Уже около пятнадцати лет я не только увлекаюсь водно-моторным спортом, но и самостоятельно проектирую и строю суда для своих спортивных выступлений. За эти годы я построил 11 спортивно-прогулочных мотолодок с различными обводами. О некоторых из них — наиболее удачных — мне хочется рассказать.
Основные данные мотолодки «Родео-II»
Длина наибольшая, м | 4,30 |
Ширина наибольшая, м | 1,50 |
Высота борта, м | 0,7 |
Зимой 1979 г. я построил мотолодку, которая полностью соответствовала требованиям свободного класса SF-1000. Это был килеватый, с сильным развалом бортов корпус, имеющий в ДП узкую лыжу с поперечным реданом высотой 40 мм (на носовой трети ее длины). На него установил два «Вихря-25». Первое же выступление на этой лодке в гонках принесло мне третье почетное место. Это было на XIII соревнованиях на приз журнала «Катера и яхты».
Первый успех окрылил. Я понял, что на судах такого типа можно бороться за высокие места на самых представительных водно-моторных соревнованиях. Однако я сожалел, что во время боевого крещения своей новой лодки не имел двух «Вихрей-30». С более мощными «тридцатками» скорость была вы существенно выше, я наверняка стал бы не третьим призером, а победителем.
Однако, оценив возможности лодки как следует, я пришел к выводу, что для большей мощности нужен уже другой корпус — тех же размерений, но с соответственно видоизмененными обводами. Это и был первый «Родео». На нем лыжи я не делал. Килеватость была увеличена (до 19°); на днище появились четыре продольных редана. Мореходные качества лодки стали заметно лучше, что и не замедлило сказаться. 100-километровая маршрутная гонка во время следующей встречи на приз «КиЯ» проходила по неспокойной Балтике. Несмотря на волну, нашему экипажу удалось поддерживать на «Родео» очень высокую скорость — в среднем 76 км/ч. Такой высокий результат морской гонки обеспечил уверенную победу на этих соревнованиях в целом.
Вкратце с «Родео» читатели могли познакомиться по «КиЯ» №88, в котором был опубликован репортаж об упомянутой встрече. В 1982 г. выступление на «Родео» в Пярну было не совсем удачным, тем не менее, вновь удалось завоевать призовое место.
В дальнейшем я стал испытывать спортивное счастье в более легком классе Т-500. Поскольку какое-то время суда самостоятельной постройки в программу соревнований не включались, два года подряд я участвовал в гонках на серийном «Немане-2». На мой взгляд, это очень удачная лодка для выступлений в указанном классе потребительских судов. Выступления на «Немане-2» были удачными, я стал кандидатом в мастера спорта. И все же я оставался сторонником постройки самодельных килеватых корпусов, Создаваемых в развитие идеи итальянского конструктора Ренато Леви. Поэтому, когда Положением о соревнованиях 1985 г. было разрешено участвовать в гонках на ССП, я сразу же стал строить новое судно, которое назвал «Родео-II».
Корпус длиной 4,23 м, шириной 1,45 м имеет постоянную килеватость около 18°. Применена фанера «БС-2» толщиной 4 мм. Готовый корпус оклеен одним слоем стеклоткани.
На прикидочных заездах в прогулочном варианте скорость на прямой с двухлопастным гребным винтом шагом 330 мм составила: с одним водителем — 60 км/ч, с двумя человеками на борту — 58 км/ч, с тремя — 54 км/ч.
В гоночном варианте с двухлопастным винтом (шаг — 340 мм, дисковое отношение — 0,6) с экипажем два человека и запасом горючего 30 л скорость составила 62,5 км/ч.
Мотолодка с такими обводами может заинтересовать любителей быстрой езды в свежую погоду. Лодка отличается хорошей маневренностью. За ней хорошо буксировать лыжника (весом не более 85 кг). С тремя человеками на борту, с правильно подобранным гребным винтом и хорошо отлаженным двигателем одного «Вихря-30» на «Родео-ll» можно обойти любое судно с двумя «тридцатками» (правда, не гоночного варианта). Соревнования прошлого года подтвердили, что на этой мотолодке можно на равных вести гонку с двухмоторными судами. Экипаж в составе автора статьи и механика А. Жвагинса выиграл Кубок Латвии и Приз «Балтияс Дзинтарс»,
Выполняя многочисленные просьбы водномотор-ников, привожу эскиз теоретического чертежа и таблицу плазовых ординат мотолодки «Родео-ll». Разработать конструкцию корпуса каждый может сам, руководствуясь материалами, приведенными в книге «15 проектов» и в «КиЯ», а также своими возможностями. Во всех случаях советую уложиться в вес корпуса 80 кг. Каждый лишний килограмм будет сказываться на скорости.