Второй год подряд Международный Союз Водно-моторного спорта (UIM) проводит в России сразу два этапа Чемпионата мира в классе Формула-1. Причем один из них — в Санкт-Петербурге - имеет почетный статус Гран-При Европы. Отметим, что очень немногие страны получали возможность когда-либо провести у себя больше одной гонки. Причины такого благоволения по отношению к нашей стране могут быть разными, но факт остается фактом: по количеству проводимых турниров высшего мирового ранга Россия попала в один ряд с самой "водно-моторной" державой Европы Италией и самой богатой страной Востока — Объединенными Арабскими Эмиратами.
22 и 23 августа в Москве прошел восьмой этап Чемпионата мира 1998 года "Честерфилд Гран-При России", в гонках приняли участие 19 пилотов, в том числе два россиянина — петербуржец Андрей Берницын и москвич Виктор Кунич.
Стать свидетелями борьбы гонщиков на дистанции зрители смогли только в воскресенье. А в первый день соревнований организаторы московского этапа столкнулись с проблемой, которую в свое время решали многие их предшественники — отсутствием топлива необходимого качества. Решение нашли к вечеру субботы, поэтому и тренировки, и квалификационные заезды перенесли на второй гоночный день.
Расстановка сил накануне главного старта была весьма необычной. Три гонщика, все — бывшие чемпионы мира — Джонатан Джонс (чемпион 1990 г.), Гвидо Капеллини (1993, 94, 95, 96 гг.) и Скотт Джилман (1997 г.) — расположились на первых трех строчках турнирной таблицы, набрав 72, 69 и 67 очков соответственно, 5-очковая разница была отличным стимулом к тому, чтобы вести непримиримую борьбу не только за лидерство, но и между собой. Так в итоге и получилось.
Аргентинец Карлос Майдана и Андрей Берницын, выступающие за команду "Тексако", также были настроены весьма решительно. "Гонка проводится в России, а значит, московский этап "Формулы" для нас является домашним" — отметил Карлос накануне старта. У пилотов были и другие причины для особого старания — команду в течение всего сезона преследовали неприятности. На этапе в Санкт-Петербурге аргентинского пилота буквально протаранили на глазах у тысяч зрителей швед Горан Карлоф и англичанин Энди Эллиот. Андрей Берницын тоже не смог финишировать, прямо в гонке лишившись винта. На этом злоключения не закончились. По дороге в Англию трейлер со скутерами попал в аварию на скоростной трассе в Германии. В результате гоночные лодки получили очередную порцию повреждений. К счастью, сами члены команды не пострадали ни в одном из происшествий.
Были готовы к бескомпромиссной борьбе и гонщики команды "Честерфилд". Виктор Кунич, конечно, мечтал достойно выступить в своем городе, но искренне желал победы товарищу по команде: "Я буду болеть за Пертти. Хочется, чтобы закончилась серия неудач, которая началась в Санкт-Петербурге, когда у него отняли первую в карьере победу на этапе. Пертти — настоящий мужчина и достойно принял удар. Но я видел, как он был потрясен. Он заслуживает того, чтобы победить в Москве, как никто другой". Что ж, оставалось только наблюдать, сбудется ли прогноз Виктора.
С утра 23 августа погода испортилась, и зарядил мелкий надоедливый дождь. На квалификации пилоты получили возможность пройти только два круга, лучший из которых шел в зачет. Победил Гвидо Капеллини. который на первом же круге выжал максимум скорости из своего скутера (164.38 км/ч), его время — 32.85 сек Берницын, которому к началу заездов только-только подготовили двигатель, проходил трассу в режиме обкатки мотора, не стремясь продемонстрировать хороший результат. Все оставшееся до старта основной гонки время механики "Тексако" вновь колдовали над двигателями обоих пилотов. Все было в порядке, но на параде, тем не менее, скутер Берницына зрители увидеть не смогли. Как позже рассказал сам гонщик, он просто не успел спустить на воду свою лодку. "Все команды столпились у одного из кранов, не зная, что другой абсолютно свободен. Организаторы не смогли четко развести команды с тем, чтобы каждая была закреплена за отдельным краном и не создавалась толчея. Я был вынужден сидеть в кабине и ждать, ждать...". В результате судьи наказали российского гонщика — когда на стартовом светофоре появился зеленый сигнал, лодка Берницына оставалась недвижима у стартового плота. "Я рассчитывал, что меня накажут на 10-15 секунд" — продолжал свой рассказ Андрей, — "но время шло, а мой механик, который был на связи с судьями, все не давал отмашку зеленым флагом. Когда наконец-то появился столь долгожданный знак, я семь раз перепроверил себя, чтобы опять не произошла накладка...".
Берницын ушел со старта, имея отставание почти полтора круга от идущего первым Капеллини. На "хвосте" у итальянца прочно висели Джонатан Джонс и Пертти Леппала. У Джилмана старт не задался, и ему пришлось несколько кругов заниматься слаломом, обходя соперников по пути к лидирующей группе. Делал он это весьма аккуратно, всякий раз огибая буи по большому радиусу, выбирая спокойную воду. На прямых же участках американец не имел равных в скорости, выжимая максимум возможностей из своего 460-сильного "Меркюри". В какой-то момент Джилману удалось обойти всех, и он возглавил гонку, с каждым новым кругом наращивая преимущество. Казалось, что вопрос о победителе досрочно решен: соперники Джилмана лишь менялись местами между собой. Погоню за лидером возглавил Леппала, а Джонс и Капеллини, чуть отстав, стали "биться" за третью позицию.
Разгулявшаяся отбойная (от набережной) волна сыграла злую шутку с уверенно лидировавшим Джилманом. Двигатель его скутера работал безупречно, да и сам гонщик уж как-то очень легко и уверенно совершал круг за кругом. Большинство соперников он обогнал более чем на круг, в том числе и Карлоса Майдану. На 21-м круге, на очередном огибании лодка Карлоса вдруг совершила неожиданный прыжок на волне и на высокой скорости столкнулась со скутером Скотта Джилмана. Кевларовый катамаран американца практически не пострадал, но его рулевая тяга сломалась и, к большому разочарованию зрителей, он выбыл из борьбы. Как и Майдана, скутер которого, получив существенные повреждения, погрузился под воду, демонстрируя над поверхностью реки только часть своих спонсонов.
Вскоре после повторного старта, пытаясь достать теперь уже лидирующего Леппалу, Капеллини агрессивно атаковал Джонса на прямом участке трассы и врезавшись в него подлетел на доли секунды вверх, заставив зрителей замереть в напряженном ожидании. Все закончилось удачно для итальянского гонщика — в последний момент Капеллини, опасно сблизившийся с набережной, справился с управлением и вновь устремился на дистанцию. Его упорство позволило занять третью позицию, а вот Джонс сошел с дистанции. Изрядно потяжелевший корпус его скутера был полон воды. Столкновение с итальянцем, вполне возможно, стоило ему призового места
Победил в гонке Пертти Леппала. В Москве, похоже, закончилась полоса неудач. которая преследовала финского гонщика на предыдущих этапах Чемпионата-98. Многие считали, что нынешний сезон должен был бы стать звездным для Леппалы. И первые его гонки укрепили оптимизм поклонников финского пилота. Даже получив штрафной круг за фальстарт на первом этапе в итальянском Кальяри, Пертти был 4-м на финише. В Петербурге, как мы помним, он первым закончил дистанцию, но судейская коллегия снова засчитала ему штрафной круг — на этот раз за наезд на буй. На третьем этапе во французском Шалоне Леппала на 25-м круге шел вторым, отставая от лидера — Гвидо Капеллини — на 2 секунды. В этот момент у Пертти заглох мотор, и прошло полмимуты, прежде чем он смог продолжить гонку. В этой ситуации его седьмое место было совсем не плохим результатом. Затем сходна 36-м круге на ‘‘домашнем" этапе в Тампере, когда Пертти шел первым, опережая ближайшего преследователя на 9 секунд. Правда, пятый этап на острове Корфу принес ему второе место, и показалось, что черная полоса позади. Но потом были восьмое место в Италии и сход уже на третьем круге в венгерском Дунайвароше. Леппалу можно назвать самым невезучим гонщиком Формулы-1 не только из-за его неровного выступления в нынешнем сезоне. Дело в том, что, будучи вторым призером первенств 1996 и 1997 гг. и одной из ярчайших звезд Формулы-1, он до августовской гонки не одержал ни одной победы на этапах чемпионатов мира.
Итальянец Фабрицио Бокка пришел к финишу вслед за Леппалой, опередив Гвидо Капеллини. Капеллини стал третьим, набрав в гонке 12 очков, и с отрывом в 9 очков возглавил турнирную таблицу.
Массимо Руджиеро, хотя и был наказан на 2 круга за навал на поворотный буй, занял чистое четвертое место, а венгр Рудольф Михальдинец уже в третий раз за сезон стал пятым.
Англичанин Энди Эллиот, имевший на стартовом плоту восьмую позицию, финишировал в итоге шестым, а итальянец Франко Лейди, стартовавший семнадцатым, пришел к финишу седьмым. Француз Франк Риверт показал свой лучший результат в гонках F1, заняв восьмое место, а Андрей Берницын пришел девятым. Замкнул первую десятку швед Горан Карлоф — он сильно отстал на последних кругах, хотя временами шел в лидирующей группе.
Как оказалось, лидирующая десятка вобрала в себя вообще всех гонщиков, которые смогли добраться до финиша. Девять пилотов сошли с дистанции. Кстати, на пресс-конференции, которая состоялась сразу после награждения, гонщики единодушно отметили, что трасса в Москве — одна из самых опасных, и это не могло не сказаться на ходе соревнования. Вместе с тем, все были едины и во мнении, что гонки в Москве должны продолжаться, а сами спортсмены вне всякого сомнения будут приезжать сюда снова и снова.
Заняв третье место, Капеллини обеспечил себе хорошие шансы в пятый раз обрести титул чемпиона за последние шесть лет: отделяющие его от Джонса 9 очков и 14 очков — от Скотта Джилмана — хороший задел перед финальной гонкой чемпионата мира 1998 г. которая состоится в первую неделю декабря в Абу-Даби (ОАЭ). Гонка в Китае, которая планировалась ранее, отменена по просьбе китайского правительства из-за проблем, вызванных обширными наводнениями в стране.