На этом катере мы совершили плавание по Енисею из Красноярска на Подкаменную Тунгуску с заходом на Ангару, затем еще два года плавали по Енисею. Для небольших походов катер нас вполне устраивал. Двигатель надежный, легко запускается, экономичен — за один час работы расходует 2,5 литра бензина. Но в дальний поход приходилось брать с собой значительный запас бензина, масла и снаряжения, в каюте становилось тесно, два человека размещались в ней с трудом. Рассчитывать на пополнение запаса бензина в отдаленных районах не приходилось. Нам чаще всего предлагали дизельное топливо, на котором обычно работают двигатели речных судов.
Другое неудобство, вызванное несовершенством конструкции катера — холод. Даже в июле ночью в каюте было холодно, несмотря на одеяла и теплую одежду. Сказывалась повышенная влажность. Особенно страдал от холода вахтенный, сидящий у руля в открытом кокпите. Нам бы очень помог небольшой камелек, но в тесной каюте, да еще заставленной канистрами с бензином, его не установишь.
Мы решили строить новое судно — металлический сварной водоизмещающий катер с полубаком, закрытой рубкой, дизельным двигателем и солидными цистернами для хранения топлива. Оно должно было быть достаточно надежным для плавания по Красноярскому морю и в низовьях Енисея — раз, экономичным — два. Наш 16-сильный дизель расходует в час 3,5 л дешевого и доступного топлива, обеспечивая скорость 15—16 км/час.
Основные данные катера
Длина, м | 7,8 |
Ширина, м | 2,2 |
Высота корпуса, м: | |
в носу | 1,5 |
в корме | 1,15 |
Осадка, м | 0,4 |
Скорость, км/час | 16 |
Водоизмещение полное, т | 2,0 |
Пассажировместимость, чел.: | |
в прогулочном варианте | 8—10 |
в дальнем походе | 3—4 |
Летом 1967 г., заручившись поддержкой общественных и спортивных организаций, мы приобрели необходимые материалы и приступили к постройке катера.
Материалом для корпуса выбрали листовую сталь толщиной 3 мм. Набор сделали из угольника 32X32 мм. Установленные через 400 мм шпангоуты гнули холодным способом при помощи кувалды и оправки. Листы обшивки к набору подгоняли по месту. Сборка корпуса велась на стапеле килем вниз. Листы подрезались газорезкой и частично рычажными ножницами, поджимались струбцинами и прихватывались электросваркой. Работая по выходным дням, мы вдвоем затратили на сборку корпуса и изготовление оснастки 42 человеко-дня. Корпус разделен четырьмя поперечными переборками, две из которых образуют герметичные фор- и ахтерпики, а в других имеются плотно задраивающиеся входные двери. Настил палубы выполнен из сосновой шпунтованной рейки толщиной 30 мм и крепится болтами с потайными головками к бимсам из угольника 25X25 мм.
Палуба и крыша рубки покрыты эпоксидной смолой. Ахтерпик, занимающий 4 шпации, закрыт металлической палубой. Отсек используется как грузовой трюм. В нем установлен топливный бак на 100 кг. В кокпите установлен двигатель «Д-16» мощностью 16 л, с, при 1600 об/мин с воздушным охлаждением и электростартером. Вес двигателя без муфты сцепления 210 кг. Трансмиссия состоит из штатной муфты сцепления и реверса самодельной конструкции. Упорно-опорный подшипник сделан по чертежам из сборника №3.
Расходный топливный бак емкостью 70 кг расположен под банкой кокпита у трюмной переборки. Управление двигателем, муфтой и реверсом дистанционное, из рулевой рубки.
Для отопления рулевой рубки предусмотрен отбор горячего воздуха от работающего двигателя. Рубка и каюта размерами 2,8X2,0 м имеют теплоизоляцию пенопластом и фанерную зашивку. В каюте расположены по бортам две койки-рундука, посудный и платяной шкафы, полки для книг и письменный стол. При необходимости пространство между койками закрывается щитами, получаются дополнительные спальные места. Откидная койка и стол имеются и в рубке. Для отопления каюты в холодное время установлен камелек, подобный описанному в 13 номере сборника. В каюте у переборки форпика, в отдельной выгородке установлена дифферентная балластная цистерна на 150 кг. Вентиляция каюты осуществляется за счет камелька, светового фонаря в палубе и двух вентиляционных раструбов, выведенных на крышу рубки. В рубке открывается кверху среднее окно. Входная дверь каюты плотно задраивается, и в случае затопления кокпита и рубки катер остается на плаву даже при полной нагрузке. Высокий комингс (400 мм) входной двери рубки препятствует попаданию в нее воды из кокпита.
От дождя кокпит может быть закрыт съемным брезентовым тентом на легком трубчатом каркасе. В кокпите установлен ручной осушительный насос производительностью 6 л/мин. Гибкий заборный шланг позволяет откачивать воду из любого отсека катера. Этот же насос можно использовать для закачки топлива в баки при заправке.
Катер имеет 12-вольтовое электрооборудование, хорошо освещен, обитаемость его вполне удовлетворительна.