В начале этого года французский журнал «Бато» опубликовал письмо, адресованное его издателю Пьеру Лава известным яхтсменом-мореплавателем Бернаром Муатисье:
«Мой дорогой Лава!
Я предполагаю совершить кругосветное плавание с Запада на Восток вокруг трех мысов (Доброй Надежды, Лузина и Горн) без единого захода. На это, по моим расчетам, должно уйти около 8 месяцев, которые я проведу в море, рассчитывая только на самого себя. Выход намечен на август этого года. Я рассчитываю оказаться у мыса Доброй Надежды в октябре, когда здесь начинается весна. Бог даст, летом 1969 г. «Джошуа» вновь бросит якорь в водах Франции.
Я предпринимаю это плавание не ради сенсации. Мне просто хочется уяснить, каковы возможности обыкновенного человека, обыкновенного судна.
Обращаюсь теперь к основной цели моего письма. Подготовить планируемое путешествие в одиночку труднее, чем совершить его; 8-месячное плавание требует тщательного подбора всего необходимого. До сих пор я всегда рассчитывал на собственные силы (конечно, во многом мне помогали друзья, а также опыт известных яхтсменов-мореплавателей). Сейчас этим вряд ли можно ограничиться. Например, я плохо представляю, из какого материала (теплого, влагонепроницаемого) сшить одежду. Моя кинокамера вряд ли позволит сделать полноценный фильм о плавании, а он, как мне кажется, будет представлять интерес для всех моряков. Число подобных примеров можно приумножить. Мне же самому предстоит работа по подготовке самого главного — судна. Поэтому я прошу опубликовать в вашем журнале мое обращение к фирмам с просьбой помочь в подборе необходимого снаряжения. Я со своей стороны берусь составить исчерпывающий отчет о результатах его эксплуатации».
Почти одновременно с опубликованием письма Муатисье английский журнал «Етинг Мансли» поместил на своих страницах сообщение о другом смельчаке, который также готовится совершить это небывалое в истории парусного спорта плавание. Билл Кинг — фермер и яхтсмен из Ирландии, бывший подводник, по-видимому, не испытывает материальных затруднений, с которыми столкнулся его французский коллега; финансирование его плавания с самого начала взяла на себя газета «Дейли Экспресс». Специально для Кинга построена новая яхта, проект которой выполнил известный конструктор Примроз в сотрудничестве с неоднократным участником трансатлантических гонок яхтсменов-одиночек — полковником Хаслером.
Яхта Кинга — «Гелуей Блейзер II» имеет наибольшую длину 12,8 м, длину по ватерлинии 9,14 м, ширину 3 м, водоизмещение 4,5 т. В конструкции парусного вооружения сказалось влияние идей, воплощенных ранее при постройке яхты Хаслера «Джестер» (см. выпуск №1). Управление парусами, в том числе и взятие рифов, очень несложно. Для рулевого предусмотрены два поста-управления.
Корпус и палуба яхты представляют собой две монолитные конструкции из стеклопластика. Они образуют замкнутую оболочку, по форме поперечного сечения напоминающую луковицу. Гладкая палуба, под которой расположены жилое помещение и кладовые, при заливании легко освобождается от воды. Непотопляемость судна обеспечивается несколькими глухими переборками. Даже в случае полного опрокидывания яхта вернется в нормальное положение, лишившись, разве что, мачт! С учетом этого на палубе предусмотрена треногая опора для установки запасной мачты.
Муатисье вышел в плавание на своей старой «обыкновенной» яхте. Еще в 1964—1967 гг. он прошел на ней вдвоем с женой вокруг света по маршруту Гибралтар — Панамский канал — Тихий океан — Индийский океан — Мыс Доброй Надежды — Гибралтар — Марсель. Готовясь к новому походу, французский мореплаватель сделал, однако, все возможное, чтобы повысить надежность яхты, исключить или свести к минимуму вероятность аварий, каждая из которых, даже незначительная, грозит в лучшем случае нарушить график плавания, а это сопряжено с другими осложнениями.
Свой маршрут Муатисье проложил по пути торговых парусников прошлого века, но, в отличие от Чичестера, который, как известно, тоже ориентировался на «шерстяную дорогу», он намеревается обогнуть Австралию с юга. Целесообразность этого пути достаточно ясно видна из карты: постоянные ветры, дующие на 40-й параллели с запада на восток, должны обеспечить яхте наиболее благоприятный курс и хорошую скорость. Выбирая срок выхода, Муатисье исходил из того, что плавать в южных широтах выгоднее в декабре — январе. В это время здесь не только теплее, но и сравнительно реже бывают штормы.
К сожалению, трасса плавания на этом участке простирается на целые 15000 миль, так что рассчитывать проскочить его в лучший сезон не приходится. Муатисье ничего не оставалось, как сдвинуть сроки прохождения Мыса Доброй Надежды на октябрь, а мыса Горн — на февраль. Мыс Лувин на юге Австралии, являющийся средней точкой этого участка, яхта пройдет в декабре.
Особое внимание при подготовке яхты Муатисье обратил на совершенствование вооружения. «Джошуа» несет сравнительно умеренную парусность — 45 м2 при длине яхты 11 м.
«При размещении парусов на двух мачтах, — пишет Муатисье, — управлять ими один человек может без труда. Сложнее выполнить их ремонт. На парусах из тергаля перетирание швов о ванты станозится бедствием, а чинить их вручную приходится, пользуясь обычной иглой, так как трехгранная парусная игла рвет ткань вместо того чтобы раздвигать ее волокна. Кроме того, тергаль в ряде случаев теряет эластичность, становится жестким, как бумага, и при сминании перерезает нити шва. При заполаскивании паруса из любой ткани рвутся швы по свободной шкаторине. Нужно опасаться разрывов по линии риф-бантов, в шкотовых углах».
Перед выходом в плавание Муа-тисье усилил опасные места на парусах, как это показано на рисунке. Накладки пришиты по линии возможного соприкосновения грота с вантами, а также в местах соединения полотнищ у свободной шкаторины. Накладки на шкаторине заложены с одной стороны на большую ширину, чтобы разнести швы и получить постепенное уменьшение толщины паруса в этом месте. Люверсы прошиты стежками разной длины, что позволяет уменьшить концентрацию опасных напряжений и включить в работу больший участок ткани.
Для того чтобы иметь уверенность, что парус может быть сброшен и поставлен без задержки, Муатисье считает целесообразным смазывать погоны на мачте и гике техническим вазелином. Важное значение он придает конструкции ползунов. На эскизе «а» видно, что ползун будет при спуске и подъеме скользить по погону прямо, так как точка приложения силы в обоих случаях располагается спереди. Ползун, крепящийся к шкаторине через одно узкое отверстие, неминуемо будет перекашиваться. Два-три десятка перекосившихся ползунов могут сделать спуск и подъем паруса непосильной работой для одного человека.
Какие ставить фалы: стальные или синтетические? Муатисье считает, что нужны и те, и другие. На «Джошуа» все фалы дублированы, причем в качестве рабочих использованы синтетические, а в качестве аварийных — стальные.
«Из-за того что в предыдущем плавании грота-фал не имел аварийного дубля, — пишет Муатисье, — мне четырежды пришлось подниматься на мачту». Сколь ни опасна эта операция в одиночном плавании, но возможность ее, тем не менее, не может быть исключена. С этой целью на грот-мачте «Джошуа» укреплены специальные скобы, а у топа поставлена дополнительная краспица, на которой можно сидеть, работая наверху. В тихую погоду Муатисье собирается использовать это место для кино- и фотосъемок.
Рассказ о плавании французского и английского яхтсменов-одиночек будет продолжен в следующих номерах.