Нью-Йорк, майское утро 1844 года... Выкрики мальчишек-газетчиков: Создан Нью-йоркский яхт-клуб! Первый яхт-клуб в Америке!» Прохожие недоуменно разворачивают влажные листы. Яхт-клуб? Что это такое?
Парусный спорт в Новом свете зародился в начале прошлого века, намного позже, чем в Европе. Но развивался он быстро и, как показали события, очень успешно. Вслед за Нью-Йорком яхт-клубы появились в Бостоне, Бруклине, Нью-Орлеане, Сан-Франциско, а к началу XX века в США насчитывалось уже более 70 яхт-клубов.
Командором Нью-Йоркского яхт-клуба был избран богатый судовладелец и яхтсмен Джон С. Стивенс. Клуб принял свои «Правила парусных гонок», учредил в 1845 году почетный кубок для победителей в гонках и ввел правила учета времени (гандикапа). В яхт-клубе развернулась работа по конструированию и постройке яхт, предназначенных для гонок. Эта работа, проводимая на весьма высоком для того времени инженерном уровне, очень скоро дала свои плоды.
У командора Джона Стивенса возникла идея встречи с английскими яхтсменами, которая была поддержана членами клуба. Специально для этой встречи решили построить новую яхту, спроектированную с учетом новейших технических достижений. Разработка проекта была поручена известному инженеру-кораблестроителю Джорджу Стирсу. Для финансирования постройки была создана комиссия из шести человек. К этому же времени подоспело официальное приглашение членов Каусского яхт-клуба своим нью-йоркским коллегам посетить Англию.
Новую 170-тонную яхту, которой дали символическое название «Америка», спустили на воду в мае 1851 г. В этом году на Всемирную выставку в Лондоне съехались представители многих стран мира. Этим обстоятельством и воспользовались нью-йоркские яхтсмены, горевшие желанием не столько посмотреть выставку, сколько показать себя в парусных гонках с англичанами.
В июне «Америка» под командой капитана Р. Брауна и в сопровождении парохода, на котором разместились Стивенс и его группа, вышла из Нью-Йорка. Через 24 дня «Америка» прибыла в Гавр, где шхуну привели в порядок после неспокойного перехода через Атлантику. 31 июля яхта вышла из Гавра и в тот же день отдала якорь на рейде яхт-клуба в Каусе, где в это время шла подготовка яхт к гонкам на «Кубок королевы» — национальный приз, учрежденный английской королевой Викторией с целью поощрения яхтенных конструкторов и яхтсменов.
Англичане радушно встретили заокеанских гостей и, будучи совершенно уверенными в своем превосходстве, с радостью изъявили свое согласие соревноваться с ними. Для начала Стивенсу предложили испытать «Америку» в неофициальной гонке с наиболее быстроходным английским тендером «Лейврок». Стивенс и капитан яхты Браун постарались выжать из «Америки» все, что могли, и, отстав на старте на 180 метров, финишировали на четверть мили впереди «Лейврок».
Результат первой встречи несколько озадачил гостеприимных хозяев, и они уже без особого энтузиазма стали подумывать о дальнейших гонках, Поскольку условия традиционных гонок на «Кубок королевы» предусматривали участие в них только английских яхт и гонщиков, организационный комитет Каусского яхт-клуба счел необходимым учредить специальный приз. Новый приз — точная копия «Кубка королевы» — был назван «Кубком сотни гиней» и предназначен победителю международной гонки, в которой могли принять участие яхт смены всех стран. Это была типичная гонка на абсолютную скорость, так как на нее допускались яхты каких угодно размерений и с любым вооружением, а сами гонки проводились без учета времени.
Гонка на «Кубок сотни гиней» была назначена на 22 августа 1851 г. (английская пресса тех дней объясняла название кубка тем, что в него можно было насыпать ровно 100 золотых монет достоинством в одну гинею).
Дистанция гонки длиной 58 миль располагалась вокруг острова Уайт — колыбели английского парусного спорта. На гонки записалось 18 яхт водоизмещением от 47 до 392 тонн. Часть судов на старт не явилась. Фактически в гонках участвовало восемь тендеров и семь шхун, включая «Америку». Старт был предусмотрен, согласно действовавшим английским правилам, с якорей.
В 10 часов утра 22 августа прозвучал сигнал стартовой пушки. Яхты начали гонку при четырехбалльном западном ветре.
«Америке» на старте не повезло. Чересчур многочисленная команда яхты (более 20 человек вместо штатных 13) в суматохе замешкалась при съемке с якоря и стартовала позже всех, что вызвало вполне понятное ликование болельщиков-англичан. Но... уже первый буй, стоявший на банке Номансленд, «Америка» обогнула пятой, отставая по времени от первой яхты только на две минуты. А через сорок минут, когда, оставив по левому борту плавучий маяк Нэб, американцы подошли к скалам Кульвер, ближайшая яхта была от них на две мили под ветром.
У мыса Дунноз «Америку» постигла серьезная неприятность: из-за поломки утлегаря она потеряла возможность нести кливер. На устранение этой неожиданной аварии ушло 15 минут драгоценного гоночного времени. Правда, основные конкуренты — английские яхты «Аврора», «Фрик» и «Волайт» — к этому моменту отстали от «Америки» на 2—3 мили. Некоторые английские гонщики признали дальнейшую гонку бесполезной и возвратились в Каус.
Первой обогнув мыс Рокен-Энд, «Америка» легла курсом на маяк Нидельс. На этом участке дул ровный северо-западный ветер, и, превосходно лавируя, «Америка» окончательно оторвалась от своих конкурентов.
В 20.37 «Америка» с попутным ветром пересекла линию финиша, пройдя 58-мильную дистанцию за 10,5 часов.
Вторая яхта — 47-тонный тендер «Аврора» — финишировала через 18 минут после «Америки», третья — в 21.30, а четвертая — только в 01.20 следующего дня. Результаты остальных яхт уже не принимались во внимание.
Английские яхтсмены были совершенно обескуражены. Да и было от чего почесать в затылке: «Америка» победила цвет Королевской яхтенной эскадры, ее лучших ходоков, таких как «Аврора», «Аларм», «Фрик», «Арроу», победила, несмотря на то, что шла в гонку с неслаженной командой, которая управлялась с парусами явно хуже экипажей английских яхт и совершенно не знала условий плавания в районе гонок.
Через несколько дней была устроена гонка «Америки» с лучшей английской яхтой — шхуной «Титания», которая не участвовала в гонке на «Кубок сотни гиней».
Яхты должны были взять старт у маяка Нэб, обогнуть пароход «Куин», поставленный в качестве поворотного знака в двадцати милях южнее и финишировать опять у маяка Нэб. По условиям гонки яхты могли ставить и нести любые паруса. Не разрешалось только переносить внутренний балласт.
Гонке сопутствовал свежий северо-западный ветер. Несмотря на то, что на «Америке» неоднократно соскакивали с мачты усы грота-гафеля, американцы выиграли и эту гонку, оставив «Титанию» в 8 милях за кормой и опередив ее на финише на 52 минуты.
Так с «разгромным» счетом закончилась первая официальная встреча яхтсменов США и «Королевы морей». Уязвленная Британия кипела.
В английском парламенте был сделан специальный запрос правительству о причинах такого поражения. Негодовала пресса, осыпая оскорблениями своих незадачливых яхтсменов. Особенно усердствовал знаменитый юмористический журнал «Панч». «Продается за ненадобностью строевой лес. В неограниченном количестве доски, рейки, мачты и другое рангоутное дерево. Обращаться в Королевский яхт-клуб в Каусе» окна из многочисленных шуток, появившихся в «Панче» наряду с хлесткими карикатурами.
Американцы были настолько довольны своими успехами, что по возвращении в Нью-Йорк объявили подписку на подарок конструктору и строителю яхты Джорджу Стирсу. «Кубок сотни гиней» был подарен Стивенсом Нью-Йоркскому яхт-клубу. В 1857 году яхт-клуб переименовал его в «Кубок Америки» и сделал переходящим призом для участников межконтинентальных гонок.