1 августа 1904 года (19 июля по старому стилю) в Петербурге состоялось событие, положившее начало водно-моторному спорту в нашей стране. В этот день «Петербургская газета» (№ 197) под рубрикой «Спорт» напечатала следующее:
«Сегодня в спб. речном яхт-клубе назначен яхтенский и гребной праздник, во время которого будут поздно вечером устроены состязания на парусах и байдарках. В первый раз предложено состязание на «моторных лодках».
Петербургские газеты уделили много внимания первым в России гонкам на моторных судах; соревнования, проходившие вокруг Елагина острова со стартом и финишем у бонов Санкт-Петербургского Речного яхт-кпуба, привлекли множество зрителей. Та же «Петербургская газета» 21 июля (№ 199) писала:
«С музыкой спортсмены справляли свой праздник парусным, гребным и даже бензино-моторным состязанием. Первый приз взяла яхта-мотор «Сирена»...»
Имена первых победителей первого соревнования моторных катеров сохранила для нас другая газета «Петербургский листок»; в номере 199 от 21 июля под заголовком «Парусно-гребная гонка в яхт-клубе» можно прочитать:
«Первый раз была гонка судов-моторов. Первый приз получил г. Ка рта у на яхте «Сирена», сделавший 4 круга в 29 мин. 15 сек., второй на моторной лодке г. Золотов, сделав 6 кругов в 33 мин. 22 сек., Векшинский — 5 кругов в 35 мин. 30½ сек., г. Коровин — 7 кругов в 37 м. 13 сек.».
В те времена еще не существовало деления судов на классы, равно как не существовало вообще специально-гоночных моторных судов. В первой отечественной гонке моторных катеров участвовали весьма различные по мощности двигателей, размерениям и обводам корпусов суда; поэтому для уравнения шансов на победу в гонке состязание было проведено с гандикапом,— каждому катеру была назначена своя, отличная от других по протяженности (количеству проходимых кругов) дистанция.
На приведенной фотографии можно видеть катер «Эх-ма», стартуя на котором Александр Леонтьевич Золотов завоевал второй приз — кубок с надписью:
«Приз С. П. Б. Речного Яхт Клуба за состязания на моторных катерах».
Не только соревнования, но и тренировки первых спортсменов-водномо-торников привлекали большое внимание.
Необычная архитектура новых для того времени судов и большая их скорость были тому причиной.
«...Среди судов оригинального «моторного» флота встречаются очень изящные экземпляры, обладающие хорошим ходом и такой поворотливостью, что ей позавидовали бы даже миноносцы. Преобладают бензиновые двигатели, но есть и электрические. Отсутствие трубы и машинных кожухов придают лодкам фантастический, сказочный облик» — так писала в те дни «Петербургская газета» (№ 201 от 23 июля).
Отмечая шестидесятилетие со времени проведения этой гонки, нам приятно подчеркнуть, что, таким образом, Россия была одной из первых стран мира, в которой были проведены соревнования моторных судов.