В истории нашего водно-моторного спорта не было периода, более насыщенного событиями, чем последние два — три года. Вступление Федерации в УИМ, введение новых международных правил соревнований, использование отечественных моторов на скутерах. Как отразятся все эти нововведения на массовости спорта? Ведь ряду существовавших типов судов теперь выход на трассу гонок закрыт. Не ухудшатся ли результаты?
Ответы на эти вопросы должен был дать очередной пленум Федерации водно-моторного спорта СССР, созванный в марте этого года.
Сведения, которые сообщил в своем отчетном докладе заместитель председателя Федерации Ю. В. Емельянов, свидетельствуют о том, что советские водномоторники за последние годы добились значительных успехов.
Увеличилось число соревнований. Возросло количество участвующих в них спортсменов. Особенно это заметно в классах судов, на которых применявшиеся ранее импортные моторы были заменены отечественными.
Возможность использовать общедоступную технику позволила шире привлекать к водно-моторному спорту молодежь. Молодым спортсменам, освоившим юношеские классы судов, теперь нет больше необходимости занимать очередь на получение «Кенига» или «Дельфина». На скутерах, так же как и на мотолодках, теперь стоят «Вихри» и «Нептуны».
Переход на новые правила, исключающие форсировку мотора на спортивных судах (мотолодках и катерах — по старой классификации), побудил спортсменов искать новые решения при постройке корпусов.
Оригинальные конструкции мотолодок разработаны мастерами спорта Ю. Лиллом, А. Раудвой, В. Вейнбергом. Легкие, с высокими гидродинамическими качествами суда позволили спортсменам на серийных подвесных моторах развивать скорости, которые раньше достигались за счет форсировки.
Интересные новинки спортивной техники были продемонстрированы и в других классах. Катер, построенный заслуженным мастером спорта В. Исаковым, глиссер чемпиона страны Г. Грушевского могут служить образцами для этого типа судов, выпускающихся промышленностью.
К сожалению, с промышленным выпуском спортивной техники дела обстоят не лучшим образом. Потребность в спортивных судах, в первую очередь — скутерах (в связи с возможностью использовать на них отечественные моторы) в настоящее время интенсивно возрастает. Единственная верфь — Ленинградский завод спортивного судостроения ДОСААФ — не в силах удовлетворить и части поступающих на нее запросов.
В этой связи необходимо внимательно изучать возможности размещения заказов на других предприятиях. Как сообщил делегат от Пермской области Ю. Ощепков, судостроительный завод «Кама» изъявлял готовность строить ежегодно до 500 спортивных судов, однако Федерация не проявила должной расторопности для того, чтобы это предложение было реализовано.
Не лучше обстоит дело и с выпуском специальных гоночных моторов. Замена «Кенигов» «Нептунами» и «Вихрями» при всех полученных выгодах не могла не отразиться на уровне результатов в классах скутеров. Чтобы иметь возможность выступать на международных гонках, приходится по-прежнему закупать дорогостоящие импортные моторы, которые целевым назначением идут на вооружение сборной команды страны.
Минусом здесь является еще и то, что на союзных соревнованиях члены сборной выступают только в личном зачете. Ни для самих спортсменов, ни для спорта в целом такие гонки большого интереса представлять не могут.
Показательно, что три из четырех мировых рекордов наших водно-моторников (ныне мастеров спорта международного класса В. Исакова, Е. Степанова, А. Жирова и Е. Ивановского) были установлены на судах с отечественными моторами.
В решении вопросов развития моторной базы нашего водно-моторного спорта Федерация не проявляет должной настойчивости.
Необходимо оказывать более действенную поддержку инициативе, исходящей от моторостроительных заводов. В частности, заслуживает внимания предложение завода «Красный Октябрь» изготовить серию «Нептунов» в спортивном варианте.
Наличие таких моторов позволит поднять результаты наших мотолодочников до международного уровня.
Как сообщил представлявший на Пленуме Ульяновский моторный завод чемпион страны, мастер спорта В. Баринов, это предприятие в настоящее время ведет проработку новой конструкции «Ветерка». Предусматривается возможность выпуска мотора как в обычном, так и в спортивном варианте.
Инженер А. Чистиков сообщил об усовершенствованиях конструкции мотора «Сич», позволивших повысить надежность зажигания, снизить на 20% сопротивление подводной части. Готовится 350-кубовая модель мотора. По-прежнему, однако, не решен вопрос с серийным выпуском «Сичем». Этому вопросу Федерация должна уделить самое пристальное внимание.
Пленум обсудил деятельность подразделений Федерации.
Отмечена полезная работа, проделанная технической комиссией, тренерским советом и президиумом всесоюзной коллегии судей в связи с переходом на международные правила соревнований, освоением новой техники.
Недостаточно четко организована работа комиссии дальних спортивных плаваний. Соревнований по этому виду спорта не проводится. Дело ограничивается выполнением соответствующих нормативов отдельными рулевыми, многие из которых выходят в плавание, не имея даже утвержденного маршрута. Отсутствует контроль за техническим состоянием судов.
Надзор за всеми типами малых судов, не предусмотренных спортивной классификацией, возложен в настоящее время па органы ОСВОДа. В связи с этим пленум принял решение обратиться в ЦК ДОСААФ с предложением рассмотреть вопрос о передаче комиссии дальних спортивных плаваний в ведение ОСВОДа.
Вместе с тем была отмечена необходимость стимулировать проведение получивших в последнее время большую популярность гонок на мотолодках народного потребления (что предусмотрено и новыми правилами соревнований).
Отмечена слабая работа комитета пропаганды. На низком уровне велась работа судей-комментаторов.
Суммировав высказанные мнения, пленум наметил конкретные меры, направленные на повышение массовости и улучшение спортивно-технических результатов нашего водно-моторного спорта. Принято обращение ко всем спортсменам ознаменовать 50-летний юбилеи образования СССР новыми спортивными успехами.