Чемпионат мира 2003 г. по парусному спорту проходил в трех портах Испании — Кадис, Рота и Пуэрто-Шерри. Своих лучших спортсменов, главной задачей которых было получение путевок на Олимпиаду в Афины, прислали 56 стран.
«К этим соревнованиям сейчас — повышенный интерес. Это — как последний бросок перед финишем у легкоатлетов. Финиш — Олимпиада. Выиграешь чемпионат мира, можешь расслабиться перед Олимпиадой, проиграешь — не попадешь на нее вообще, так бывает...»
Эти слова, сказанные президентом Ассоциации парусных катамаранов «Торнадо», оказались пророческими для российских спортсменов, выступавших в данном классе. Здесь тренеры делали главную ставку на бронзовых призеров чемпионата Европы А.Кирилюка и В.Ушкова. Правда, то ли у наших парней не хватило опыта тренировок в условиях океана, то ли еще что, но яхта, как говорят, «не шла». Первые три дня тренеров просто ошеломили: 22-й приход, 44-й, дисквалификация! Стало ясно: даже о бронзе говорить не приходится и уже под вопросом сама путевка на Олимпиаду.
А удача была на стороне австралийцев Д.Бундока и Д.Форбеса. На втором месте — британцы, на третьем — аргентинские спортсмены.
В классе «49» российские спортсмены по итогам квалификации попали лишь в серебряный флот (в итоге — 34-е место), а вот украинцы (Р.Лука—Г.Леончук) выступили, как всегда, неплохо, став третьими в итоговой таблице и уступив лишь своим традиционным соперникам — норвежцам и британцам.
В классе «Звездный» даже предстартовая подготовка привлекала внимание журналистов — все дело в золотых и серебряных звездах, украсивших паруса большинства яхт-участниц. Это были гонки мастеров.
Здесь же, в Кадисе, встретились два спортсмена, которые долгое время ходили в одном экипаже — Георгий Шайдуко и Александр Музыченко. Теперь они выступали в командах разных стран — один из них защищал спортивную честь России, другой — Латвии. Г.Шайдуко выступал с Ю.Фир-совым, и его главной задачей было попадание в пятерку сильнейших. Но госпожа удача распорядилась по-своему. В первые дни соревнований наш экипаж по приходам был 16-м, 14-м, потом, в сильный ветер, вообще 31-м.
«Ничего не понимаю, — говорил Георгий на берегу. — Как будто лодка не моя, да и за рулем тоже не я!»
Только в последней гонке спортсмену удалось реабилитироваться полностью — он стал первым! Общий итог — увы! — 35-е место. А первым на пьедестал почета поднялся экипаж из Франции, вторыми были шведы. В итоге, место, которое занял наш экипаж, не гарантирует путевку на Олимпиаду. Остался последний шанс — на чемпионате мира в 2004 г.
Влада Ильенко и Наталья Гапонович (класс «470») журналистов к себе не подпускали — верили в приметы, и не напрасно! То ли их сберегла от людского сглаза фортуна, то ли просто уровень подготовки спортсменок позволяет легко спорить с сильнейшими, но факт остался фактом: россиянки — третьи в итоговой таблице! Соревнования в классе «470» проходили в 20 км от яхт-клуба, в местечке Рота недалеко от военной базы. Акватория ограничена мысом, дул свой, особенный ветер. Экипаж В.Ильенко-Н.Гапонович очень легкий, и в сильный ветер нашим девушкам приходилось нелегко. Первые гонки обнадеживали -второй приход, четвертый, шестой, потом сразу два третьих. И вдруг ситуация резко изменилась — десятый приход, дисквалификация после фальстарта. Казалось — все потеряно. Непонятно, что стало стимулом для наших спортсменок — может быть, сыграл свою роль характер, но в последней гонке они стали вторыми, буквально вырвав третье место у австрийского экипажа. Разница составила всего одно очко.
«Тренироваться больше надо», — скажет потом Влада российским журналистам в единственном своем интервью.
У мужчин задача была гораздо сложнее и не только потому, что на дистанции оказались сильные соперники. В тяжелой борьбе, где лидерство сразу захватили итальянский экипаж Г.Зандона-А.Трани, наши гонщики Дмитрий Березкин и Михаил Крутиков смогли занять 13-е место, давшее «зеленый свет» их олимпийскому поезду.
В классе «Инглинг» на дистанцию вышли два конкурентоспособных российских экипажа. Первый — Екатерина Скудина, Диана Крутских, Екатерина Коваленко — тренируется в экспериментальной школе Высшего спортивного мастерства, второй — Анна Басалкина, Владлена Украинцева, Татьяна Веселова — в Петербурге.
По итогам чемпионата, экипаж Е.Скудиной мог войти в пятерку сильнейших, если бы не злополучная гонка в сильный ветер, в которой наши девушки были семнадцатыми. В предпоследний день соревнований еще можно было наверстать упущенное, но сил уже не осталось. Результат — шестое место в итоговой таблице. Петербурженки стали тринадцатыми.
Еще один женский класс одиночек — «Европа» — высоких результатов нашей сборной не принес: Анастасия Малетина стала лишь двадцать третьей в итоговой таблице.
Мужской класс «Финн» у россиян представляли два спортсмена — Евгений Чернов и Владимир Капитонов. Их результаты, прямо скажем, неутешительны: 43-е и 47-е места. Но тренеры рук не опускают — парни перспективные, жаль лишь, что до олимпиады остается мало времени.
В целом, российская сборная выступила в Кадисе крайне неудачно, заняв в неофициальном командном зачете последнее, 17-е, место. Главный тренер сборной Владислав Акименко результатами оказался удивлен — спортсмены, от которых ожидали высоких результатов, выступили ниже среднего уровня, а девушки, совсем недавно начавшие парусную карьеру, привезли олимпийскую лицензию.