедимый катамаран «Леди Хелмсмен»
Крейсерский катамаран «Спрут»
Американский катамаран проиграл «Малый Кубок «Америки»


Создание сайтов Ростов-на-Дону: заказать Создание.

Легкий и скоростной катамаран «Хобби»

Год: 1969. Номер журнала «Катера и Яхты»: 17
          0


Информация об изображенииФото катамарана «Хобби»
Фото катамарана «Хобби»
 
Вдвоем примерно за полгода мы построили по своему проекту катамаран класса В из стеклопластика, а в навигацию 1967 г. испытывали его в плаваниях по Черному и Азовскому морям. Хотя наш «Хобби» был задуман и строился как легкое, чисто гоночное судно, мы убедились в его высоких мореходных качествах и прочности. При первых же пробных выходах наблюдались «прыжки» на 4-балльной волне с полным отрывом от воды; зарывания в волну не было. На 3-балльной азовской волне «Хобби» развивал скорость хода до 13—14 узлов.

Сочетание высокой скорости, надежности и возможности выхода на мелководье делает катамаран довольно перспективным судном для интереснейших путешествий вдоль побережья. Разумеется, каюты на нем нет, так что для ночевки на берегу нужна палатка.

Несколько слов о постройке катамарана. Безнаборные корпуса трехслойной конструкции выклеивались на болване, изготовленном из досок. После нанесения разделительного слоя (воск с бензином) мы покрыли болван стеклосеткой и уложили на эпоксидном клею с запрессовкой гвоздями через рейки предварительно нарезанные и подогнанные плитки пенопласта 700Х250Х12. На днище для упрощения гибки ставили пенопласт в два слоя.

Основные данные катамарана


Информация об изображенииКатамаран в плане (без парусного вооружения)
Катамаран в плане (без парусного вооружения)
 
Длина наибольшая (без руля), м6,00
Ширина наибольшая, м3,03
Ширина корпуса, м0,38
Высота борта, м;
в носу0,65
в корме0,425
Парусность (кэт), м221,7


В районах крепления труб моста вклеили ясеневые бобышки, по ширстречному поясу — ясеневую рейку, а по килю — полоску 7-миллиметровой бакфанеры. После полимеризации смолы прижимные рейки были сняты, вся поверхность корпуса тщательно зачищена и оклеена одним слоем (по килю — двумя слоями) стеклоткани. Вес корпуса после снятия с болвана составил 18 кг. Затем были вклеены водонепроницаемые переборки аналогичной трехслойной конструкции, а к бобышкам приклепаны кницы для крепления к ним на болтах фланцев поперечных балок. После этого поставили палубу. Вес полностью готового окрашенного корпуса составил 35 кг.


Информация об изображенииМачта поворотная сварная
Мачта поворотная сварная
 
Корпуса жестко скреплены двумя несущими балками моста (трубы ∅ 75X3 из легкого сплава), соединенными приваренной в ДП продольной трубой (с разъемом для уменьшения габаритов конструкции при транспортировке) и носовой балкой (∅ 60X2). Для регулировки положения мачты предусмотрена возможность перемещения средней подмачтовой трубы вдоль корпуса на 300 мм по удлиненным средним кницам. Рабочий район моста затянут прорезиненной перкалью в два слоя.

Погон гика-шкота выполнен по дуге окружности и надежно связан с кницами на корпусе (на болтах) и трубами моста (сварка).

Шверты кинжального типа и рули профилированные; мы вырезали их из сосновой доски и оклеили стеклопластиком. Швертовые колодцы выполнены из легкого сплава (δ=1 мм) по профилю шверта.

Рули откидные на резиновых амортизаторах. Это небольшое усложнение, как мы убедились, очень полезно. Однажды вместо резины нам пришлось поставить проволоку; как только мы зацепились рулем за якорную цепь плавкрана, руль был срезан с петель, в результате едва не произошла авария. Благодаря откидыванию рулей мы во время плаваний, выдернув шверты, спокойно проходили над рыбачьими сетями.

Информация об изображенииОткидной руль
Откидной руль
 
При гоночном вооружении кэт устанавливается аэродинамическая мачта-крыло площадью 6,5 м2 и весом 26 кг. На испытания и в первые плавания мы выходили с каплеобразной вращающейся мачтой (ширина 210 мм; вес 20 кг) и вооружали катамаран бермудским шлюпом; при этом варианте вес полностью вооруженного судна составил 149 кг. Забегая вперед, отметим, что вес катамарана можно было и уменьшить примерно до 130 кг без особого риска. Кроме того, мы пришли к выводу, что шверты лучше удлинить до 1 м. Выявилась и необходимость ряда мелких усовершенствований; пришлось сделать люверсы для стока воды в тенте, усилить краспицы и т. п.

Хочется рассказать и о первом дальнем плавании на «Хобби». Две недели мы провели на Азовском море и, по сути дела, обошли его, проделав в общей сложности более 400 миль. В течение всего похода нас не покидало счастливое сознание полнейшей самостоятельности в единоборстве со стихией. А главное, — мы плыли, куда хотели, на судне, построенном своими собственными руками.


Информация об изображенииАэродинамическая мачта
Аэродинамическая мачта
 
Вот впечатления первых дней плавания, начавшегося 3 октября у мыса Китень. Очень теплый день, ровный зюйд-вест. Вечером мы спокойно, пересекаем Керченский фарватер и, рассудив, что приставать к незнакомому берегу в темноте рискованно, решаем бросить якорь в открытом море. Никакого огня мы не подняли и... получили первый урок: под утро нас разбудил шум проходившего в самой опасной близости от «Хобби» большого буксира. После такого пробуждения спать почему-то не хотелось, и с рассветом мы подняли паруса.

Понемногу ветер крепчает и заходит на Ост. На Приморско-Ахтарск выйти трудно, поэтому берем курс на Камышеватскую. Крепим все по-штормовому. Чувствуется, что день предстоит горячий. Скорость возрастает до 13—14 узлов. Этого кажется мало, и мы прилаживаем захваченный на всякий случай штормовой стаксель площадью около 3,5 м2.

Волны становятся все выше — что-то около метра. Поливает нас, как из брандспойта, однако, желая сохранить ход, мы немного уваливаемся и к полному удовольствию экипажа идем таким образом часов пять подряд. Берегов не видно. Судя по всему, мы должны выйти где-то около Должанской, но...

Стоило заговорить о заслуженном отдыхе, как ветер стал стихать. Снова спать в море не хочется, поэтому поворачиваем к Осту, чтобы идти к берегу кратчайшим курсом, и тут-то получаем второй урок. Не заметив, что краспица зацепилась за стаксель, поворачиваем мачту (настраиваем) и, естественно, слышится треск — краспица ломается.

Информация об изображенииОбщий вид катамарана «Хобби» с аэродинамическим крылом
Общий вид катамарана «Хобби» с аэродинамическим крылом
 
Один из нас лезет с инструментами наверх, но качка такая, что после полуторачасовых мучений с мыслью о ремонте на плаву приходится расстаться. Скорость 3—5 узлов. Судя по вехам, до берега еще миль тридцать, а солнце садится через час с минутами. Решили, что пойдем при луне, но в 19.00 там, где должна была взойти луна, появилось рваное, быстро несущееся облачко. Рядом промчалась грозовая тучка и только мы облегченно вздохнули — «пронесло!», как обрушился шквал. В считанные секунды срываем парус, бросаем якорь...

Да, в эту ночь сон наш не был спокойным! Настал час настоящего испытания «Хобби». Через полчаса ветер входит в силу, а волна никак не меньше 5 баллов. Словно удары огромного молота обрушиваются- на корпуса (только утром выяснилось, что якорный конец сбился на одну сторону, катамаран стал под углом к волне и потому удары были такими жесткими). Очередные гребни то накрывают нас сверху, то поддают по тенту снизу, стараясь вытряхнуть за борт. Готовим сигнальные ракеты...

Закончилась «эта ночь» только часам к трем дня. Зато мы убедились в надежности катамарана. После этого мы спокойно таскали его по суше через косу, повалив на бок, чтобы прошел под высоковольтной линией, и ходили по волнам на одном корпусе, откренивая на трапеции. Теперь дело за тем, чтобы проверить «Хобби» в гонках.


Понравилась ли вам эта статья?
+13

ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
Трейлер для легкой лодки
Черноморская фелюга для рыбной ловли
Самодельная байдарка с обшивкой из ткани
Чертежи буера класса «DN-60»
Парусно-моторная яхта «Марс»
Шлюпка из стеклопластика проекта «Ледянка»
Дюралевая мотолодка «Стрекоза»
Самодельный водометный катер на основе проекта «МК-29»
Катамаран из долбленой осины
Разборный секционный катамаран вместо байдарки
Стальной трамплин для прыжков
Герметичный гидрокостюм для воднолыжника
Крейсерский тримаран «Тритон»
Катер «Саламандра» для водомета «СМ-500В»
Небольшая быстроходная мотолодка «Микро»

ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
Легкий и скоростной катамаран «Хобби»

СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
Крейсерская яхта-компромисс «Грация»
Скоростная туристическая байдарка «Акула»
Катер по форме поморских карбасов
Достройка каютного катера «Саламандра»
Яхта «Янтарь» из крейсерской яхты класса «Дракон»
Постройка и первый поход парусного катамарана «Перун»
Парусный катамаран на подводных крыльях «Андромеда»
Гоночная мотолодка класса МС-500
Пластмассовая мотолодка «Тверца»
Постройка моторной лодки типа «Стрекоза»
«Эврика» — лодка для северных рек
Проект трехместного швертбота-монотипа
Прогулочный вариант катера «Саламандра»
Скоростной водометный катер «Изумруд»
Пластмассовые мотолодки «Лилия» и «Юг»


Ссылка на эту статью в различных форматах
HTMLTextBB Code

Комментарии к этой статье


Еще нет комментариев



Сколько будет 46 + 34 =

       



Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта | Мобильная версия
Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории