Розыгрыш 31-го по счету Кубка Америки, прошедший с 15 февраля по 2 марта 2003 г. в заливе Хаураки вблизи города Окленд, иначе как разгромом новозеландской команды назвать сложно. "Киви", выигравшие знаменитый приз в 1995 г. и удержавшие его в 2000 г., казались сильными, как никогда. Успехи новозеландцев в парусном спорте заставили многих наблюдателей предположить, что отобрать у них Кубок станет не проще, чем в свое время у его бессменных обладателей — американцев.
±
Все началось с того, что хозяева синдиката поставили руководителей новозеландской команды — Рассела Коутса и Бреда Баттерворта (победителей розыгрышей Кубка 1995 и 2000 гг.) — в заведомо неприемлемые для них условия. В этой ситуации в мае 2000 г. "звездная" команда распалась, а ее бывшие руководители заключили контракт со швейцарским синдикатом "Alinghi". Подобное развитие событий негативно сказалось и на проектировании новой лодки для "Team New Zealand" (конструктор прежних победных яхт Лори Дэвидсон тоже покинул команду), и на подборе экипажа, который в итоге возглавил ученик Рассела Коутса — Дин Баркер.
Руководимая маститыми гонщиками "Alinghi" довольно легко выиграла борьбу за выход в Кубок Америки (см. "КиЯ" №184), после этой победы ее экипаж чувствовал себя, что называется, "на подъеме". На стороне швейцарцев были опыт их капитана и хорошо обкатанная яхта — SUI-64 спустили на воду больше года назад. За новозеландцев играли родные стены и зрители, а их "боевая" яхта NZL-82, хоть и вступила в строй всего четыре месяца назад, на тренировках показывала впечатляющую скорость. Однако сразу же после старта первой гонки все прогнозы на скорую победу "Team New Zealand" оказались поставлены под сомнение...
"Нам показалось, что в яхте завелись гремлины", — скажет на берегу расстроенный Дин Баркер. А что тут еще скажешь, когда через минуту после старта в корпус яхты начала поступать вода — да еще в таких количествах, что ее пришлось выливать ведрами! (По некоторым оценкам, NZL-82 набрала до 5 т воды.) Вдобавок, у самого нока обломился гик, возникли и другие неполадки. Яхта не смогла финишировать, сдав победу швейцарцам.
Во вторую гонку "киви" отправились с твердым намерением победить — и это им почти удалось. Опередив "Alinghi" на первом бакштаге, Дин Баркер не упускает лидерство буквально до последних сотен метров, на которых швейцарцы, поймав волну, в буквальном смысле вырывают победу у него из-под носа — разрыв на финише 18.5-мильной дистанции составил всего 7 секунд!
После такой пощечины в Новой Зеландии поднимается волна национальной истерии. "Предатели" — не самое худшее слово из тех, которыми награждают болельщики Коутса и Баттерворта. Свободный день перед третьей гонкой экипаж NZL-82 пытается использовать для проведения "работы над ошибками" — но все втуне, на следующий день "Alinghi" выигрывает и третью гонку, поймав удачный заход ветра практически на старте и не упуская лидерства до финиша. По количеству побед в гонках (их у него уже 12) Кубка Рассел Коутс сравнивается с Гарольдом Вандербилдтом, уступая лишь Деннису Коннеру — у того 13 побед.
Дальше начались неприятные игры оргкомитета. Гонки (в ожидании более подходящей для NZL-82 погоды) начинают откладываться изо дня в день — официально это мотивируется то "излишне сильным", то "чрезмерно слабым" ветром на дистанции. Новозеландцы получают время, так необходимое им для приведения в порядок матчасти и собственных нервов. Только через десять дней после третьей гонки судьи все же дают старт четвертой,.. которая становится кошмаром для "Team New Zealand". Пронесшийся над дистанцией крепкий шквал поднимает высокие крутые волны, в одну из которых NZL-82 буквально "втыкается" корпусом. Мачта не выдерживает сотрясения и ломается между первым и вторым рядом краспиц.
4:0 — матч-пойнт. "Alinghi" достаточно выиграть всего одну гонку. "Это расплата новозеландцев за самоуспокоенность, — сказал один из шкотовых "Alinghi" Кристиан Карчер. — Их яхта слишком много времени проводила на берегу, где на нее наводили лоск. В то время как мы тренировались по 12 часов ежедневно."
Пятая гонка вновь стала тому подтверждением. Пытаясь догнать соперника, новозеландская команда уже на втором отрезке сломала спинакер-гик. Потерянное время не отыграть — разрыв на финише составляет 45 секунд. 5:0 — сухая победа швейцарцев. Кубок Америки впервые уходит в Европу!
"Битва при Хаураки" продемонстрировала, что выигрывать гонки только на чертежной доске, за счет технических решений невозможно. Настрой команды, тяжкий труд тренировок, нахоженность яхты — вот что должно быть поставлено во главу угла каждым, кто желает стать первым. Новозеландцы забыли об этом, увлекшись самолюбованием — и получили жестокий урок национального унижения от своих же соотечественников. Унижения тем более сильного, что всем стало ясно: предыдущие два Кубка выиграла не Новая Зеландия как таковая, а команда Рассела Коутса и Бреда Баттерворта.