«На петербургских верфях наблюдается небывалая кипучая деятельность по постройке любительских судов, главным образом моторных, являющаяся результатом большого спроса на этого рода суда из провинции, причем наибольший процент спроса надо отнести на Сибирь. Выпуск новых усовершенствованных двигателей, дающих возможность пользоваться в качестве горючего керосином тотчас после пуска в хо,ц двигателя посредством бензина, облегчает пользование мотолодками в глухих местах обширной матушки Руси. На днях нам удалось побывать на одной любительской верфи, где спешно заканчиваются четыре больших мотобота с двигателями мощностью от 25 до 65 сил. Надо думать, что в недалеком будущем цены на моторные суда значительно понизятся».
Многочисленные статьи о моторных судах, их постройке, эксплуатации, о гонках на катерах и глиссерах публикуют журналы «Самокат», «Автомобильное дело», «Спорт», «Автомобиль», «Яхта», «Автомобиль и воздухоплавание», «Автомобильная жизнь и спорт», «Спорт и наука», «Иллюстрированный спорт», «Всемирное техническое обозрение», «Циклист», «Рулевой» и т. д.
Уже в 1910 г. были разработаны официальные «Правила употребления на судах, плавающих по внутренним водным путям, двигателей с внутренним сгоранием» (журнал «Автомобиль», № 8), которые регламентировали способы установки стационарных двигателей на мотолодках и технику безопасности при применении этих двигателей.
Любопытная заметка была напечатана в № 1 журнала «Автомобиль» за 1910 г. под рубрикой «Хроника аэро- и автомобильной жизни». В ней говорится о применении глиссеров в Киеве: «С открытием Днепра «Киевское общество воздухоплавания» вводит на реке особый тип лодок-гидропланов — идущих при посредстве моторов и воздушных винтов-пропеллеров».
В эти же годы публикуются и первые книги по водно-моторному делу:
- A. Н. Борман, Моторные лодки на автомобильной выставке в Берлине, Спб., 1907;
- П. К. Энгельмейер, Автомобиль, мотоциклет и моторная лодка, Спб., 1908;
- Бауэр (перевод П. А. Орловского), Как устроена моторная лодка и как обращаться с нею, Спб., 1909;
- B. Н. Пылков, Как построить моторную лодку, Спб., 1909;
- М. Г. Бауэр (перевод А. Блюмберга), Как построить моторную лодку, Спб., 1912;
- Ж. Изар, Моторные суда. Лодки, яхты, плавучие дачи, гидропланы, аэрогидропланы, Спб., 1912;
- П. А. Орловский, Автомобильные двигатели и двигатели, применимые для моторных лодок и для летания, Спб., 1913.
Первые статьи о глиссирующих моторных судах в русских журналах появились в 1908 г. Одесский журнал «Спорт и наука» (1908 г., № 1) под рубрикой «Моторные суда» писал о постройке первого отечественного глиссера: «Судостроительная фирма В. А. Лебедева (в Петербурге, — Ю. М.) на днях приступила к изготовлению первого в России гидроплана со скоростью 50 вер. в час.» (около 53 км/час).
В четвертом выпуске сборника уже сообщалось о первой в России гонке моторных судов в 1904 г. Приведем несколько слов из официального «Очерка деятельности С.-Петербургского Речного яхт-клуба» об этой гонке: «На гоночной неделе в день летнего клубского праздника была устроена гонка моторных судов. Это было первое в России состязание такого рода». Гонки Речного яхт-клуба стали традиционными. В 1905 г. они были проведены 30 июля: «С выдающимся успехом прошли клубские гонки гоночной недели, а также и состоявшаяся под проливным дождем гонка моторных лодок, в которой первый приз взяла лодка А. В. Трека под управлением Н. Д. Маршалова». (Не с тех ли пор дождь «традиционно» сопровождает почти каждую гонку моторных судов, особенно в Ленинграде и Прибалтийских республиках?).
В 1906 г. гонка состоялась 29 июля: «В субботу в Спб. речн. Яхт-клубе происходил ряд гонок, входивших в серию гонок Петербургской гоночной недели. Большой интерес представляла гонка-гандикап мотоботов. Первый приз присужден моторной лодке г. Мэрса («Вестерн» — Ю. М.) вместо «Американца» г. Бекеля, получившего второй приз. Третий приз получила «Сирена» К. Р. Картау. Публикуемый отрывок из отчета («Яхта», 1906 г., № 9) выбран из множества других потому, что в нем упомянуты победитель первой в России гонки моторных судов Константин Романович Картау и его моторное судно «Сирена» — фаворит этой первой гонки.
В 1907 г, за сезон состоялось уже несколько гонок моторных судов. Летом Российское автомобильное общество устроило в Петербурге международную выставку автомобилей и моторных лодок. В честь выставки состоялись первые в России международные гонки моторных судов. Гонки продолжались два дня — 2 и 3 июня — и привлекли много зрителей. «С особенным интересом следили все за французской лодкой «Lorraine», показавшей невиданную для Петербурга скорость, 19 узлов».
С каждым годом в гонках принимает участие все большее количество судов. Журнал «Яхта» № 54 от 15 июля 1908 г. писал:
«В воскресенье, 13 июня, в 2 ч. 30 м. дня, в Спб. р. Я.-Кл. состоялась первая в сезоне гонка мотояхт, в которой приняли участие 14 судов. В первом разряде шли гоночные: ЧУМ г. Лепешева, ИДЕЯ г. Беляева, РОЧЕСТЕР г. Бекеля, ТЕНЛЕН Абосской верфи, СКОЙ г, Нобеля, СИГМА г. Танского и НЕВА (вспом. катер яхты Нева мор. вед.). Лучшее время показали СКОЙ (17 м. 53 с.), СИГМА (18 м. 42 с.) и ИДЕЯ, пройдя два раза вокруг Елагина острова, начав гонку с хода, причем СКОЙ покрыл прошлогодний рекорд ЛОРЕНА II (французского мотобота) на 9½ сек. Во втором разряде шли крейсеры. СОПЕРНИЦА г. Бейера, ЭКСПРЕСС г. Гука, ЭХМА г. Золотова, МЕРТЕНС г. Мертенса, ЛЕДА г. Крюкова, САДКО г. Жукова и БРОДЕРНА г. Нобеля. Курс гонки: павильон Спб. р. Я.-Кл. — Елагинский маяк — Невский маяк— Елагинский маяк — вокруг Елагина острова— павильон Спб. р. Я.-Кл. Лучшими по времени были: СОПЕРНИЦА..., ЭКСПРЕСС и МЕРТЕНС».
Следом за Петербургом состязания на моторных катерах стали проводить и в других городах нашей страны, в первую очередь в Риге. Читаем в том же журнале «Яхта» (1906 г., № 9): «23 июля, как нам пишут из Риги, состоялась на реке Аа ежегодная открытая гонка Рижского гребного клуба. По окончании гребных состязаний состоялась гонка мотоботов; дистанция 6 миль; учет — гандикап по соглашению владельцев. Приз получила «Надя» г. А. Лейтнера под управлением г. Т. Мельбаума, кончившая гонку в 26 мин. 24 сек.» Видимо, эту дату, если не удастся найти сообщений о более ранних гонках, можно считать «днем рождения» латвийского водно-моторного спорта.
Одним из первых русских городов, начавших проводить гонки моторных судов, был Ростов-на-Дону. Первое упоминание о гонках в Ростове относится к 1909 г. (журнал «Яхта», № 77). В 1910 г. в том же журнале была помещена заметка «С берегов Азовского моря» о соревнованиях на моторных катерах в Таганроге. О первых гонках моторных судов в Москве удалось прочесть в журналах за 1912 г. Тот же журнал «Яхта» (№ 115, 1912 г.) опубликовал большую заметку, посвященную этому событию:
«В воскресенье, 26 августа, состоялись гребные и моторные гонки в Импер. Моск. Яхт-Клубе... Особенно оживленно прошло состязание моторных судов, которые были разбиты на 4 категории. Дистанция — 3 версты с 3 поворотами. В категории до 3 сил впереди была «Нимфа», рул. *** (поразительная застенчивость оказывается у некоторых московских мотоботистов, заставляющая их скрываться под звездочками), имевшая fore 21 с.; ее время 21 м. 51⅗ с.; за нею «Гравеналь», рул. Леонов, шедшая с места, время которой 21 м. 56⅖ с. Во второй категории, до 5 сил, «Люлю», рул. Гейс, имея fore 3 м. 12 с. показала 19 м. 8 с., а «Мефисто», рул. Сивере, — 19 м. 8 с. с места. В третьей категории, свыше 5 сил, «Немо», имея fore 4 м. 54 с., показала 11 м. 40⅕ с., «Аспир», рул. ***, имея fore 8 м. 44 с., показала 16 м. 11 с. В четвертой категории выступали яхты с пассажирами: «Фаро» Старикова — с места 14 м. 45 с., и «Георгия», тоже Старикова, имея fore 1 м. 10 с., показала 16 м. 15 с. Главным судьей был А. П. Молчанов, стартером А. С. Камынин».