Многие из вас, уважаемые читатели, знакомы с "королевским классом" водно-моторного спорта, как по праву называют класс гоночных скутеров Формулы 1. В конце 90-х гг Москва и Санкт-Петербург несколько раз принимали у себя элиту этого класса, так что в России хорошо известны имена чемпионов мира: Гвидо Капеллини, Джонатана Джонса, Скотта Гиллмана и Фабрицио Бокка.
Предыдущие два сезона прошли в исключительно упорной борьбе, причем Гиллман в 2000 и Капеллини в 2001 гг становились чемпионами лишь с самым минимальным отрывом в очках от молодого итальянского спортсмена Франческо Кантандо. Естественно было предположить, что и в следующем сезоне — теперь уже минувшем — эти пилоты продолжат свою схватку. Без сомнения, и следующая за лидерами группа, в которую входят Филипп Дессертен, Массимо Роджеро, Лайт Фараон и Фабио Компарато, составляла конкуренцию ведущим спортсменам.
Спортивный сезон 2002 г стартовал в начале мая по традиции — в португальском городе Портимао. Состоялись десять этапов. Не будем утомлять читателя описанием событий на каждом из них, сосредоточим внимание на тех решающих гонках, в которых и определились победители чемпионата.
Минувший сезон по праву можно назвать "итальянским": гонщики из этой страны составили самую многочисленную группу участников, а в итоговой таблице в десятку лучших вошло шестеро итальянцев (занявших 1-, 3-, 6-, 7-, 9- и 10-е места!).
Начался сезон с того, что Гран-При Португалии выиграл Капеллини, но то, как это произошло, требует некоторых пояснений. Старт лучше всего получился у итальянцев Кантандо и Компарато. Почти треть дистанции они лидировали, и никаких перспектив на изменение этого положения не имели ни Капеллини, ни Гиллман. Однако благоприятную ситуацию изменил сам Кантандо: обгоняя отстающего на круг Лайта Фараона, он налетел на его левый борт — оба скутера синхронно и на максимальной скорости взлетели в воздух. Эта эффектно исполненная "бабочка", к счастью закончившаяся без травм, привела к смене лидера, которым теперь стал Компарато. Правда, и он смог продержаться в этой роли недолго. Перебои в работе топливной системы не позволили ему долго сопротивляться опытнейшему Капеллини. Многократный чемпион мира уверенно использовал оба этих "подарка" судьбы.
Второй этап снова принес победу Гвидо Капеллини, и снова объясняется это драматическим стечением обстоятельств. Компарато сразу же далеко оторвался от основной группы участников, но на трассе создалась аварийная ситуация и судьи ввели режим желтого флага — когда запрещены все обгоны, а спортсмены выстраиваются в кильватер в соответствии с порядком, устанавливаемым судейской коллегией. Конечно, все гонщики, в том числе и отстававший от лидера Капеллини, подтянулись к нему. После того как гонка была возобновлена, чемпион мира сразу же смог стартовать лучше и на ближайшем повороте резко "захлопнул калитку" перед Фабио Компарато — этот маневр сразу же отбросил его далеко назад. Тем временем молодой Франческо Кантандо развил великолепную скорость и опередил и Компарато, и "самого" Капеллини. И здесь практически повторилась довольно редкая ситуация, которая чуть ранее лишила надежды на победу Фабио: на трассе произошло столкновение скутеров, после желтого флага был произведен рестарт, который вновь выиграл Гвидо Капеллини. А у Франческо Кантандо начались неполадки в электрогидравлической системе управления двигателем... Благодаря такому решению ее величества Фортуны Гвидо Капеллини вновь стал победителем, последующие места заняли Фабио Компарато и Скотт Гиллман.
Для проведения третьего этапа караван гонщиков "Формулы I" переехал в Хельсинки. И вот здесь "великому итальянцу", который не без острой борьбы обошел Компарато и стал лидером, явно "не повезло": в абсолютно спокойной ситуации он после очередного поворота не смог сойти с курса отстающего на круг спортсмена из Санкт-Петербурга Станислава Курценовского и налетел на транец его скутера. Гвидо был, конечно, недоволен действиями Станислава, но, думаю все же, что причины этого инцидента многократный чемпион мира должен искать в своих действиях. Итак, он даже не попал в десятку лучших, получивших зачетные очки, а Гран-При Финляндии завоевал француз Филипп Дессертен.
Капеллини, видимо, сделал определенные оргвыводы. Во всяком случае, он уверенно выиграл три последующие гонки и еще в двух занял призовые вторые места.
Вторая половина чемпионата мира началась в Штральзунде, где в начале августа разыгрывался Гран-При Германии.
Конечно же, сложившееся положение дел никак не устраивало двукратного чемпиона мира, известного российским любителям спорта американца Скотта Гиллмана — к этому моменту он не побеждал уже в 20 гонках подряд. В нынешнем сезоне спортсмен испробовал уже четыре различных корпуса, включая один, построенный самостоятельно. В Штральзунде Скотт решил выступать на скутере Майка Си-болда, который после трех "нулей" подряд прекратил участие в чемпионате. И первый соревновательный день подтвердил правильность его выбора — Гиллман, опередив всех со скоростью 136.5 км/ч, оказался лучшим в квалификации. Настроен он был решительно. В борьбе за второе место с Кантандо они догнали Капеллини и перед одним из поворотов устроили ему "коробочку". Кантандо совершил даже более резкий маневр, чем мог предполагать Капеллини, и подрезал его в самом сложном и опасном месте этого поворота. После столкновения скутеров бортами Капеллини вынужден был сразу же сбросить скорость, чем прекрасно воспользовался Скотт Гиллман, возглавивший гонку. Несколько кругов он и Кантандо лидировали, причем итальянец постоянно делал попытки обойти американца. В конце концов это ему удалось, и Кантандо получил 7-секундное преимущество, но именно к этому моменту произошло разрушение коленчатого вала (поломка не такая уж частая даже для форсированных двигателей). По иронии судьбы, почти сразу же остановился на трассе и скутер Скотта Гиллмана. Так неожиданно закончилась эта дуэль, ставшая одним из самых острых и впечатляющих эпизодов чемпионата.
Гвидо Капеллини практически обеспечил себе очередное — седьмое по счету — чемпионское звание, и, поэтому, вероятно, стратегические цели его команды "Цептер" вышли на первый план. Пожалуй, именно это обстоятельство позволило Массимо Роджеро одержать победу и в квалификации, и в гонке на Гран-При Малайзии, оставив позади Скотта Гиллмана, вновь поменявшего корпус скутера.
Командная тактика "Zepter" прекрасно сработала уже на старте: Капеллини немного придержал перед поворотом Гиллмана.
В середине сентября после 15-летнего перерыва гонка "Формулы 1" вновь вернулась в Ирландию, на этот раз — в портовый город Уотерфорд. На свободных тренировках многочисленных зрителей повеселили Лайт Фараон и Скотт Гиллман, исполнившие перед трибунами два сальто с пируэтами.
В этом соревновании недосягаемым стал Гвидо Капеллини, показав рекордную скорость 169.5 км/ч. Кстати, в основной гонке решил "тряхнуть стариной" четырехкратный чемпион мира из Уэльса, знакомый нам Джонатан Джонс. Более половины дистанции этот замечательный спортсмен, который сейчас является спортивным комментатором британского телевидения, преодолел достаточно успешно, и только технические проблемы не позволили ему завершить гонку.
Заключительные девятый и десятый этапы были проведены в декабре в Объединенных Арабских Эмиратах, которые ныне по праву могут претендовать на титул ведущей водно-моторной страны.
К этому моменту чемпионство Гвидо Капеллини (130 очков) уже не могло подвергнуться сомнению даже теоретически. А судьба серебряной и бронзовой медалей должна была решиться в борьбе великолепной пятерки хорошо знакомых нам претендентов — Филиппа Дессертена, Лайта Фараона, Скотта Гиллмана, Масси-мо Роджеро и Фабио Компарато.
Старт основной гонки Гран-При города Шарья сразу же ознаменовался двумя инцидентами: после разрешающего сигнала скутер Гвидо Капеллини остался на стартовом понтоне, а через несколько секунд скутер Компарато был зажат на середине стартовой прямой слева скутером Роджеро и справа — скутером Дессертена. По всей видимости, пытаясь уйти от столкновения, Компарато наехал правым спонсоном на корму скутера француза — а в этой части стартовой прямой скорость уже была за 150 км/ч. Оба скутера взлетели в воздух, но аварийная ситуация, к счастью, закончилась вполне благополучно. Судейская коллегия приняла решение о повторении старта, но теперь сенсационную ситуацию создал чемпион мира — Капеллини на первом же круге необъяснимо теряет ориентировку на трассе и в поисках нужной траектории... выходит в атаку на скутер своего напарника Роджеро...
После этой гонки число претендентов на две оставшиеся медали уменьшилось до четырех.
Возможно, они решили бы свой спор в нормальной спортивной борьбе, но в дело на 11-м круге вмешался трагический случай. Дессертен догонял по внутренней траектории итальянца Винченцо Полли, отстающего на круг Следом на большой скорости шел швед Яри Хонкала, и траектория его движения проходила между скутерами Дессертена и Полли. Перед поворотом скутер Яри пересек кильватерный след Филиппа и на этой волне подлетел в воздух, становясь абсолютно неуправляемым снарядом. Пролетев несколько метров, скутер шведа врезался в корпус итальянца. К несчастью, эта авария закончилась трагически — Винченцо Полли погиб.
Винченцо Полли родился в Милане в 1965 г. В 1989 г уже принимал участие в гонках катеров I класса Оффшор, с которыми у него связаны определенные успехи — с разными партнерами он выиграл пять Гран-При. В "Формуле 1" его успехи были гораздо скромнее — в этом сезоне он дважды занимал восьмое место.
Итак, чемпионом мира был провозглашен Гвидо Капеллини, серебряным призером стал Лайт Фараон (70 очков; 1 победа, 3 вторых места), бронзовым — Массимо Роджеро (73.5 очка; 2 победы, 1 третье место). В командном зачете впереди "Zepter".