К сожалению, формат журнальной статьи не позволяет нам подробно отследить весь ход захватывающей борьбы на кругосветной дистанции, поэтому предлагаем нашим читателям сокращенный репортаж, в котором мы попытались коснуться только самых драматических моментов гонки.
Кейптаун — Тауранга. Первые потери...
Старт третьего этапа был дан 14 декабря 2002 г. — значительно позднее, чем планировали организаторы гонки. Причиной тому стал необычайно жестокий шторм, заставивший ряд гонщиков укрыться в портах Испании и Португалии. Но, даже несмотря на отсрочку старта, один из гонщиков — Тим Кент на "Everest Horizontal" — не смог стартовать вместе со всеми участниками и на дистанцию вышел лишь сутки спустя.
Сразу же после старта несчастье постигло другого гонщика в классе 2 — Джона Дениса на "Bayer Ascensia": его яхта осталась без средств телекоммуникации, а возврат в порт для их замены превратился для спортсмена в сущий кошмар, поскольку корпус яхты получил тяжелые повреждения. Лишь 19 декабря, когда ближайший из соперников Джона — Алан Парис на "BTC Velocity" — уже опережал его на 500 миль, Джон Денис, наконец, вновь вывел яхту в море.
К сожалению, его плавание продолжалось недолго — через четыре дня вышел из строя привод электрогенератора, и электронасосы, перекачивающие с борта на борт водяной балласт, остались без источника энергии. Денису пришлось вновь лечь курсом на Кейптаун, а еще через сутки он официально сообщил о сходе с дистанции. Первая попытка этого мужественного человека обойти в одиночку вокруг света оказалась безуспешной — но виной тому стал все же отказ механизма, а не человеческого организма, терзаемого мучительным недугом — диабетом... Концерн "Bayer", снабдивший яхтсмена полным комплектом средств для диагностики своего состояния, выпустил специальный пресс-релиз, полный восхищенных слов в его адрес. Поломка копеечной детали — приводного вала — послужила причиной для расставания Джона с мечтой всей его жизни, сделав первым спортсменом, сошедшим с дистанции гонки из-за технических проблем. Особенно обидным для него было то, что это случилось практически перед самым Рождеством...
А к Рождеству гонщики в классе 1 (лидировал среди них, конечно же, Бернард Штамм) уже миновали о.Кергелен, яхты же класса 2 находились на подходах к нему. Не самое приятное место в мире для встречи теплого праздника, но все яхтсмены смогли так или иначе отметить его у себя на борту, а Тим Кент даже сочинил неплохую песню, посвятив ее своим друзьям и соперникам по гонке.
Праздник для яхтсменов, увы, длился недолго — редкие для "ревущих сороковых" тихие ветра, с которыми они прошли до Кергелена, сменились более типичной для этих широт суровой погодой. Первый серьезный шторм нагрянул 27 декабря — давление в центре депрессии составило 972 мбар. Алан Парис зафиксировал максимальную скорость ветра в 52 м/с, а средняя за 12 часов в районе нахождения его "BTC Velocity" (самого маленького судна гонки) составила 40 м/с. К счастью, яхты никаких повреждений не получили, но значительно разошлись по дистанции — к исходу дня 30 декабря разрыв между первой и последней лодкой флота составлял уже более 2100 миль. Сильные попутные ветра позволили яхтсменам идти с максимально возможной в условиях одиночного плавания скоростью — "Pindar" Эммы Ричардс, к примеру, временами мчался быстрее 20 уз. Одновременно две яхты, забравшиеся предельно высоко к югу — "Pindar" и "Tiscali" Симоне Бьянкетти, столкнулись с проблемами в работе авторулевых: сказалось влияние Южного магнитного полюса (на очень небольшом отрезке пути магнитное склонение изменялось на 40°). Авторулевые последовали за показаниями магнитных компасов, резко изменив курсы яхт, что на такой скорости могло привести к немалой беде. Лодку Эммы Ричардс швырнуло в брочинг, практически положив на борт, но яхтсменка смогла вовремя среагировать на опасную ситуацию.
Информация об изображении
Победитель "Around Alone 2002-2003" Бернард Штамм и его яхта "Bobst Group - Armor Lux"
Однако самое трудное испытание ждало ее впереди. В ночь на 3 января над яхтой пронесся шквал со скоростью ветра свыше 40 м/с. В мгновение ока грот был разорван на две части по третьей полке рифов — только уцелевший ликтрос удерживал обе половины паруса от окончательного разрыва. Из-за экономии веса на борту "Pindar" (как и у остальных соперников) не было швейной машины — зашивать парус предстояло вручную, дедовским методом — иглой и гардаманом. Но для ремонта парус предстояло, как минимум, снять с мачты и затащить в каюту что при его весе в 160 кг потребовало от девушки более трех часов напряженного труда. На сам же ремонт у нее ушло без малого пять дней, в течение которых яхта шла только под стакселем, с каждым часом теряя драгоценные мили.
Победитель "Around Alone 2002-2003" Бернард Штамм и его яхта "Bobst Group - Armor Lux"
Пока Эмма, еще только подходя к Австралии, сшивала две половинки паруса в единое целое, бессменный лидер гонки Бернард Штамм, демонстрируя великолепное погодное чутье, уже огибал оконечность Новой Зеландии, беря курс на Таурангу — финишный порт этапа. Ориентиром для него служило время, показанное четыре года назад итальянским гонщиком Джованни Сольдини — 27 дней и 5 ч. Однако океан не намеревался так легко сдаваться. Ночь с 8 на 9 декабря 2002 г. и последующее утро выдались для спортсмена крайне тяжелыми — на яхте вышли из строя все средства связи, а сама она едва не потеряла управление. Тем не менее утром 9 декабря в 11 ч 24 мин по местному времени "Bobst Group — Armor Lux" пересекла финишную линию, приведя своим видом в ужас всех наблюдателей — настолько сильны были повреждения ее корпуса, из которого оказались буквально выдраны куски обшивки. Через несколько секунд после финиша румпель и вовсе обломился в руках яхтсмена...
Несмотря на это, швейцарский гонщик в очередной раз подтвердил свой высочайший класс, почти на двое суток улучшив результат своего предшественника на этой дистанции.
Тауранга — Сан-Сальвадор. Потери продолжаются...
Старт четвертого этапа гонки был дан 9 февраля 2003 г. лично премьер-министром Новой Зеландии госпожой Хелен Кларк выстрелом с эсминца "HMSNZ". Первые дни гонка проходила при довольно слабых ветрах, не доставлявших гонщикам особых хлопот, но, несмотря на это, уже 11 декабря канадский спортсмен Дерек Хэтфилд был вынужден повернуть свою "Spirit of Canada" на обратный курс. Причина - вышедший из строя электрогенератор. Лидеры гонки в этот момент приближались к линии перемены дат. Как раз в тот день, когда они пересекали ее, Дерек прибыл в порт Напье, в течение 26 ч управляя яхтой вручную — и после 13 ч изнурительного труда по ремонту оборудования вновь вышел в море. Произошло это утром в четверг 13 февраля...
Через неделю с тяжелыми проблемами столкнулся Тим Кент. Ночью с 20 на 21 февраля он был разбужен странными звуками и, поднявшись на палубу, обнаружил, что форштаг оторван от палубы, а генуя свободно полощется на ветру. Самопроизвольно отдался талреп — и это, несмотря на контровку! Сделав временный ремонт, яхтсмен возвратился в каюту, чтобы продолжить работу с наступлением светлого времени суток, но утром его ждало новое потрясение: форштаг оторвался и от мачты — теперь она удерживалась лишь за счет натяжения стаксель-фала! Закрутка вышла из строя — уборка стакселя стала невозможной. Спортсмену пришлось обрезать фал и штаг, расставшись с парусом, после чего вновь заведенный стаксель-фал, закрепленный на палубе и втугую выбранный лебедкой, заменил собой форштаг.
Практически одновременно с этим сразу двое спортсменов — Грэхэм Далтон ("Hexagon") и Брюс Шваб ("Ocean Planet") — сообщили о поломках гиков на своих яхтах. "Hexagon" в полночь с 21 на 22 февраля в 900 милях от мыса Горн швырнуло в брочинг — выскочивший на палубу Далтон спешно убрал грот, закрепил гик и продолжил гонку под стакселем, сохраняя при этом весьма высокую скорость до 16 уз. Береговая команда Далтона готовит углепластиковую "шину" для наложения на сломанный гик и собирается вылетать с ней в Аргентину, чтобы, встретив спортсмена у мыса Горн, за кратчайшее время отремонтировать повреждение.
В куда более сложную ситуацию попал Брюс Шваб — утром после той же ночи неполадка авторулевого заставила его яхту выполнить непроизвольный поворот через фордевинд. При ветре скоростью в 40 м/с это могло привести к потере мачты, но она все же устояла. Гик, ударившись о бакштаг, переломился в месте удара, вырвав блок бакштага вместе с куском палубы. Несколько часов спортсмен был вынужден заделывать отверстие и откачивать попавшую в лодку воду. "Со мной все в порядке, но я надломлен и очень устал", — передал Брюс в штаб регаты.
Пока соперники боролись с неполадками, "реактивный Штамм" уже подходил к мысу ГЪрн, который обогнул ранним утром 23 февраля. После чего, "не снимая ногу с педали газа" (как образно выразилась Эмма Ричардс), повернул на север, в Атлантику. Путь от Тауранги до Горна он проделал за 14 дней — ровно столько же времени год назад потребовалась яхтам гонки "Volvo Race"! Напомним, все это были суда с полными экипажами...
Казалось, ничто уже не сможет остановить победный марш швейцарского гонщика — как вдруг... буквально через несколько часов после того, как мыс ГЬрн остался за кормой, с борта "Bobst Group — Armor Lux" поступило тревожное сообщение. Рычаг, которым осуществляется перемещение поворотного киля, сломался. Спортсмену удалось выставить киль в ДП и расклинить его в колодце, но скорость яхты упала. До Сальвадора оставалось еще около 3000 миль, а основной конкурент — Тьерри Дюбуа на "Solidaires" — висел буквально на хвосте, отставая всего на 150 миль. В этой ситуации Бернард Штамм решил сделать пит-стоп на Фолклендах, надеясь исправить повреждение за кратчайший срок. Штамм прибыл на Фолкленды 25 февраля, а двумя днями позднее Грэхэм Далтон, идущий в Пуэрто-дель-Фуэго для замены гика, столкнулся с большими трудностями при попытке зайти в порт и связаться по радио с береговой командой. Ситуацию спас капитан находившегося рядом российского судна, ставший посредником в радиопереговорах. Замена гика была выполнена за несколько часов, но это не помогло новозеландскому спортсмену благополучно закончить гонку. 1 марта его "Hexagon" лишился мачты — и опять причиной этому стал авторулевой, положивший яхту в брочинг. Чуть позже новозеландцу придется принять трудное решение о выходе из гонки.
5 марта с проблемой поломки механизма управления килем столкнулся Дерек Хэтфилд, но настоящая драма разыгралась для него позднее, 7 марта, когда он тоже лишился мачты. "Spirit of Canada" находилась тогда в 60 милях от мыса Горн, и Дерек принял единственно возможное для него решение — идти под мотором в порт Ушуайя.
На фоне этих печальных известий резким диссонансом выглядел мини-матч-рейс, который устроили между собой Бернард Штамм и Тьерри Дюбуа. Потерявший время на ремонт и оштрафованный на 48 ч за заход в порт, Штамм не мог рассчитывать на победу, но продолжал нагонять соперника. 9 марта разрыв между яхтами сократился до 4 миль, а 10 марта Бернард Штамм праздновал свой приход в Сальвадор, на час опередив своего соперника. Остальные гонщики в классе 1 задержались на дистанции — и лидерство по очкам в общем зачете швейцарец оставил за собой!
Сан-Сальвадор — Ньюпорт. Победный финиш
Последний этап не принес ничего нового — за исключением встречи самой маленькой из яхт гоночного флота "BTC Velocity" с огромной волной, практически мгновенно остановившей лодку Алан Парис получил сильную травму, но все же сумел закончить гонку, которую "в одни ворота" выиграл все тот же Бернард Штамм, финишировавший в Ньюпорте 1 мая (на двое суток обогнав ближайшего соперника).
"Вы выиграете столько этапов, сколько сможете, а я — сколько захочу", — примерно так можно прокомментировать уровень выступления этого гонщика. Никто из соперников не смог ничего противопоставить "швейцарской машине", как иногда называют Бернарда. Он оказался лучшим абсолютно по всем показателям, практически в каждый момент гонки демонстрируя то, что спортсмены называют коротким и емким словом "кураж". Куража швейцарцу хватило на все восемь с лишним месяцев пути.
Итоги
Гонка "Around Alone 2002—2003" показала, что сейчас в океанском парусном спорте очевиден прогресс не только и не столько в технике, сколько в психологической подготовке спортсменов. Техника, хоть и становится совершеннее, но, к сожалению, все так же подвержена поломкам — самыми слабыми местами остаются мачты и авторулевые. А вот люди — их отношение к гонке и понимание собственных возможностей принципиально изменились. Бернард Штамм, конечно, исключительно одаренный гонщик, но практически все участники регаты (это их оценка) стали воспринимать одиночную кругосветную гонку под парусами не как сверх-тяжелое предприятие, доступное лишь метровоплечим здоровякам, а как состязание технологий — технологий подготовки яхты, подготовки спортсмена, прохождения дистанции. Как у раллистов, которые хорошо знают, где можно "гнать во всю ивановскую", а где следует притормозить.
Этому способствуют и совершенствование средств связи, и рост технического уровня судов. Пожалуй, лучше всех это сформулировал в беседе с нашим корреспондентом Брюс Шваб. "Сорок лет назад, — сказал он, — ваш космонавт Юрий Гагарин казался всем фантастическим человеком, совершившим то, что никому не под силу. Сейчас же мой соотечественник слетал в космос как турист, а я даже не помню, как его зовут."
Павел Игнатьев. Фото Билли Блейка, Жака Вапиллона и Тьерри Мартинеза.