На страницах сборника «Катера и яхты» систематически публикуются содержательные материалы по истории зарубежного водно-моторного спорта, реже — заметки об отдельных соревнованиях на моторных судах, проводившихся в дореволюционной России. Эти сведения представляют несомненный интерес, но было бы безусловно своевременно и еще более ценно провести работу по сбору и публикованию материалов по истории советского водно-моторного спорта, тем более интересной, что наш водно-моторный спорт развивался в тесной связи с ростом отечественного катеростроения и моторостроения.
Так, например, напомню, что в Москве первые соревнования катеров были проведены водно-моторной секцией Мосавтоклуба еще осенью 1926 года. Были ли эти соревнования первыми соревнованиями на моторных судах в СССР?
Сорок лет назад трудно было предвидеть, что материалы созданной при Мосавтоклубе в 1925 году водно-моторной секции впоследствии могут стать интересными, поэтому документальных данных об этом периоде почти не осталось. Однако сохранились, например, такие сведения. На упомянутых соревнованиях 1926 года призер в «младшем классе» финишировал на трехкилометровой дистанции с двумя концевыми поворотами со скоростью около 8,7 км/час. Катер «старшего класса» «КИМ» со старым автомобильным двигателем «Рено» ходил со скоростью около 19 км/час и при этом считался образцом быстроходного гоночного судна.
В дальнейшем наш водно-моторный спорт, следуя за развитием отечественного катеростроения, быстро набирал силы, и в те годы было создано немало интересных конструкций малых моторных судов и моторов для них. Большой интерес представляли, например, построенные в Горьком катера типа «Пятилетка» со скоростью хода более 50 км/час, глиссеры с воздушными винтами (строившиеся в Москве, Ярославле, Горьком, Тамбове и других городах СССР), показывавшие скорости 70—90 км/час и т. д,
После постройки в 1927—1928 гг. первого в СССР глиссирующего спортивного судна с подвесным лодочным мотором, получившего имя «Скутер», это имя собственное закрепилось в качестве названия целого класса гоночных глиссеров с подвесными моторами. У нас появилось много интересных и весьма высококачественных судов этого типа, многие из которых были созданы спортсменами-конструкторами Ленинграда, так же как и первые малые глиссеры со стационарными моторами и водяными винтами.
Безусловно интересна и поучительна история нашего отечественного катерного моторостроения, начавшаяся тихоходным подвесным лодочным мотором «П-5» мощностью 5 л. с., который выпускался в 1931—1932 гг. производственным комбинатом МООСО в Москве. Несколько позднее появились оригинальные по конструкции и неплохие по эксплуатационным показателям подвесные лодочные моторы «2К-175» (Москва), «ЛМ-4» и «ЛМ-7» (Рыбинск), «Дип» и «ПМ-4» (Ленинград) и т. д.
Было бы очень хорошо полностью восстановить лишь частично сохранившиеся результаты соревнований катеров и глиссеров 1926—1941 гг. и историю таких крупных спортивнотехнических испытательных походов, как звездные походы 1928—1929 гг. с «центром звезды» в Горьком, походы на глиссерах или на первых советских лодочных моторах 1930— 1935 гг. и т. д.
Нет сомнения, что у организаторов и участников этих соревнований и испытательных походов первых лет развития нашего катеростроения и водно-моторного спорта сохранились интереснейшие данные и материалы, которыми они могли бы и должны поделиться с читателями сборника «Катера и яхты».