Наверное, ни для кого уже не секрет, что судьба соревнований скутеров "Формулы-3" в последние годы складывается непросто, будущее класса неясно. "Формула-3" находится в тени своей "старшей сестры" — "первой формулы", которая невольно и создает основную проблему.
Сравнение, действительно, в пользу скутеров "Формулы-1". Они крупнее и примерно вдвое мощнее развивают более высокую максимальную скорость (среднекруговая 180 км/ч против 140); их гонки зрелищнее, а значит — привлекательней для спонсоров. Основная, наиболее весомая часть спонсорского пирога достается именно им. Остатков едва ли достаточно, чтобы прокормить целый класс. Как результат — существенно меньшее, по сравнению с "Формулой-1", число этапов в чемпионате мира (в 1997 г. их было всего 5, в 1998 г. запланировано 7 этапов), скромная организация соревнований и частая смена промоутеров, тщетно пытающихся переломить невыразительное существование.
А ведь "Формула-3" — не "бросовый" класс, не падчерица водномоторного спорта. По организации, регламенту, дистанции и многим другим параметрам гонки "Формулы-3" практически идентичны состязаниям "Формулы-1", хотя и проводятся на скутерах, объем двигателей которых не может превышать 850 куб.см. (против 2.000 куб. см. — в "Ф-1 "). Как правило, спортсмены выступают со специально подготовленными корпорацией ОМС подвесными "Эвинрудами" или "Джонсонами".
По гидроаэродинамической компоновке скутера-катамараны обоих классов практически идентичны, тем не менее, гоночные характеристики "Формулы-3" представляют достаточно высокий интерес и для спортсменов, и для зрителей, а сама техника несколько доступнее, чем в "старшем" классе. Важно и то. что гонки в "3-ем" классе можно справедливо рассматривать как ближайшую к "Формуле-1" ступень в лестнице на пути к вершинам спортивного мастерства. Думаю, с удовольствием вспоминают свои успешные выступления в этом классе ныне известные пилоты "Формулы-1" итальянцы Фабрицио Бокка и Франко Лейди, англичанин Энди Эллиот и венгр Рудольф Михальдинец. Рудольф, кстати, в сезоне-98 участвует и в гонках "Формулы-3", и в чемпионате мира по "Формуле-1". Благо этапы двух чемпионатов нынче совпадают. В этом совпадении нет ничего загадочного, дело в том, что промоутер чемпионата мира по "Формуле-1" маркиз Николо ди Сан Жермано после недолгих раздумий и переговоров с "UIM" решил взять под свое "крыло" и проведение гонок скутеров "Формулы-3". Такое объединение этапов, организационных и финансовых усилий по идее должно поддержать оказавшийся в нелегком положении класс. Первый в этом году опыт совместного проведения гонок выпал на Петербург, где 23 и 24 мая пилоты "первой формулы" разыграли Гран-При Европы, а участники соревнований по "Формуле-3" провели Гран-При России — первый этап чемпионата мира-98.
Ожидалось, что 23 мая в гонках на Неве примут участие сразу двое россиян — пилоты "Формулы-3" Сергей Хрущев из Екатеринбурга и его московский тезка Сергей Жиров-младший — представитель хорошо известной в нашем водно-моторном мире династии Жировых.
Напомним, что Сергей Жиров, которого тренирует его отец — Сергей Васильевич, участвует в соревнованиях по "Формуле-3" с 1996 г. Тогда его лучшим результатом стало 8 место не одном из этапов чемпионата мира. После пропущенного сезона 97-го года Сергей планировал участвовать в нынешнем чемпионате. Скутер для него изготовлен Жировыми самостоятельно, при этом за основу взята капсула, уцелевшая после аварии одной из лодок "Burgess".
К сожалению, Сергей Сергеевич приехать не смог. Жиров — отец наблюдал за соревнованиями с берега, а цвета российского флага на дистанции защищал один только уральский спортсмен. К слову, Сергей Хрущев — не просто спортсмен, но и президент федерации водно-моторного спорта Свердловской области. Пожалуй, во многом благодаря усилиям федерации водномоторный спорт на Урале и популярен, и пользуется поддержкой местных властей. Жаль, что у Сергея, который только с 1995 года начал постепенно входить в новый для него класс, не хватило опыта участия в больших международных гонках скутеров "Формулы-3" (Сергей дебютировал в Югославии на одном из этапов ЧМ-96, уже на следующий год он провел 4 гонки из 6 и занял итоговое 9 место). Хрущев не смог составить конкуренцию лидерам, хотя и показал хорошее, уверенное прохождение трассы.
На невской воде стартовали двенадцать гонщиков из шести европейских стран — Великобритании, Венгрии, Италии, Франции, Голландии и России. Не ошибусь, если скажу, что самые большие свои ожидания и специалисты, и посвященная публика связывали с выступлением прославленного венгерского гонщика Рудольфа Михальдинца. Рудольф начал сезон в ранге двукратного чемпиона мира (1994 и 1996 годы), причем в 96-м он выиграл абсолютно все этапы чемпионата. Сезон нынешний — видимо последний в его спортивной биографии гонщика "Формулы-3" Михальдинец полностью переходит в "Формулу-1".
В Петербурге ему сопутствовала удача. Лидируя на протяжении всех сорока кругов. Рудольф Михальдинец уверенно выиграл у следовавшей по пятам сильнейшей английской пары спортсменов Стива Хилла и Кена Мак Крори. В их борьбу мог вмешаться и самый молодой участник соревнований — двадцатилетний студент из Милана Симонэ Томмази. Итальянец уверенно шел четвертым после первых десяти кругов, когда в его двигателе обнаружились неполадки, и уже через минуту Симонэ чуть не плача закатывал тележку со своим скутером под тент в лагере на берегу. Томмази лишь год назад пересел на скутер "Формулы-3", до этого успешно выступая в других классах. Его появление в "формуле" было отчасти случайным — старшие партнеры по команде не доверяли ему место пилота до той поры, пока не заболел один из ключевых гонщиков. Симонэ буквально упросил "стариков" посадить его на скутер "Формулы-3" и очень хорошо показал себя на трех последних этапах Чемпионата-97. Его успехи и прогресс были столь очевидными, что перед стартом нынешнего чемпионата ужо никто не сомневался в том. что парень может и должен гоняться именно в этом классе. Передав скутер в распоряжение Томмази, его, в то же время, не смогли обеспечить новым мотором. "Я говорил им, что мне нужен новый мотор, что я могу показать хороший результат, но двигатель уже никуда не годится. Я говорил им... а они снова мне не поверили..." — повторял с горечью молодой пилот, осматривая прогоревший поршень.
Кстати, итальянец выступал на лодке, спроектированной и изготовленной нашим соотечественником Александром Щербининым, который в те прохладные майские дни также присутствовал в лагере участников на пляже Петропавловской крепости. Вот уже несколько лет Александр живет и работает в Венгрии Приятным откровением стала не просто полная конкурентоспособность "щербииинских" скутеров, но и их очевидная популярность на западе. Кроме Михальдиица и Симонэ Томмази еще два венгерских гонщика предпочли их "Буржессу".
Мы с большим интересом поговорили с Александром о его взглядах на развитие класса в ближайшее время.
На вопросы редакции отвечает Александр Щербинин:
Александр, а чем особенность вашей работы, чем ваши лодки отличаются от тех же "Буржесс"?
— Трудно сказать, что именно отличает мои скутера от полок других производителей. Теория одинакова для всех корпусов, важна их доводка, детали. Как это происходит? Например, я просто сижу на берегу и смотрю, как лодка идет. Пилот, находящийся в скутере, описывает свои ощущения, комментирует. То, что мне в лодке не нравится, я убираю. Как конкретно происходит процесс доводки? Я просто изменяю что-то по мелочам. Но именно эти незаметные на первый взгляд мелочи влияют на среднюю круговую и даже максимальную скорость, обеспечивают преимущество скутера на дистанции. Кроме того, при работе над доводкой новой лодки необходимо иметь в наличии весь технический комплекс, ведь, например, без хорошего мотора трудно оценивать достоинства и недостатки корпуса. Михальдинец долгое время предвзято относился к моим скутерам, безоговорочно предпочитая "Буржесс". Только после того, как мы приобрели современные моторы, стало ясно, что во многом мои лодки выигрывают такое сравнение. А когда молодые и менее опытные гонщики на этих лодках стали показывать результаты, которых он сам добился выступая на "Буржесс", Михальдинец, наконец оттаял, поверил мне. Очень важно, чтобы гонщик почувствовал лодку. Я ему (Рудольфу) сказал как-то: "Если ты поймешь лодку — все будет хорошо, а не поймешь — бесполезно что-либо с ней делать". Он асе понял и сразу, как только ее получил в 1996 году, стал чемпионом мира.
Как будет развиваться "Формула-3", в каком направлении?
— Я знаю, что и как буду менять, работая над новой лодкой Правда, это уже будет лодка не для Михальдиица — Руди отрезанный ломоть для "Формулы-3". Большие надежды я возлагаю на молодых ребят. Оба венгерских спортсмена по классу примерно одинаковы, оба — задиристые, амбициозные Очень интересный и перспективный гонщик — парень из Италии. У него вообще моя самая первая лодка из этой серии.
Кстати, одной из проблем, возникающих при работе за границей, является некоторое недоверие к выходцам из России. Например, пока Михальдинец мне не доверился в полной мере, было очень трудно доводить лодку. Конструктор и гонщик должны доверять и понимать друг друга. Я сижу на берегу и не знаю, что творится у него в кабине, что он чувствует, ведь лично я сам никогда не гонялся в этом классе.
_ Можете ли вы сравнить свое производство и, например, аналогичное производство у Капеллини?
— Капеллини начинал изготовление гоночных скутеров как конструктор и одновременно — как испытатель. Он наработал хорошую лодку, которая показала высокий результат. Причем, сам же Капеллини и показал этот результат — вариант очень хороший для создания скутера. А сейчас Гвидо, как мне кажется, все поставил "на поток". "ДАК" сегодня — чисто коммерческая лодка, какой в свое время была "Буржесс". У меня лично нет средств для того, чтобы создавать оснастку, рассчитанную на изготовление большой серии лодок. Я делаю лодку персонально под каждого гонщика, с учетом всех его требований. В обычной практике даже габариты пилота — часто становятся для него проблемой, если он приобретает уже готовый скутер. У меня это исключено. Гонщик приезжает ко мне, я его усаживаю, фиксирую удобное положение ног, рук, определяю позицию руля. Они (Буржесс, Капеллини) так не работают. Они считают, что их лодки и без этого покупают — значит все О.К.
Сейчас многие гонщики используют "доведенные" в США двигатели. Вы сами занимаетесь такими доводками?
— Нет, сам я моторами не занимаюсь. Кое-что помогаю делать с винтами. ведь винты на моих лодках отличаются от прочих. Объяснить, как и что я делаю с ними, мне тяжело. Я не занимаюсь теоретическими расчетами, я все сразу делаю на "живом" винте: и часто так бывает, что спроектированный винт "не плывет", а сделанный - "плывет". Можно спроектировать винт так, чтобы намного не ошибиться, но все равно затем нужно его корректировать и доводить индивидуально — этим я и занимаюсь. Когда мы поставили на мою лодку обычный винт с другого скутера, она не поехала, после доводки все наладилось. Практически, комплект винтов, который мы подобрали в 1996 году, не изменялся, а вы видели, с каким преимуществом финишировал Михальдинец. Хотя, например, Буржесс понастроил за это время много новых лодок.
Каково ваше мнение о расстановке сил?
— В "Формуле-1" сейчас лидируют итальянцы, хотя раньше были сильны англичане. "Формула-3" — это чисто английский класс, и когда из "Формулы-3" уйдет Михальдинец, английские гонщики смогут год — два жить спокойно. Но не дольше, ведь молодые ребята из Италии, Венгрии, да и других стран уже дышат им в затылок.
Да, действительно, английскую команду "Формулы-3'' не назовешь молодой — почти всем гонщикам уже около 40 лет. При этом у них за плечами хорошие традиции, богатый опыт и они, возможно, не меньше, чем молодые гонщики, хотят побеждать. Эти серьезные английские парни работают с высочайшей самоотдачей, и не это ли причина того, что практически все они — холосты. Единственный "женатик" — лидер команды, 38-летний Стив Хилл, отец двоих детей и человек непростой судьбы. До 1993 года Стив и не помышлял о гонках. В 1992 году на гоночной трассе в Абу-Даби погиб его отец, знаменитый Джон Хилл, чемпион мира 90-го года в водно-моторной "Формуле-1". После смерти Хилла-старшего за штурвал скутера сел его сын. Правда, начал Стив с "Формулы-4", а уже в 1994 году попробовал себя в "Формуле-3" и — неудачно. Хилл провалил сезон, его преследовали поломки почти на каждом этапе. Наконец, в 1997 году фортуна улыбнулась ему, и гонщик выиграл чемпионат мира. В нынешнем сезоне Стив Хилл также борется за лидерство, соперничая с Михальдинцем и своим товарищем по команде — Кеном Мак Крори, бронзовым призером прошлогоднего чемпионату.
Мак Крори считается одним из лучших английских гонщиков, являясь к тому же еще и "фирменным" пилотом комоднин "Castrol". В "Формуле-3" он выступает с 1989 года, бывал и 2-м и 3-м, но не выигрывал ни разу. Нам показалось интересным узнать его мнение о событиях, происходящих в "Формуле-3" вообще и в английской команде а частности. Начав с дежурных комплиментов организаторам соревнований в Петербурге и восхищения красотами города. Мак Крори перешел к вопросу о совместном проведении гонок двух "формульных классов".
Рассказывает Кен Мак Крори:
— Сейчас созданы идеальные условия для перехода пилотов "Формулы-3" в болеб высокий класс, ведь оба они включены в единую схему проведения обоих чемпионатов мира, четыре этапа пройдут совместно. Мы наблюдаем за соревнованиями "первой формулы", изучаем какие-то маленькие хитрости, отдельные нюансы. Николо ди Сан Жер-мано, как мне кажется, рад тому, что у него есть возможность посмотреть в доле и гонщиков "Формулы-1", и тех, кто со временем придет им на смену. Я думаю, совместные соревнования двух классов добавляют им зрелищности и делают более привлекательными для зрителей. Но я не хотел бы постоянно находиться в тени "первой формулы", так как в конечном итоге это может привести к потере индивидуальности класса, его вырождению. Поддержка весьма важна, но также необходимо, чтобы во время соревнований нас воспринимали именно как полноценных участников события, чтобы "Формула-3" сохраняла свое лицо, свой колорит.
В этом году наша команда выставляет довольно большое число участников, но здесь нас не так много — только 4 гонщика. Это связано прежде всего с дороговизной перелета и доставки лодок. Большинство наших гонщиков не имеют хорошей спонсорской поддержки. Я думаю, что в следующем году в соревнованиях сможет участвовать до 20 английских лодок. Сейчас идут переговоры о привлечении новых спонсоров, что, вероятно, позволит где-то к концу сезона выпустить на "большую воду" еще несколько спортсменов. О будущем английской команды могу сказать следующее через год, когда Михальдинец уйдет в "Формулу-1", у англичан появятся дополнительные шансы на победу. Хотел бы я сказать, что именно мне удастся стать лидером, но, ситуация пока не дает возможности этого сделать — очень уж хорош сегодня Стив Хилл. Я надеюсь выиграть у него на следующем этапе. Итальянцы, конечно молодцы. Они хорошо едут и очень молоды, но объективно, у английской команды потенциал выше, лодок больше, пилотов больше.
Думаю, что статус-кво в производственной базе и распределении рынка у изготовителей лодок и моторов установлен. Ни "Меркюри", ни какие-либо другие фирмы не станут влезать в дела нашего класса в ближайшее время. Что касается моторов, которые мы сейчас используем, последние модификации произошли в 1998 году, они имеют большую мощность, чем прежде. Новшества коснулись в первую очередь "внутренностей", заменены поршни. Моторы выглядят сегодня более мощными и более надежными, что является положительным моментом: уменьшилась вероятность неконтролируемого отрыва от воды. Что же касается будущих изменений — они будут зависеть от денег. Денег, которые необходимо заплатить за новые конструкторские разработки, испытания и отладку. Лично мне нравится мой мотор, буду повышать свое спортивное мастерство.
Сама гонка на Большой Неве прошла на удивление спокойно Практически, содержание ее свелось к удержанию позиций, которые гонщики захватили в первые минуты после старта. Британская пара Хилл — Мак Крори выясняла между собой, кто из них быстрее и более достоян места за спиной у Михальдинца. В этом споре победил Хилл. Причем, ближе к заключительному кругу (а их, в отличие от "Формулы-1" всего 40) Стив все-таки ушел в отрыв и предельно сократил отставание от Михальдинца; но венгерский гонщик свою победу не упустил — разрыв по времени между первыми двумя лодками на финише составил всего 3 секунды, тогда как Мак Крори проиграл Михальдинцу почти 45 секунд. При этом лучшая скорость круга у Рудольфа — 118 км/час (на пол-позишн венгр показал скорость 154.57 км/час, и это — лучший результат), а у Хилла те же показатели составили 116 и 147.78 км/час соответственно. Кроме сошедшего с дистанции на 19 круге Симонэ Томмази "пострадавших" больше не было. Так и поднялись на пьедестал почета гражданин Венгрии и два английских джентльмена Вероятнее всего, между этими гонщиками и развернется основная борьба на шести остальных этапах чемпионата.
Можно было, ожидать, что для многих тысяч зрителей, собравшихся на невских набережным в тот день, гонки "Формула-3" не станут основным зрелищем, а будут восприняты как некое "разогревающее" выступление накануне основного шоу. Однако опасения эти были напрасны — публика с благодарностью и видимым энтузиазмом наблюдала за развитием событий в состязаниях скутеров этого, как считается, менее зрелищного класса" Думаю, зрительского удовольствия было получено немало, а идентичность правил, дистанции и регламента соревнований в обеих "формулах" позволили горожанам хоть немного судить о ходе гонки и ее итогах.
После Петербурга гонки принимал у себя французский Шалон (6-7 июня), а вслед за ним греческая Левкада (20-21 июня). Во Франции победу вновь праздновал Михальдинец. Хилл занял второе место, англичанин Джемей Сталлард — третье, Мак Крори — четвертое. Третий этап ознаменовался поломками у лидера венгерской команды, который на этот раз не смог финишировать. В результате первым был Стив Хилл, а ого товарищи Кен Мак Крори, Джемей Сталлард и Ян Эндрюс расположились сразу за ним.
До конца чемпионата гонщикам осталось пройти четыре этапа: