Для России, конечно, нет принципиального значения, как называется кругосветка, в которой ее сыновья участвовали единственный раз (помните "Фазиси"?). Однако целое поколение яхтсменов, выросшее на удивительных примерах "Уитбреда", с некоторым сожалением воспринимает сообщение о передаче кругосветки из рук предыдущих "владельцев" в распоряжение компании "Вольво".
Двадцать пять лет знаменитая кругосветка была связана с именем манчестерской компании пивоваров "Whitbread". В последних гонках ее участие в финансировании было уже почти условным, но все равно славное историческое имя воспринималось как память об истоках соревнования. Здоровый английский консерватизм победно шествовал по морям вокруг земного шара. Завершившаяся в мае нынешнего года гонка, с позиции рекламы, носила как бы переходный характер. Называлась она "Whitbread Round The World Race 1 or the Volvo Trophy", и призы за лучшие результаты на промежуточных этапах в отдельных гонках вручали уже от имени "Вольво". В общем-то разницы не было никакой: "Вольво Трофи" или "Хайникен Трофи", как это было в предыдущий раз, когда кругосветку финансово поддержали голландцы. Название регаты сохранялось. Теперь же происходит принципиальная смена названия. Молодежь, входящая в мир океанских плаваний в начале следующего тысячелетия, может забыть историю всемирно известной гонки. Уже через двадцать лет вряд ли кто-то вспомнит ее прежнее название.
Для рекламы "Вольво" сегодня, кругосветка, конечно, приобретение убойное. Но уже в ближайшем будущем способное отпугнуть потенциальных спонсоров. Об этом говорят менеджеры многих команд-участниц. Например, шеф компании "EF Education", Бертил Хальт, высказывается так: "Присвоение гонке имени новой компании-спонсора неминуемо повлечет за собой разрушение сложившейся системы финансовой поддержки синдикатов и всей регаты. Кто бы, например, согласился спонсировать Кубок Америки, если бы он назывался "Кубком Кодак?".
И вечный бой...
Еще за год до старта перспективы проведения очередной, седьмой по счету, "Уитбред 97/98" казались туманными. Параллельно Пьер Фелман вовсю раскручивал новый кругосветный проект "Grand Mistral" (см. "КиЯ" №159 и №160). После некоторого простоя зимой 1996/97 года, вызванного финансовыми проблемами, в деле наметился прорыв: нашелся финансист, поддержавший заглохшее было строительство яхт-монотипов для новой, непонятной пока миру гонки — Международный Люксембургский Банк (BIL). Но к этому моменту богатый рекламными возможностями рынок глобальных парусных соревнований попал в круг интересов шведского телекоммуникационного гиганта — компании "Эрикссон", которая и положила глаз на детище Фелмана. Было официально объявлено об изменении и концепции, и названия кругосветки: 1 января 1998 г. должна была стартовать полноэкипажная кругосветная гонка нон-стоп (!) "ERICSSON 100". Главной задачей соревнующихся ставилось преодоление 100-дневного барьера прохождения вокруг света, который до сих пор неподвластен однокорпусным парусным судам, какими бы маршрутами они ни шли. Ситуация накалилась до предела. Выходило, что одновременно в океане могли оказаться участники двух кругосветных регат. С точки зрения рекламы, паблисити и спонсорства подобное совпадение в современном мире исключено. Было ясно, что место под солнцем есть только для одной из гонок.
Победить в схватке мог тот, кто, справившись с технической частью — строительством яхт, привлек бы на свою сторону большее число известных шкиперов, смог бы наилучшим образом повлиять на мнение представителей СМИ и мировой парусной общественности. Развернулась тонкая закулисная борьба, в которой обеим сторонам порой удавались красивые комбинации. Профессиональные журналы новую кругосветку анонсировали, но сказать, что планируемая "Эрикссон 100" вызвала повышенный интерес в средствах массовой информации, также было бы преувеличением. Однако и в отношении "Уитбред" все высказывались осторожно: выжидали.
Тем временем основным объектом борьбы стали шкиперы, и главным образом новозеландцы. После оглушительных побед в предыдущей кругосветке и Кубке Америки кошельки потенциальных инвесторов с острова Киви оказались пустыми, тем более что приоритетным направлением новозеландцы, похоже, избрали подготовку к очередному Кубку Америки зимой 1999/2000 года в Окленде. Все деньги направляются туда. Понятно, что практически все именитые гонщики Новой Зеландии, оставшись без проектов, стали посматривать на Запад. Крис Диксон отправился на родину, в Штаты, и через какое-то время мир узнал о самом странном альянсе, какой мог вообще возникнуть между яхтсменами: новозеландец объявил о своем участии в "Whitbread" совместно с легендарным "звездно-полосатым" Деннисом Коннером. А ведь все знали, что эти двое на дух друг друга не переносят и ведут себя корректно лишь в пределах, строго оговоренных новыми "Правилами парусных гонок" (Коннера в свое время заманивали пойти во "французскую" кругосветку, затеваемую Фелманом, но тот всем неожиданностям нового предпочел предсказуемость старого). Питер Блейк последнее время все чаще выступает не как гонщик, а как менеджер парусных проектов. Поэтому оставались только двое "невостребованных" новозеландцев — опытнейший кругосветчик с высочайшим мировым рейтингом рыжий и угрюмый Грант Далтон и бывалый океанский рэйнджер Росс Филд. Далтон чуть было не попал в сети Пьера Фелмана. когда вместе с русскими (С. Бородинов) и шведами (Л. Ингвалл) "крутил" европейский осенний цикл гонок на монотипе "Гран Мистраль". Но что-то подсказало ему искать счастье не в гонках макси-яхт, а в споре "60-футовиков", и Далтон подписал договор с "Мерит Кап" на участие в "Уитбред" под флагом Монако.
Весной 1997, когда "Эрикссон" официально заявила о своих видах на "Гран Мистраль", все еще нельзя было сказать, состоится ли Уитбред. Заявок на участие было подано множество, но подтвержденными из них были единицы. К тому же в начале марта на верфях не было спущено еще ни одной новой лодки! Было о чем призадуматься. В ситуации, когда никаких конкретных предложений не поступало. Росс Филд, как и его земляк за год до этого, дал согласие выступать в гонках летнего сезона на одной из "макси" Фелмана. Спланировали проведение многоэтапного чемпионата мира, куда вошли гонки "Вокруг Европы", "Готланд Рунд", "Кубок Больших Яхт", "Чзннел Рейс", "Каус Уик" и "Фастнет рейс". Когда же стало ясно, что некоторые синдикаты все же успевают спустить и вооружить лодки для "Уитбред" появилась уникальная возможность наблюдать в деле одновременно "60-Футовики" и 80-футовые "макси". На одной чаше весов (у Фелмана) были команды Л. Ингвалла, С. Бородинова, Р. Филда (интернациональная), швейцарца Р. Зои и, наконец (последнее удачное "приобретение"), знаменитого голландского специалиста по матч-рейсам Роя Хейнера (конечно, при этом и Хейнер, и Филд держали в голове возможность последующего перехода в синдикаты, создаваемые "под "Уитбред"). С другой стороны им противостояли ухе готовые команды из Швеции — "EF Language" и "EF Education" и Голландии — "BrunelSunergy". Лишь на Фастнетской гонке — в этом квалификационном бою новых "уитбредовских" яхт — появились, наконец, все "боевые" лодки, стартовавшие затем в кругосветной гонке за призы компании "Volvo".
На старт!
Итог "холодной войны" известен: под натиском "Вольво" не устоял никто. Сразу после "Фастнет-рейс" было объявлено о том, что Росс Филд подписал контракт с американским синдикатом "America's Challenge" (название можно перевести как "Вызов Америки"). Рой Хейнер "продержался" дольше и зимой возглавил голландскую команду "BrunelSunergy" после ее неудачного выступления на первых этапах.
Десять команд вышли на старт под флагами шести стран.
От американцев кроме лодки Филда в гонку пошли еще две — "Chessie Racing", у руля которой встал Джордж Коллинз (новичок "Уитбреда"), и "Toshiba", возглавляемая уже упоминавшейся парой Коннер-Диксон, для каждого из которых эта кругосветка стала второй в жизни.
Еще три команды выставила Швеция. Синдикат "ЕР (English First — Образовательный языковой концерн) подготовил две лодки - "EF Language" и "EF Education". На первой из них экипаж возглавил известнейший американский шкипер (который, тем не менее до этого в кругосветки не ходил) — Пол Кайар. На второй, укомплектованной женским экипажем, командовала француженка Кристин Жилу. Команда Гуннара Кранца (шкипер) и Роджера Нильсона (навигатор), спонсируемая компанией "Swedish Match", пошла на одноименной лодке (яхта ушла в гонку с маленьким "приветом" от "Russian Team" на срезе транца — зарубкой глубиной в палец, оставленной русскими в сутолоке гавани "Северо-Западного яхт-клуба" о Плимуте). Гумнар Кранц имел богатый опыт участия в гонках "Уитбред": в 1989/90 г. он шел вахтенным на "The Card", а затем в той же роли на "Токио" и на "Интрум Юстиции".
Северные соседи шведов — норвежцы участвовали синдикатом, главную роль в котором играл флагман норвежской судостроительной промышленности — судоверфь "Квернер". Яхту "Innovation Kvaerner" ("Инновации Квернера") повел Кнут Фростад, который однажды уже ходил в "Уитбред" в качестве бакового и настройщика парусов на борту все той же "Интрум Юстиции" (он известен и как олимпийский гонщик, заслуживший славу высокими результатами в классе "ЛГ").
Континентальную Европу поддержал и Грант Далтон, который, как мы уже сказали, возглавил экипаж яхты "Мерит Кап" из Монако, впрочем, больше чем на половину состоявший из новозеландских яхтсменов.
Наконец, под девизом "Плавание за Британию" отправились в гонку англичане. У штурвала "Silk Cut" ("Отрез шелка") встал прославленный шкипер Лари Смит (За его плечами три "Уитбреда", два из которых он прошел в качестве шкипера, причем последний раз — опять же на "Интрум Юстиции", послужившей своего рода "кузницей кадров" для целой плеяды именитых яхтсменов). К слову, в пару к себе Смит пригласил на лодку самого молодого в истории кругосветок "Уитбред" навигатора Стива Хейлеса (в 1993 г. двадцатилетним он ходил в гонку на борту "Dolphin & Youth").
Новое в "Уитбред"
Идея традиционной кругосветной гонки не закостенела, не умирает. Организаторы каждый раз привносят в соревнования элемент новизны, порой радикально меняя их условия. В гонке 1993/ 94 такой переменой стало введение 60-футового класса яхт. Теперь же "60-футовиков" узаконили как единственных участников, исключив из стартовой обоймы макси-яхты. В результате напряженной борьбы между "WRTWR" и Ассоциацией Макси Яхт ("OMYA") флот участников по сравнению с предыдущей гонкой сократился: на старт вышли только десять "60-футовиков", в то время как в сентябре 1993 г. мы видели еще и 5 макси-яхт.
Но не только это значительно отличало нынешний "Уитбред" от предыдущих.
Даже беглый поэтапный анализ предыдущей кругосветки показывает, что лидирующее положение команды в итоговой таблице зависит не только от высоких мест на промежуточных этапах, но и от отсутствия промахов. Велико значение случайностей. Поясним. Победитель кругосветной гонки ‘Whitbread 93/94" 60-футовая "Ямаха" заняла итоговое первое место, лишь единожды выиграв этап. Победившая на двух этапах, но менее стабильная на остальных "Интрум Юстиция" расположилась на второй строке. А вот "Токио" — бесспорный победитель 3-х этапов и пришедшая второй еще на двух — в итоге оказалась лишь пятой. Годы труда, миллионы долларов и 14-часовой отрыв от всего флота в одночасье превратились в ничто, когда на пятом этапе была сломана мачта. Потерять все за один этап до финиша — справедливо ли это?
История "Уитбред" показывает, что практически в каждой из гонок были как счастливчики-середнячки, которым по-хорошему везло, так и признанные фавориты, которые спотыкались, казалось бы. на ровном месте. Эти и другие размышления подвигли разработчиков кругосветного проекта на введение иной, более справедливой и более спортивной, нежели линейная, системы зачета.
В гонке 97/98 была опробована новая система, призванная свести к минимуму влияние случайностей на общий исход состязания. На первый взгляд кажущаяся громоздкой, схема по существу является поощряющим идущие впереди лодки методом учета особенностей. отличающих девять разных этапов. На каждый этап вводится свой коэффициент (LSC — leg score coefficient), определенный в диапазоне от 13 — за длинный переход Окленд — Сан-Себастьян (6.670 миль) до 10 — за "короткие" гонки, такие, как, например, Фримантл — Сидней (2.250 миль). По прохождении этапа каждая яхта получает некоторое количество очков, рассчитанное как произведение коэффициента LSC и числа участников гонки Е за минусом того количества яхт, что пришли впереди. Кроме того, первой, второй и третьей яхтам прибавляют 5, 2 и 1 очко соответственно.
Формула выглядит следующим образом:
- за 1-е место: (Е х LSC) + 5;
- за 2-е место: ((Е-1) х LSC) + 2;
- за 3-е место: ((Е-2) х LSC) + 1;
- за 4-е место: (Е-3) х LSC и т.д.
Победителем кругосветки считается яхта, набравшая на этапах наибольшее суммарное число очков.
"Данная система зачета оставляет любой яхте право на ошибку, позволяя, в принципе, рассчитывать на общий успех даже в случае какой-то отдельной неудачи, — объяснял смысл новшества директор гонки Майкл Вудс. — С другой стороны, она дает преимущество фактическим лидерам и при этом держит в напряжении всех гонщиков до самого финиша кругосветки".
Гоночный комитет развил существующую ныне систему подсчета очков, принятую в Океанских гонках, проводимых RORC. упростив ее и сделав более доступной и наглядной для неспециалистов. Забегая вперед, отметим, что, по мнению самих шкиперов и большинства менеджеров команд, опробованная на "Уитбред 97/98" система зачета полностью оправдала себя.
Помимо основных призов за три первых места о кругосветке отдельные награды трем лучшим экипажам вручались на каждом из промежуточных этапов. На всех этапах фиксировался наибольший путь, пройденный каждой яхтой за любые 24 часа.
И сам маршрут гонки, как вы уже. наверное, заметили, подвергся изменениям, правда, несущественным. Некоторое увеличение числа заходов обусловлено, конечно, не просьбами профессиональных яхтсменов об облегчении их участи, а интересами спонсоров команд и, в первую очередь, главного спонсора — компании ‘'Вольво" — на Американском континенте и в Океании. В итоге счастливыми очевидцами величайшего в парусном мире события смогли стать жители девяти приморских городов на пяти континентах.
Нельзя не отметить здесь беспрецедентную по своим масштабам рекламно-информационную кампанию, которую развернули организаторы кругосветки по всему миру. Помимо обычных репортажей по каналам спортивного телевидения и новостей, которые наблюдали миллионы телезрителей, полная информация, включая видеоряд, регулярно поступала по электронной почте в сеть Интернет прямо с яхт-участниц. Это позволяло следить буквально за ежечасными изменениями на дистанции, наблюдать за событиями, происходящими на борту каждой из яхт.
Современный 60-футовик
Сегодня, когда среди участников кругосветной гонки "Уитбред'' не осталось иных лодок, кроме "W60", вполне уместно напомнить, что же это за класс, и каким образом он появился на свет.
Правила постройки и обмера яхт Whitbread Offshore Rule для кругосветной гонки были созданы в начале 90-х годов как выход из обозначившегося было тупика, в который зашли соревнования "под руководством" действовавших тогда правил IOR. Действительно, кругосветка 89/90 показала, что. если придерживаться старых правил, целесообразно строить лишь макси-яхты, ведь фактическая разница во времени прохождения дистанции между ними и яхтами меньших размеров составляла на финише месяц — полтора! В столь заметной разнице в скоростях таился еще один неприятный фактор: в Южном океане все-таки лучше идти покучнее, чтобы иметь возможность помочь друг другу в критической ситуации. Кроме того, неизменно более быстрыми оказывались макси-яхты, вооруженные не шлюпом, а кечем. Это в конце концов привело бы к тому, что в кругосветке принимали бы участие только двухмачтовики — иначе просто бессмысленно было рассчитывать на высокий результат! Здесь следует напомнить, что строительство макси-яхты, да еще двухмачтовой — дело дорогостоящее, вываливающееся за рамки бюджетов абсолютного большинства команд. соревновавшихся в то время. Создание целевого класса яхт. меньших по размеру и более дешевых в производстве, казалось вполне оправданным решением.
Во время стоянки в Форт-Лаудердейл участники гонки "WRTWR 89/90" выбрали 16 конструкторов, которым предстояло открыть новую страницу в проектировании океанских гоночных яхт. В июне 1990 г. "народные избранники" собрались в Англии для того, чтобы решить поставленную перед ними задачу, и в трехдневный срок выработали основные положения, опираясь на которые небольшая группа британских конструкторов впоследствии и составила новые правила для "W60". В январе 1992 г. на основе этих правил были построены "60-футовики" для кругосветки 93/94.
Вместо сложной обмерной формулы, которая допускала возможность неограниченного увеличения какого-либо размерения за счет адекватного уменьшения одной или сразу нескольких других измеряемых величин, были записаны граничные правила, устанавливающие набор минимальных и максимальных размеров, площадей и весов. Такая постановка задачи определила "ограниченный класс яхт", очень похожих, но обладающих небольшими различиями правила все-таки дают возможность совершенствовать соотношение величин и обводы, оставляя конструкторам, парусным мастерам и самим яхтсменам некоторое пространство для творчества.
По окончании кругосветки 93/94 специальной комиссией, в состав которой вошли конструкторы и участники гонки.были внимательно проанализированы все недостатки конструкций "60-футовиков". проявившиеся во время испытаний океаном. Результатом стали внесенные в действовавшие правила изменения, которые выражались в основном в упрощении некоторых конструкций и усилении отдельных узлов. Самым значительным событием стала отмена ограничений удельного веса материала для шитья спинакеров и дрифтеров. Эти ограничения были причиной многочисленных разрывов, вызванных недостаточной прочностью шкаторин и углов. Отмена ограничений по весу для дрифтеров, позволяющая создавать более прочные паруса, дает существенное увеличение лавировочных возможностей для яхт в легкие и средние ветра.
В настоящее время парусный гардероб яхты класса "W60" выглядит следующим образом. Во время гонки может быть использовано всего 38 парусов, не считая штормовых стакселей и триселей. При этом каждая яхта может иметь 2 грота, 8 передних парусов (включая 2 лавировочных) и 7 спинакеров. Кстати в состоявшейся "Уитбред" наибольшей популярностью пользовались паруса компании "North Sails".
Добавим, что все мачты для кругосветки были изготовлены на двух фирмах: новозеландской "Southern Spars" и английской "Formula Spars".
Допуская, что современный "60-футовик" построить и вооружить легче, чем макси-яхту, мы, тем не менее, отметим существенную дороговизну проекта участия профессионального экипажа на новой гоночной лодке в кругосветной регате. Судите сами: как минимум 6 млн. долл. необходимо вложить, чтобы только обозначить себя на старте: в среднем же участие в гонке обходится в 10 млн., где строительство лодки — минимум 2 млн. И это только начало! 10 тыс. долл. придется тратить каждую неделю на то, чтобы просто содержать яхту, экипаж, да еще и техническую команду в каждом порту захода!
Кстати, за победу экипаж получает только "дрожь в руках и приз" - и это все. что нужно для славы.
Что можно добавить к уже сказанному? Большинство проектов. как и для предыдущей кругосветки, подготовило дизайнерское бюро Брюса Фарра — теперь оно выдало чертежи яхт для восьми (абсолютный рекорд!) синдикатов. "Своим путем" пошли лишь голландцы, для которых постаралась группа Юдел/Вролейк, и американцы из синдиката "America's Challenge", пригласившие для проектирования своей лодки Алана Эндрюса. Все десять яхт похожи друг на друга, как братья-близнецы, которых перед карнавалом раскрасили разными красками. Практически и гидродинамика "невидимой", подводной части у всех корпусов одинакова, хотя именно здесь и скрываются нюансы: применены разные профили и формы килей, по-разному решены и окончания узких плавников: кому-то больше понравилось L-образное, кому-то Т-образное соединение с бульбом. Немного разнообразия конструкторы предложили и в оборудовании палубы.С функциональной точки зрения все элементы палубного оборудования практически одинаковы на каждой из яхт-участниц. Некоторые различия заметны в компоновке Так, например, на яхтах шведского синдиката "ЕФ" погоны стаксель-шкотов традиционным образом располагаются по два (внутренний и внешний) на каждом борту, а на "Свидиш Мэтч" и "Инновейшн Квернер" погоны установлены поперек палубы. На яхтах варьируется положение лебедок — барабанов и "кофейных мельниц", причем "мельниц", как правило, две, но вот на "Тошибе", например — только одна. Одним словом, различаются детали, которые зависят скорее от привычек, способностей и физических возможностей каждого отдельного экипажа. Поставщиками палубного оборудования для яхт-участниц стали три всемирно известные компании — "Lewmar", "Harken" и "Fredertcksen".
Так чем же новый "60-Футовик" отличается от "старого"? Лодка стала надежней — больше спасательного оборудования, больше средств связи, установлено новейшее палубное оборудование. Кроме того, существенный прогресс произошел в технологии изготовления корпусов, их прочности уделено повышенное внимание, паруса также теперь "шьют" по-новому и из других материалов. Что-то едва уловимое изменил Фарр и в гидродинамике — в итоге средняя скорость в гонке увеличилась на два узла.
Основные моменты гонки
Старт 21 сентября 1997 года удался на славу. Десятки тысяч англичан и приехавших из-за рубежа туристов провожали в кругосветную гонку флот из десяти суперяхт, множество больших и малых судов сопровождало участников на всем протяжении пути от причальной стенки в Саутгемптоне и до крайней западной оконечности острова Уайт.
Старт гонке выстрелом из пушки дал Принц Эндрю герцог Йоркский. Яхты стартовали полным курсом под спинакерами. Стояла ясная ветреная погода. По мнению знатоков, это был самый живописный старт за всю историю кругосветок "Уитбред"! Здесь же, еще в проливе Солент, определилась и первая "жертва* гонки: голландская "Брюнель Санержи" распорола спинакер, зацепившийся за краспицу.
Как оказалось, природа подарила участникам праздник лишь на один день вся последующая неделя прошла в условиях туманов и штилей, что заставило многих дебютантов кругосветки сделать вывод о том, что погода "не соответствует прогнозам из брошюры" — оказалась намного спокойнее, чем ожидалось. Яхтсменам приходилось прилагать максимум усилий, чтобы заставить яхты двигаться.
В целом и весь первый этап можно было бы охарактеризовать как неторопливый. Штилевая экваториальная зона, слабые пассаты и умеренные западные ветра сделали гонку "состязанием навигаторов" Лучше всех с задачей справилась команда Пола Кайара. "EF Language" пришла в Кейптаун через 29 дней после старта (часы и минуты не столь важны, так как главный результат — заработанные очки). Лишь спустя 20 часов финишировала "Мерит Кап". Если бы в общий зачет шло, как раньше, чистое время, затраченное на переход, лидера было бы уже не догнать даже таким асам, как Лари Смит или Гуннар Кранц. Преимущества новой системы зачета сказались уже на первом этапе кругосветки. Через пару часов вслед за Далтоном бросили якорь норвежцы. И лишь спустя сутки пришли англичане на "Силк Кат". Четвертое место Лари Смита никого не ввело в заблуждение, ведь именно "Силк Кат" оказалась самой быстрой лодкой на тот момент, она установила рекорд суточного перехода на первом этапе — 412.7 мили. Да и сам Смит, видимо чувствуя отменные скоростные качества своей лодки, не выглядел расстроенным. Фаворит большинства авторов предварительных прогнозов — "Тошиба" пришла лишь шестой, пропустив вперед еще и "Чесси Рейсинг". Свой столь скромный результат Диксон объяснил тем, что на 4-й день гонки, заштилев вблизи.
Португальского побережья, они упустили бриз: четыре более удачливые лодки буквально улетели вперед, а "Тошиба" осталась поджидать своего случая еще 36 часов. Так или иначе, а именно этот момент послужил поводом для скандала между Диксоном и Коннером: Деннис возложил всю вину за упущенную возможность догнать лидеров на новозеландца. В Кейптауне было объявлено, что разобиженный Крис Диксон покидает борт "Тошибы". Такое решение можно объяснить только личными мотивами. Печальный исход. Вторым шкипером назначили шедшего вахтенным англичанина Пола Стэмдбриджа.
Неожиданности на этом не закончились. Америка лишилась одного из своих участников: синдикат "Америкас Челлемдж" объявил о банкротстве и выходе из гонки (нетрудно себе представить, какие ругательства обрушил на головы руководителей проекта Росс Филд, который, сделав ставку на участие в "Уитбред", в итоге оказался не у дел).
Незадача, приключившаяся на старте с "Брюнель Санержи", видимо, "сломала" голландцам всю гонку. В южноафриканский порт они пришли последними с поломанным при столкновении с китом пером руля. Одним словом, для многих результаты первого этапа стали обескураживающими.
Второй этап — прибавил сторонников системе зачетных очков. Гранд Далтон не переставал нахваливать нововведение, понимая, что, если бы в зачет шло чистое время прохождения дистанции, его четырехдневное отставание от лидеров вычеркнуло бы "Мерит Кап" из списков претендентов на призы в кругосветной гонке. А так на финише второго этапа семь яхт оставляли себе такой шанс, находясь в преодолимом диапазоне с максимальной разницей 75 очков. Лидером этапа стала "Свидиш Мэтч", возглавившая гонку уже через три часа после старта в Кейптауне и сохранившая свою позицию до самого Фримантла. Подобно шведам отыгрались за не очень-то выразительные показатели на первом этапе "Инновейшн Квернер" и "Тошиба", пришедшие к финишу соответственно второй и третьей. "Силк Кат" на этот раз не просто удивила своей стремительностью — англичане установили новый мировой рекорд 24-часового перехода для однокорпусных судов, пройдя за сутки 449.1 мили. При этом они смогли на протяжении 60 часов поддерживать среднюю скорость 17.33 узла, что позволило им пройти за это время 1040.3 мили — впечатляющее достижение! Напомню, что тем самым "Силк Кат" на 15 миль "переехала" предыдущего суточного рекордсмена — "Тошибу". Лари Смит сгоряча даже предположил, что на каком-либо из этапов они смогут пройти и 480 миль! Ну-ну...
Еще один барьер пал в этой гонке: "Свидиш Мэтч" установила новый рекорд средней скорости на этапе "Уитбред" — 13 узлов (в предыдущей гонке этот показатель составлял чуть более 11 узлов).
В качество любопытного дополнения можно отметить, что второй этап был "ознаменован" большим числом столкновений яхт с китами, что, однако, не привело к серьезным повреждениям. Своими впечатлениями от столкновения поделился Кнут Фростад: "Я был внизу, когда это случилось. Лодка ловит волну довольно тяжело, так что к ударам о корпус привыкаешь, но на этот раз звук и ощущение были иными: как будто яхта наехала на песчаную мель или столкнулись машины - громкий глухой удар и вслед за этим такой звук, будто рвут кевлар...".
Очередная неудача "Брюнель Санержи" оказалась достаточным поводом для смены шкипера Рой Хейнер, о котором шла речь выше, принял командование на третьем этапе. Здесь же на борт голландской яхты поднялся еще один замечательный гонщик — помощник Пьера Фелмана во многих его океанских гонках швейцарец Жеральд Рожи. Предстояла не самая длинная гонка не по самым сильным ветрам. К огорчению голландцев, и третий этап они завершили лишь предпоследними. Правда, следует оговориться — яхта из страны тюльпанов пересекла финишную линию всего через 50 минут после финиша победителя гонки — "ЕФ Лэнгвидж". Очередной фантастический момент кругосветки: впервые за всю 25-летнюю историю "Уитбред" все участники финишировали в течение одного часа сорока минут!
Первый раз "выстрелила" "Чесси Рейсинг", придя третьей после упорной схватки в гавани Сиднея со "Свидиш Мэтч" и проиграв шведам всего 53 секунды
В самом начале гонки (не прошло и суток с момента старта) с норвежской яхты поступило сообщение о повреждении мачты. Проблема была решена с помощью вертолета, который доставил на борт яхты необходимое для ремонта оборудование. На этом приключения на "Инновейшн Квернер" не закончились: ночью выпал за борт баковый Элби Пратт. Слава богу, Пратт был одет по всем правилам — в спасательном жилете, снабженном аварийным маячком. К чести экипажа, спасательные маневры заняли всего 7 минут, так что "счастливчик" не успел даже замерзнуть.
Перед стремительной короткой четвертой гонкой Сидней — Окленд на "Тошибу" прибыл Деннис Коннер. На предыдущей кругосветке Коннеру лучше всего удалась именно эта гонка на Окленд (тогда он был в ней вторым). Вот и на этот раз "Биг Бэд Деннис" смог повторить свое достижение. Но не более того. Две с половиной минуты все-таки отделили его на финише от неудержимо рвущейся к победе "Мерит Кап". Да и как мог проиграть эту гонку легендарный новозеландский шкипер, когда встречать победителей в залив вышли тысячи его земляков! Далтон сказал после финиша: "Сегодня второй великий день в моей жизни. Первый был в 1994 году, когда на "New Zealand Endeavuor" я выиграл гонку на Окленд у "Токио"’’. Финиш был незабываемым. Снова очень плотно пришли яхты — в течение 40 минут финишировали пять лодок.
В Окленде впервые появилась работа и у Международного жюри, которому пришлось разбирать протест "Тошибы" против "ЕФ Лэнгвидж". В протестовой форме шкипер Пол Стэидбридж записал: "Тошиба" протестует против "ЕФ Лэнгвидж", которая, находясь примерно 8.2 милях позади, не несла ходовые огни в ночь на 8 января, в тот момент, когда шла острая тактическая борьба между "Chessie Racing", "Merit Cup", "EF Language" и "Toshiba". "Тошиба" была введена в заблуждение из-за невозможности визуально определить положение ближайшего соперника".
После полуторачасового обсуждения жюри вынесло вердикт: "Слушание прекратить, протест отклонить. Причина: в момент инцидента "Тошиба" не предприняла достаточно внятных действий, чтобы информировать "EF Language" о подаче протеста, что является необходимым условием". Вот так.
Похоже, американцы не сделали выводы из урока, который они получили в Окленде. А вывод был прост: правила должны соблюдаться даже тогда, когда вы являетесь пострадавшей стороной. На то они и правила. На пятом этапе на "Тошибе" было принято решение запустить двигатель, "чтобы очистить винт от водорослей". В результате, когда во время обычной проверки во время стоянки в Сан-Себастьяне члены комиссии обнаружили на двигателе поврежденные пломбы, был подан протест Оргкомитета против американской яхты. Приговор — дисквалификация. Стоило биться почти месяц в Южной Атлантике, страдать от холода и жары, драться за каждую милю с ближайшими соперниками, чтобы в итоге так бесславно полупить "баранку"?! Комиссией были учтены следующие моменты: запуск двигателя не был зафиксирован в судовом журнале, об этом не сообщали в Оргкомитет до самого финиша, срыв пломб не был зафиксирован на фото- или видеопленку. Трудно понять, почему опытные яхтсмены не выполнили всех этих указаний, записанных в инструкции на их родном английском языке!
Двигатель пришлось запускать и еще двум участникам. Правда, при других обстоятельствах, "Силк Кат" и "ЕФ Эдьюкейшн" сломали мачты и, рискуя опоздать к старту очередного этапа, после захода в ближайший аргентинский порт для ремонта воспользовались моторами. В соответствии с правилами им было начислено по 26 очков.
В Аргентину пришлось зайти и измученной жаждой команде "Чесси Рейсинг": у американцев вышел из строя опреснитель и пить было совсем нечего, после ремонта агрегата они вернулись в гонку и даже успели финишировать третьими.
Победу же праздновала команда Пола Кайара — они на 3 часа опередили следовавших по пятам голландцев и существенно упрочили свою лидирующую позицию, оставив остальным яхтам возможность бороться лишь за серебро.
Самый суровый этап кругосветки был примечателен еще и тем, что всем яхтам, кроме сломавшей на 16-й день гонки мачту "ЕФ Эдьюкейшн", удалось показать результат 24-часового перехода, превышающий 400 миль. Лучшей была опять же первая лодка синдиката "ЕР", которой до установления нового рекорда протяженности суточного плавания не хватило 1.5 мили.
Грант Далтон в гонке сломал ключицу, провалившись в люк, и был вынужден на время стоянки улететь в Новую Зеландию "на ремонт".
Гонку до Форт-Лаудердейла выиграл Лари Смит, показав, что его команда знает, что такое побеждать, не имея при этом уже шансов стать даже вторыми по итогам кругосветки. Средняя скорость английской яхты — 12.9 узла — была лишь на 0.1 узла ниже рекорда, установленного "Свидиш Мэтч" на втором этапе. Хуже всех этап прошли "Брюнель Санержи" и "ЕФ Эдьюкейшн". Отчасти на то были объективные причины. Девушки не смогли восстановиться после скитания по морям и ремонта поломанной мачты на предыдущем этапе, а голландцев сразил серьезный недуг — желудочная инфекция (в результате весь экипаж на финише выглядел осунувшимся и сильно похудевшим).
Объективно круг возможных претендентов на победу в кругосветке сузился до пяти яхт. Причем первое место спокойно занимал Кайар, а вот за второе и третье боролись "Swedish Match", "Innovation Kvaerner", "Merit Cup" и "Chessie Racing".
Седьмой этап был одним из самых коротких. Коннер, который снова встал за штурвал "Тошибы", стартовал очень резво и возглавил гонку. Можно было ожидать, что уж в территориальных водах своей родной страны он постарается не ударить в грязь лицом. Однако стартовая прыть не сказалась на итоговом результате: на финише "Тошиба" была лишь седьмой, всего на 10 секунд (!) обойдя вторую американскую яхту. От лидера же ее отделяли 2,5 часа. Победителем этапа стала "Брюнель Санержи", которая проложила свой маршрут существенно восточнее движения основного флота — вне Гольфстрима, и это принесло ей удачу. На протяжении всего этапа острую борьбу между собой вели "Свидиш Мэтч" и "ЕФ Лэнгвидж". Этот "шведский матч-рейс" закончился в пользу Гуннара Кранца, который занял второе место, опередив Кайара на ... 30 секунд.
Из примечательных моментов отметим очередное "попадание" "Тошибы" под протест. На этот раз Деннис Коннер в первую же ночь гонки на левом галсе перешел дорогу девушкам с "EF", идущим правым галсом. Протест был удовлетворен: "Тошибу" в наказание сместили на две позиции вниз — на самое дно турнирной таблицы.
Следует отметить, что впервые в истории "Уитбред" старт очередного этапа был дан не из того порта, в котором принимали финиш предыдущего. Восьмой этап — гонка через Атлантику — был начат предварительным совместным переходом флота "в другой яхт-клуб" — из Балтимора в Аннаполис. Перед стартом на помощь к женскому экипажу прилетела легендарная француженка Изабель Отисье (в сентябре 1998 г. она стартовала в очередной гонке "Around Alone").
Победила в двухнедельной гонке до Ла-Рошели "Тошиба": то ли разозлились ребята на себя, на судьбу и на судей, то ли просто время пришло. У ближайшего соперника — "Силк Кат" они выиграли 10 минут. Американцы с "Чесси Рейсииг" пришли третьими. К неописуемой радости женской половины синдиката "EF", их яхта ошвартовалась во французском порту четвертой; для них это была победа! Особенно радовались девушки тому, что смогли обойти в гонке Гранта Далтона, который, комментируя возможные успехи женского экипажа, грозился публично проткнуть себя штурманским циркулем, если только "Эдьюкейшн" опередит его "Мерит Кап".
Девушки обогнали яхту из Монако на 40 минут, но Далтон не только не зарезался, но и пребывал о неплохом расположении духа. Герой предыдущей гонки Рой Хейнер на этот раз пришел последним, отстав от норвежцев на 1 минуту. Перед ними финишировала шведская пара — "Свидиш Мэтч" и "ЕФ Лэнгвидж".
Шестое место в этой гонке означало, что для общей победы в кругосветке на последнем этапе Кайару достаточно просто финишировать, однако шкипер не собирался превращать оставшуюся гонку в спокойный круиз: "Мы постараемся красиво закончить кругосветку и показать на финишном этапе столь же высокий результат, что и на первом Первыми ушли в кругосветку — первыми придем!"
Финал
Кайар ошибся чуть-чуть — всего на 15 минут Его "ЕФ Лэнгвидж" пришла второй, сразу вслед за "Мерит Кап" Далтон победил на этой самой короткой дистанции и обеспечил себе 2-е место в кругосветной гонке. Третьими по окончательным итогам стали шведы на "Свидиш Мэтч", которые финишировали на этапе пятыми, пропустив вперед норвежцев и англичан. Возвращение Коннера на борт "Тошибы" перед стартом последнего этапа уже не принесло ничего неожиданного: 6-е место в гонке и 7-е в общем зачете. Минуту на последнем финише уступила американцам голландская "Брюнель Санержи". Лишь через полтора часа после этого подтянулся второй американский экипаж, и еще через час на привычном для них последнем месте — девушки с "EF".
Последняя историческая кругосветка под названием "Уитбред" закончилась Сразу по ее окончании, не успели еще стихнуть хлопки от вылетающих из бутылок шампанского пробок, началась кампания по подготовке к гонке 2001—2002-го года. Новые руководители гонки из компании "Вольво" объявили, что маршрут ее сохранится примерно в том же виде, что и теперь (конкретные порты захода будут объявлены в конце 1998 г.). Гонка, как и прежде, будет проходить под руководством RORC, класс яхт-участников будет переименован в Volvo Ocean 60. Организаторы добавили, что рассчитывают на участие примерно 15 команд.
Что ж, проходит век, уходят из жизни его приметы. И все же — отличная получилась гонка! И поучительная "Свежая кровь", которую внесли в борьбу шкиперы, добивавшиеся ранее успехов в матчевых гонках или соревнованиях на Кубок Америки, слилась с опытом бывалых кругосветчиков. И если при этом коса не находила на камень, как в случае неожиданного "альянса" Коннер/Диксон (а ведь предупреждали!), сочетание качеств было весьма благотворным, привело к существенному повышению соревновательного уровня кругосветки. Как напоследок выразился Далтон: "Я думаю, каждый из нас сегодня может сказать, что мы многому научились у Пола Кайара, и особенно тому напряжению сил и вниманию, с какими в наше время нужно вести борьбу в любой гонке. Единственное, что заставляет меня еще раз принять участие в кругосветке "Вольво" — это желание привнести в гонку частицу того, чему я сам уже научился и научусь в ближайшие годы, используя приобретенный здесь опыт".
Прошедшая кругосветка для лидеров длилась около 118 дней (чистого ходового времени) Какие можно прогнозировать результаты на будущее? Хочется верить, что 100-дневный рубеж будет преодолен. Надеемся предсказание Лари Смита о возможности прохождения за сутки 480 и даже 500 миль станет явью.
Введенная система зачетных очков оправдала себя в полной мере. Три победы и одно второе место на этапах обеспечили досрочную (но лишь к последней гонке!) победу Пола Кайара. Неудачи на 2-м и 8-м этапах (5-е и 6-е места соответственно) не оказали решающего влияния на результат. За свою настойчивость поощрен был Гранд Далтон, на последнем этапе вырвавший второй приз у команды "Свидиш Мэтч". Обе яхты были довольно стабильны в достижении высоких результатов: выйдя к середине гонки на вторую — третью позиции, смогли в упорной борьбе сохранить их за собой к окончанию кругосветки. Благодаря системе очков и тому, что ходовые характеристики яхт очень близки, гонка стала более спортивной, зрелищной, с непредсказуемым результатам — как раз такой, какая может понравиться даже непосвященному наблюдателю.
Организаторы обещают сделать предстоящую кругосветную гонку еще более доступной для широкого обозрения, чем сейчас. Через Интернет будет возможно следить не просто за изменениями на дистанции, но и наблюдать за всем происходящим на трассе в режиме реального времени. Более того, связь с флотилией будет интерактивной, общение — двусторонним...
Чтобы немного сгладить резкость начальных фраз, которые я употребил по отношению к новым организаторам гонки, открывая эту статью, скажу, что только благодаря поддержке концерна из Швеции — страны, где использование современной передовой техники развито, как нигде в Европе — кругосветная гонка уже смогла выйти на качественно новый уровень освещения и связи.
Пожелаем удачи всем тем. кто уже сегодня окунулся в работу, готовясь к покорению новых вершин мореплавания под эгидой "Вольво".
P.S. А что же с проектом "Ericsson 100", жива ли идея? Было бы чрезвычайно жаль, да и несправедливо потерять весь флот замечательно зарекомендовавших себя 80-футовых макси-яхт. Тем более, что именно одной из лодок этого проекта (шведской "Никоретт") принадлежал один из рекордов перехода через Атлантику.
Идея кругосветной гонки яхт-монотипов не забылась. Да и сам "Уитбред" превратился в состязание практически одинаковых лодок. Вероятно, эта прогрессивная тенденция в скором времени (через одну-две гонки) может быть оформлена и в виде правил. Во всяком случае, кое-что из того, что предлагал Пьер Фолман, планируя разнообразные варианты своей кругосветки, было взято на вооружение организаторами обновленной "Уитбред", например, увеличено число промежуточных заходов (и оно, думаю, будет расти). Может быть, когда-нибудь и "Volvo Race" задумается о гонке нон-стоп, пусть и с одним-двумя "пит-стопами" на пару часов для дозаправки?
Что касается самого Фелмана и судьбы проекта "Эрикссон", то сейчас, по окончании кругосветки и в канун Кубка Америки, задевать какие-то соревнования с многомиллионными бюджетами, на мой взгляд, просто бессмысленно. Разве что пробовать потихоньку развивать идею проведения многоэтапного Кубка мира на монотипах макси-класса, годовая программа которого включала бы в себя 15-20 соревнований, скомбинированных из длинных океанских и коротких "иншорных" гонок. Но содержание команд в такой программе, опять же, сегодня под силу не каждому. Правда, есть и положительный момент — часть яхт, которые могут быть предоставлены в аренду, уже построена и ждет своих хозяев.