Основные данные
Длина наибольшая, | 5,49 |
Ширина наибольшая, м | 2,19 |
Высота борта на миделе, м | 1.04 |
Водоизмещение порожнем, кг | 763 |
Пассажнровместимость, чел. | 5—6 |
Осадка корпусом-колонкой, м | 0,3/0,76 |
Мощность двигателя, л. с. | 100—200 |
Проект катера разработан Эндрю Уолстсихолмом три года назад. Первоначально лодка выпускалась для использования с подвесными моторами суммарной мощностью от 20 до 100 л. с.; масса ее корпуса составляла 450 кг. Мотолодка с 55-сильным мотором «Ямаха» развивала скорость 43 км/ч. В прошлом году корпус снабдили новой более современной надстройкой, при этом кокпит стал более удобным и просторным. Вместо подмоторной ниши был оборудован отсек, в котором компактно разместился 120-снльный автомобильный двигатель «BMW B130Z», снабженный угловой поворотно-откидной колонкой и замкнутой системой охлаждения пресной водой.
Двигатель — четырехтактный четырехцилиндровый, с блоком цилиндров, установленным под углом 30° к вертикали, благодаря чему он имеет небольшую габаритную высоту. Угловая колонка снабжена многодисковой реверсивной муфтой; передаточное число равно 2,2:1. При номинальной частоте вращения двигателя 5500 об/мин гребной винт развивает 2500 об/мин. Параметры винта — диаметр 406 и шаг 381 мм — обеспечивают скорость катера 49 км/ч; часовой расход бензина на этой скорости составляет 32 л. Управление газом — реверсом осуществляется одной рукояткой; колонка снабжена электро-гидравлической системой для регулирования ее наклона и полного подъема из воды. Заметим, что стоимость двигательной установки составляет почти половину цены катера (3200 из 6930 фунтов стерлингов). Запас горючего размещается в двух баках емкостью по 68 л.
Обводы корпуса типичны для небольших катеров, предназначенных для эксплуатация на умеренной морской волне. Угол килеватости днища у транца — 17° по каждую сторону от киля в днище отформованы по три продольных редана, простирающихся на полную длину корпуса и по короткому брызгоотбойнику близ киля в носовой половине корпуса. Имеются широкие (по 130 мм) скуловые брызгоотбойники, заметно повышающие гидродинамическое качество корпуса при глиссировании. «Фэлкон-18» имеет мягкий ход на волне, что некоторые специалисты относят на счет развитого киля, выступающего на 120 мм ниже днища и заканчивающегося на расстоянии 900 мм от транца. Благодаря брызгоотбойникам кокпит лодки не забрызгивается даже при плавании в ветреную погоду и на волне.
Корпус формуется из стеклопластика на основе стекломата. Днище армируется стекломатериалом плотностью 3,3 кг/м2, борта — 2,7 кг/м2, палуба и надстройка — 2,1 кг/м2. Киль усиливается дополнительными слоями мата (до 6,5 кг/м2), так же как и скула (4,2 кг/м2); кроме того, в киль заформовывается деревянный 50-миллиметровый брус. Конструкцию транца (стеклопластик, армированный матом 3,9 кг/м2) усиливают два листа 19-миллиметровой фанеры, так что его общая толщина достигает 57 мм. Такая конструкция транца обусловлена тем, что он воспринимает и основную часть веса двигателя с колонкой и изгибающий момент от упора гребного винта. Дополнительно днище подкреплено пенопластовыми стрингерами, приформованными к наружной обшивке. Жесткость бортов обеспечивается за счет продольного слома — высадки в обшивке, расположенной примерно на половине высоты между скулой и палубой.
Все три стеклопластиковые секции корпуса — основной корпус, палуба с надстройкой и кокпитом и рундуки носового кубрика — выклеиваются в матрицах вручную, что обеспечивает высокое качество и прочность конструкции. Палуба, надстройка и платформа кокпита — трехслойной конструкции; между двумя оболочками из стеклопластика заключены плитки из легкой и плотной древесины бальсы. Таким образом достигается необходимая жесткость конструкции, чтобы воспринимать сосредоточенные нагрузки от веса человека.
При формовании корпуса используют пигментированную (окрашенную) смолу, так что обшивка не просвечивает и имеет ровную окраску. Только самый первый слой стекломата укладывают в матрицу на связующем без пигмента с тем, чтобы получить надежную адгезию — сцепление — между стеклотканью и наружным декоративным слоем, не армированным стекловолокном. Это также обеспечивает и лучшую водонепроницаемость обшивки.
По своей планировке и оборудованию «Фэлкон-18» является типичным «дэйкруйзером» — лодкой, рассчитанной на кратковременные плавания в течение двух выходных дней и ночлег экипажа на борту не в очень комфортабельных условиях. В низкой обтекаемой рубке, расположенной в носовой части корпуса, оборудован V-образный диван и большой стол. Опустив стол на один уровень с диваном, можно получить просторную двуспальную койку. Внутри диванов достаточно места для размещения снаряжения 'и личных вещей экипажа. Каюта имеет очень скромную отделку из лакированного тика, что позволяет оживить интерьер, придать ему теплоту при минимальных затратах. У кормовой переборки каюты смонтированы платяной шкаф и сервант. Предусмотрено место для переносного «химического» туалета.
Освещение и вентиляция каюты осуществляются через светлый открывающийся форлюк в крыше рубки и входной люк, имеющий крышку из плексигласа.
Стремительный современный профиль катеру придает ветровое стекло, смонтированное из плоских наклонных элементов тонированного стекла. Кокпит оборудован двумя удобными креслами для водителя и второго члена экипажа, а также широкой лежанкой в корме, используемой для солнечных ванн и в качестве дополнительных спальных мест под тентом, который закрывает весь кокпит.
В кокпите имеются гнезда для крепления стола, который может быть перенесен сюда из каюты для пикника на воздухе. Пульт управления оборудован указателем дифферента, тахометром, указателями температуры масла и воды, вольтметром (бортовая сеть и стартер питаются от 12-вольтовой батареи емкостью 80 А·ч) и часами.
Катер быстро выходит на режим глиссирования. При 22 км/ч — на горбу сопротивления — судно получает максимальный дифферент 6°, который затем быстро уменьшается. На полной скорости при помощи устройства для регулирования угла откидки колонки от транца катеру легко придать ходовой дифферент, оптимальный для данной загрузки и условий на акватории. В нормальных условиях он не превышает 3,2°. Расход горючего — около 0,65 л/км оценивается как достаточно высокий показатель качества обводов и эффективности двигательной установки.