Естественно, что «Синичку» можно использовать и без подводных крыльев. Она должна понравиться автомобилистам. Именно от них редакция получает много писем с просьбой порекомендовать чертежи лодки, пригодной для перевозки на крыше легкового автомобиля.
Оценивая конструкцию лодки, следует отметить ее некоторую сложность. На большинстве современных лодок подобного размера с фанерной обшивкой ограничиваются 4—5 шпангоутами (включая транец), обеспечивающими точное воспроизведение обводов и достаточную прочность корпуса.
Построенная нами небольшая трехместная мотолодка «Синичка» очень удобна для транспортировки на крыше легкового автомобиля. Конструкция подводных крыльев проста, а их изготовление вполне доступно любителям при наличии минимальных возможностей для обработки металла.
Основные данные лодки
Длина, м | 3,45 |
Ширина корпуса, м | 1,36 |
Ширина габаритная, м | 1,90 |
Вес корпуса с крыльями, кг | 66 |
Полное водоизмещение, кг | 350 |
Лодка оборудована рулевым управлением со штурвалом автомобильного типа и дистанционным управлением дроссельной заслонкой и реверсом мотора.
В открытом достаточно просторном кокпите размещены передние и заднее съемные сиденья, которые укладываются на рундучки. Спереди кокпит защищен ветровым стеклом, а по периметру выреза поставлен комингс, поднимающийся над палубой на 40 мм. Мотолодка оборудована отличительными огнями, причем топовый огонь установлен на шарнирной стойке, которую можно откинуть на палубу и закрепить перед ветровым стеклом в таком положении.
В носу (на 2 шп.) и корме (на 7 шп.) установлены водонепроницаемые переборки, образующие воздушные отсеки, что обеспечивает лодке достаточно большой запас плавучести. Носовой отсек может использоваться для хранения мелких предметов туристского снаряжения, в палубе над ним имеется горловина с герметичной крышкой. Между продольными выгородками на шп. 7—8 устанавливается топливный бак.
Шпангоуты, установленные через 400 мм, связаны бортовыми и днищевыми стрингерами, привальными брусьями и килем. Транец лодки, к которому крепятся кормовое крыло и мотор, имеет двойную обшивку с заполнителем из доски.
Для обшивки корпуса использована авиафанера толщиной 3 мм, для переборок — 2 мм, для транца — 5 мм. Набор сделай из сосновых реек. Все детали корпуса склеены эпоксидной смолой ЭД-5. Гвозди применены только для запрессовки обшивки к набору на время высыхания клея.
Готовый корпус мы оклеили стеклотканью (днище — двумя слоями, палубу и борта — одним), затем покрыли корпус смолой ЭД-5, после чего все поверхности ошкурили и окрасили.
На «Синичке» установлены носовое и кормовое подводные крылья, причем доля веса судна, приходящаяся на носовое крыло, принята равной 60%. Мы выбрали схему крыльевого устройства, примененную на катере «Чайка», о которой сообщалось в сборнике «Мореходные качества судов» (НТО суд. пром. им. А. Н. Крылова, вып. 54, Ленинград, 1964) в статье М. Б. Масеева и П. С. Стародубцева «Гидродинамические исследования схем подводных крыльев для катеров малого водоизмещения».
Форма крыльев «Чайки» применена на «Синичке» без каких-либо принципиальных изменений, за исключением профилировки наклонных стабилизаторов носового крыла.
Носовое крыло состоит из горизонтальной несущей части, верхнего и нижнего наклонных стабилизаторов и трех стоек. Профиль (поперечное сечение) несущей части — плоско-выпуклый сегмент с относительной толщиной 0,06; профиль стоек — двояковыпуклый сегмент с относительной толщиной 0.10. Задняя кромка наклонных стабилизаторов «Синички» имеет отгиб на длине 0,2 хорды на угол 15°, работающий как закрылок и существенно улучшающий остойчивость лодки. Кормовое крыло — плоское, прямоугольное в плане. По форме профиля оно, как и его стойки, не отличается от носового.
Крылья, выполненные из дуралюмина В-95, приклепаны к стойкам (дуралюмин Д-16) на угольниках. Вес крыльев равен примерно 6 кг. Изготовлены они были следующим образом. На полосе — заготовке носового крыла были размечены и соответствующим образом профилированы горизонтальный и наклонные участки. Затем, нагрев места сгиба паяльной лампой до 400°, отогнули наклонные бортовые участки. Крепление крыльев к корпусу устроено так, что их можно довольно быстро снять; предусмотрена регулировка угла атаки.
Первоначально крылья были установлены на одинаковом расстоянии (200 мм) от днища лодки. При испытаниях мотолодка довольно быстро выходила на носовое крыло, однако при выходе на кормовое крыло угол атаки носового уменьшался и происходило легкое проваливание лодки на нос. Установив кормовое крыло на расстоянии 125 мм от днища, добились устойчивого движения мотолодки на максимальной скорости. Дифферент оказался равным 3°; угол атаки носового крыла составил 1°, а кормового 2°.
«Синичка» без крыльев с двумя человеками на борту едва достигала скорости 30 км/час, а с тремя скорость ее падала примерно до 25 км/час. Уже на небольшом волнении ход заметно падал, а на волнах высотой 200 мм движение сопровождалось неприятными резкими раскачиваниями и ударами.
Мотолодка на подводных крыльях с тем же мотором «Москва» и тремя человеками стала ходить со скоростью около 40 км/час; движение ее как на спокойной воде, так и на волнах до 200 мм стало устойчивым. Лодка имеет хорошую поперечную остойчивость, легко выходит на крылья на небольших скоростях.
При движении на крыльях стандартный гребной винт «Москвы» оказался «легким». Чтобы полностью использовать мощность двигателя, необходимо увеличить его шаг.